Истинный гедонист ищет вовсе не наслаждений и нескончаемого счастья, ему интересен сам опыт, как категория максимально иррациональных вариантов альтернативного времяпровождения и анализ его интеллектуальных и чувственных последствий. На этом можно закончить усложнять, потому что остальное начисто лишено каких-либо мыслеизгибов и кривых, и к анализу очередного локального кино-мастерписа смело можно подходить с обычным угольником без штрихов и делений.
Кто-нибудь знает, где находится кинотеатр Asia Cinema? Уверена, что многие в курсе, но мой геолокатор был бессилен перед четвертым кварталом Юнус-Абада, хотя может это и не плохо, в данном случае.
Пробираясь пешком внутрь спального квартала, мы получили истинное эстетическое наслаждение. С одной стороны, это размеренный ландшафт однотипных советских многоэтажек, но с другой, в них всё говорит о присутствии их обитателей — невзыскательных мирян.
На прилегающей к домам территории активно идёт окучка и посевная, стиранное бельё крутится на «карусели» рядом с детскими качелями, за аккуратными ограждениями видится учак, айваны, вот-вот выйдет хозяйка и начнёт выбивать курпачи… Ограждённая площадь для бытовых отходов давно превратилась для их охранителя в полноценное жильё, украшенное шикарным зеркалом с изображением прекрасной дивы в духе Альфонса Мухи и элементами ландшафтного дизайна из выкинутых жителями за ненадобностью пластиковых пальм…
Наконец, перед нами возник Asia Cinema, бывший кинотеатр им.Камиля Ярматова, имя которого когда-то носил и «Узбекфильм», но фамилия основателя кинопроизводства Узбекистана где-то затерялось в неразборчивых ренессансах нашей полной независимости. Впрочем, и сам типовой, но вполне уютный кинотеатр 60-х годов, производит впечатление чего-то затерянного во времени и пространстве, хотя владельцем содержится в хорошем состоянии.
Уже стало естественно, что на сеанс кроме нас желающих не было. Работники кинотеатра, один — механик, второй — администратор, трудятся в системе проката еще с советских времен, в кинотеатрах же торговых центров нас встречали только приятные барышни. Оказалось, что только в этом частном кинотеатре самый большой 3D экран в стране и на будущее у хозяев большие планы, в первую очередь, ставится задача выиграть конкурентную борьбу у кинотеатров при торговых центрах путем улучшения качества сервиса.
Романтическая комедия «To’ygacha Sho’xlik» (2020) буквально переводится как «Развлечение перед свадьбой», но я взяла на себя смелость и перевела как «Свадебный переполох». Текста, о чём лента, кто в ней играет, зачем вообще режиссёр и сценарист Даврон Умаров снял эту низкопробную худпродукцию, я не нашла, немного информации о фильме можно найти только в трейлере.
Действие происходит в Ташкенте, все персонажи, как правило, живут в обстановке сытости и довольства, в собственных особняках с евроремонтом. Окруженные вычурной резной мебелью, сервизами с изображением оленей, хрустальными люстрами, дорогими машинами и прочими указаниями на безбедную жизнь, своим поведением претендующие на некий высокий жизненный и общественный статус, как это бывает у внезапно разбогатевшей мелкой буржуазии из касты торговцев, бытовых проблем не испытывают, в трудоустройстве не нуждаются — и это уже утвердилось в виде классической формулы, штампа бытования наших граждан, «подсмотренную» через мутные линзы объективов величайшего из искусств.
Теперь, когда протагонисты «упакованы», их единственной, наиглавнейший заботой становится забота о продлении рода и все вопросы, связанные с организацией и реализацией брачных союзов, процессом сватовства и туй-акций, в общем, всего того, что связано с оформлением ритуальной части древнейшего из основных инстинктов в рамках непогрешимого лона устойчивой ячейки общества.
Для осуществления жёсткого отбора претендентов на непорочное чрево — будущую утробу для новой жизни, применяются прогрессивные методы селекции, а именно в одной из представленных ячеек мать семейства (Зухра Солиева) заявляет обычным свахам о том, что «Биз факат совчиликагентлиги билан ишлаймиз» (Мы работаем только с брачными агентствами) и требует гувохнома (удостоверение), чем вызывает недоумение сватьёв.
Их Шохрух (актер Шохрух Хамдамов), работает на фирме по оптовой торговле, давно знаком со вздорной особой Чарос из прогрессивного семейства, вздумавшей красавца-парня сменить на карьеру и отвергшей всякие поползновения на её свободу. Юноша страдал, но домочадцы не бросят его в годину испытаний и примут деятельное участие в выборе более подходящей пассии.
Отдельно заслуживают внимания три представленных в фильме отца семейства. У режиссёра вполне определённый взгляд на маскулинность и манеру разговаривать на далеком от хорошего воспитания жаргоне, тем самым невольно создавая впечатление, что каждый из них когда-то провел годы в местах, не столь отдалённых за хищение госсобственности, а может за коррупцию или разбой. Не удивлюсь, если под их спортивками «адидас» будут голубые купола с «не забуду мать родную». Особенно преуспевает в этом один из них — отец киногероя Шохруха (Мирзабек Холмедов).
Другой отец-пахан предупреждает симпатягу Шохруха, что его дочь временно пребывает у его брата-кассоба (мясника) и не стоит на ночь глядя тревожить его, может не разглядеть в темноте, кто перед ним — жертвенный барашек или потенциальный куёв (жених).
