Как следует из данных Госкомстата, розница в Узбекистане дрейфует к крупным торговым предприятиям. Оборот розничной торговли в январе-феврале 2021 года достиг 28, 6 трлн. сумов и увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2020 года на 0,7 %. При этом товарооборот крупных предприятий составил 4, 9 трлн. сумов с темпом роста 112,6 %.
В структуре оборота розничной торговли доля товарооборота крупных предприятий составила 17,1 % от общего объема продаж, их основная доля наблюдалась в г.Ташкент (38,7 %), Самаркандской (21,9 %), Ташкентской (12,6 %) и Хорезмской (11,6 %) областях.
Что касается малых и частных торговых предприятий, здесь в первые два зимних месяца наблюдается недобор. Оборот розничной торговли малого бизнеса и частного предпринимательства, согласно статистическим расчетам, составил 23, 7 трлн.сумов и по сравнению с аналогичным периодом 2020 года уменьшился на 1,4 %. Доля данного сектора по республике в обороте розничной торговли достигла 82,9 %.
В данный сектор входит также неорганизованная торговля – дехканские рынки и рынки скота.
Официальная статистика зафиксировала, что оборот неорганизованной торговли по итогам января-февраля 2021 года составил 2, 6 трлн. сумов и по сравнению с аналогичным периодом 2020 года увеличился на 0,8 %. В том числе оборот торговли на дехканских рынках составил 1, 1 трлн. сумов, (+ 2,7 %), на рынках скота 1, 5трлн. сумов (-1,3).
В структуре оборота розничной торговли республики значительная доля отмечена в г.Ташкент- 24,5 %, или 7 020,5 млрд. сумов.
Оборот розничной торговли на душу населения за два месяца 2021 года в среднем составил 838,1 тыс. сум (по сравнению с аналогичным периодом 2020 года он уменьшился на 1,2 %). Данный показатель, по сравнению с другими регионами, был больше зафиксирован в г.Ташкенте (2 675,1 тыс. сумов), Навоийской (1059,1 тыс. сумов) и Ташкентской (997,2 тыс. сумов) областях, отмечено в сообщении Госкомстата.
В.Новиков