Матери всех добропорядочных семейств — это обычные свахи-клушки, нигде не работают, их забота и магистральная линия жизни в одном — вечный поиск для своего выводка оптимального варианта будущего нерушимого союза человека и девственницы. И там есть свои авторитетки-смотрящие (Дильбар Икрамова), решалы вопросов, перед которыми по команде «смирно» выстраивается весь семейный подряд (бригада).
Как я говорила выше, работает Шохрух на фирме по оптовой торговле соками и водами, где тоже сложилась определённая корпоративная культура. Все молодые и прекрасные пери (других на фирму не берут) — девушки на выданье и единственной их заботой является неустанный честный труд, замуж они особо не торопятся, согласно национальной программе по обеспечению гендерного равенства, принятой в стране.
Нездоровое желание жениться исходит исключительно от мужской части коллектива и здесь стоит сказать о хозяине фирмы. Это симпатичный, высокий, здоровый и в целом, не глупый не бедный молодой человек, но очень одинокий, почему-то обделённый женским вниманием. Он бы и рад ухаживать за делопроизводителем Лолой (она же Лола Примкулова, как видно, авторы фильма не парятся насчёт имён героев), но она предпочла глуповатого, бедного клерка, ибо кривыми буквами на клочке мятой бумажки тот изобразил надпись I love you, вложив записку в папку с документами Лоле, которая ничего не подозревая, оставила её на столе у начальника.
Шеф, увидев в папке послание и думая, что это адресуется ему от Лолы, немедленно на следующий день надевает свой лучший костюм, опрыскивает ароматизирующей жидкостью всего себя, включая ротовое отверстие, с букетом цветов признается Лоле в своих чувствах. Но… (о боже, и богатые тоже плачут!) красавица Лола, сильно расстроена и непреклонна, в конце-концов отвергает его любовь в пользу дурашливого, бедного и явно бесперспективного парня. В данном случае, любовь действительно очень и очень зла…
Продолжая анализировать связь последних реформ в стране в сфере улучшения обеспечения экономического благосостояния и духовного развития населения, отметим их полную поддержку создателями фильма и безусловное согласие с выбранным руководством государства курсом, в частности спортивному и интеллектуальному развитию молодежи. В 2020 году руководством страны поставлена задача превратить шахматы в массовый вид спорта и ожидается, что благодаря запланированным мерам к 2025 году постоянно заниматься шахматами будут три процента жителей страны, что ярко и навязчиво представлено в фильме.
В постановлениях правительства ожидается, а в киноискусстве уже воплощено. На протяжении всей этой художественной и интеллектуальной нищеты, возникают сцены игры в шахматы. Играли раз пять в школе дети, дома, на диване происходила шахматная баталия между мужем и женой, на ковре у дивана — между детьми, с отжиманиями юного шахматиста от пола, ибо в человеке должно быть все прекрасно, далее игра идет на фоне читающей книгу (так и просилось название книги «Идиот») матери, хотя даже намека в фильме на существование домашней библиотеки ни в одном из домов не было.
И вот свершилось.., мальчик, внук одного из главы семейства, согласно выбранному руководством государства курсом спортивного развития молодежи, становится победителем мирового шахматного турнира в Индии! Параллельно, благодаря отжиманиям от пола, дети накачали мускулатуру и дали неожиданный отпор банде школьных хулиганов.
Долго думала насчет немалого количества появившихся ульев прямо напротив входа в дом и поняла, что эта сцена снята под впечатлением от принятого постановления правительства 2017 г. «О мерах по дальнейшему развитию отрасли пчеловодства в республике», герои сцены несомненно являются членами Ассоциации «Узбекистон асаларичилари». Конечно, кур показывать не стоило, с ними как-то у правительства не задалось… Чуткость к политическому моменту у Даврона Умарова явно прослеживается, молодец.
Если говорить о работе режиссера, то это не примитив, это — никак! Актёров выстраивают в рядок, частоколом, лицом к камере. Съемка фронтальная, длинными нудными кадрами, почти без перебивок. Более сложный постановочный ход явно не входил в намерение, но скорее — это был предельный уровень «мастерства» режиссера и оператора. Даже не стоит говорить о композиционных решениях сцен, кадров. Скорее, это плохие постановки сюжетов провинциальным театральным коллективом на сцене, снятые в лоб, без всякого знания киноремесла. Даже в этом случае сдается, что режиссеры и операторы, специализация которых снимать свадьбы и связанные с ней мероприятия, работают более и профессионально, и позатейливей во всех смыслах.
Фильм позиционируется как комедия, но к сожалению, ни один эпизод не заставил меня улыбнуться, мало того, более продолжительного по времени и одновременно отвратительного зрелища, как фильм «To’ygacha Sho’xlik», придумать очень сложно. Я специально выбираю для просмотра ленты, которые идут в прокате, именно по ним можно определить текущий диагноз нашей киноиндустрии, и он неутешителен.
P.S. Специально для критиков, любящих скрупулёзный подсчёт четвероногих в узбекском кино сообщаю, что животные в фильме не появлялись, кроме случайно забредшего в кадр хвоста кошака (фото прилагается).
Белла САБИРОВА
Супер! Наконец кто-то взял на себя героическую миссию просмотреть наше кино, а потом потрудился разобрать и осветить увиденное. Ну что скажешь тут… какое общество, такое и кино, самое важное для нас из искусств (((. После прочтеня осталась смесь чувств стыда и безысходности от низкопробности нашего искусства и в то же время, чувство веселья и удовлетворения от искрометного и меткого юмора автора, от умных наблюдений и «освещения» очередного шедевра нашего «кино не для всех».