Отсчет торгово-экономических связей между Узбекистаном и Южной Кореей начинается еще в 1992 году. Тогда было подписано Торговое соглашение между двумя странами, а ещё через два года начал свою работу Межправительственный комитет по торгово-экономическому сотрудничеству.
Встречи на высшем уровне в ноябре 2017 и апреле 2019 придали новую динамику сотрудничества. Стороны согласовали совместную реализацию 90 инвестиционных проектов на сумму 22 млрд долл.
Только в этом году с участием корейских партнеров ожидается освоение инвестиций в объеме до 400 млн долл. Готовятся 55 новых проектов на сумму более, чем в 3,4 млрд долл. в энергетическом секторе, нефтегазовом комплексе, химии и нефтехимии, фармацевтике, перерабатывающей промышленности, сельском хозяйстве, модернизации инфраструктуры, транспорте, логистике, туризме.
Совместно с Эксимбанком Кореи реализуются 12 проектов на 1,28 млрд долл. в химической промышленности, здравоохранении, фармацевтики, геодезии, картографии, ИКТ и образовании.
Растет также число предприятий с корейским капиталом, на начало 2021 года их 888 (7,5% от общего числа действующих в Узбекистане предприятий с иностранным капиталом), из них 77 предприятий было создано в прошлом году. Такие предприятия работают в нефтегазовой, нефтехимической химической, добывающей, машиностроительной, электротехнической и текстильной отраслях: в области информационно-коммуникационных технологий, транспорта, логистика, туризма.
28 января Шавкат Мирзиёев во время видеоконференции со своим коллегой констатировал, что несмотря на пандемию многоплановые отношения между Узбекистаном и Кореей продолжали динамично развиваться.
Рассказать подробнее о видеоконференции лидеров двух стран мы просили заместителя директора Центра экономических исследований и реформ при администрации президента Республики Узбекистан Умида Абидходжаева.
— Здравствуйте, Умид Кутпитдинович! Как Вы оцениваете динамику экономического сотрудничества между Узбекистаном и Кореей?
— В период 2016-2019 годов товарооборот между Республикой Узбекистан и Кореей вырос более чем в 2,5 раза с 1,1 млрд долл. до 2,77 млрд долл., увеличилась также доля или удельный вес Республики Корея в общем товарообороте Республики Узбекистан с 5,2% до 6,6%.
По итогам 2020 года в связи со снижением деловой активности из-за пандемии коронавируса общий внешнеторговый оборот Республики Узбекистан снизился на 13,1%, в том числе с Республикой Корея на 12,6% и составил 2,14 млрд долл., доля Республики Корея в общем товарообороте Узбекистана также несколько снизилась до 5,9%.
Следует отметить, что в структуре импорта из Республики Корея основную долю (около 70%) занимают «машины и оборудование», которые закупаются для развития отраслей промышленности. В результате во внешней торговле Узбекистана с Республики Корея наблюдается значительный дисбаланс в торговле и импорт превышает экспорт более чем в 25 раз!
Поэтому, в ходе прошедшей 28 января на высшем уровне встрече, особое внимание было также уделено вопросам выравнивания дисбаланса во взаимной торговле и диверсификации номенклатуры экспортно-импортных операций.
Кроме этого, проводится экспертное изучение и намечаются переговоры по заключению между Узбекистаном и Республикой Корея «Соглашения о свободной торговле», которое снимет имеющиеся барьеры во взаимной торговле, что также будет способствовать росту её объемов.
— Расскажите о перспективах вступления Узбекистана во ВТО.
— Вначале следует отметить, что членами Всемирной торговой организации (ВТО) являются 160 государств мира, а также Евросоюз. Из числа стран СНГ в ВТО не вошли только Азербайджан, Белоруссия, Туркменистан и Узбекистан, которые имеют статус наблюдателей при ВТО.
Узбекистан еще в декабре 1994 года подал заявку во ВТО для начала переговоров по вступлению в организацию и впоследствии получил статус страны-наблюдателя. С тех пор переговорный процесс по вступлению Узбекистана в ВТО продвигался медленно и даже приостанавливался.
Старт в Узбекистане по инициативе Президента экономических реформ повысил экспортный потенциал страны, для повышения которого необходим выход отечественной продукции на международные рынки. В этом поможет членство нашей страны в ВТО.
В связи с этим, Президентом было инициировано возобновление процесса вступления Узбекистана в ВТО. Об этом Шавкат Мирзиёев рассказал в своем Послании Олий Мажлису в декабре 2017 года. В Послании была также поставлена задача привести систему технического регулирования в соответствие с международными стандартами и вывести на внешний рынок качественную и сертифицированную продукцию под узбекским брендом.
В целях выполнения поставленной Президентом задачи правительством в 2018 году была образована межведомственная комиссия по работе с ВТО, утверждено Положение о целях, задачах и деятельности данной комиссии. Кроме этого, правительство утвердило «Дорожную карту» по подготовке документации для возобновления процесса вступления Узбекистана в ВТО и адаптации национального законодательства. Координация работы по подготовке и ведению переговоров по вступлению Узбекистана в ВТО была возложена на Министерство инвестиций и внешней торговли.
В июле 2019 года в ВТО был передан обновленный Меморандум о режиме внешней торговли Узбекистана, который является основанием для начала официального переговорного процесса по вступлению Узбекистана в ВТО.
— О необходимости активизации в текущем году работы по вступлению во ВТО говорится также в Послании Президента Олий Мажлису на 2021 год.
— Абсолютно верно, в Послании подчеркнуто, что выход на новые экспортные рынки остается в числе важнейших задач правительства.
28 января в ходе узбекско-корейского саммита на высшем уровне Президент Мун Чжэ Ин еще раз подтвердил, что корейская сторона окажет всемерную поддержку в вопросе вступления Узбекистана во ВТО. В этой связи, следует напомнить, что в ходе визита Президента Ш.Мирзиёева в Республику Корея в ноябре 2017 года был подписан «Межправительственный меморандум о сотрудничестве по вступлению Узбекистана во ВТО». Примечательно также, что Решением Генсовета ВТО в июле 2018 года, постоянный представитель Республики Корея при Отделении ООН в Женеве г-жа Джи-ах Паик утверждена председателем Рабочей группы по вступлению Узбекистана в ВТО.
Наряду с Республикой Корея техническую поддержку вступлению Узбекистана в ВТО, оказывают и другие страны, в том числе США, Россия, Япония, Китай, а Евросоюз выделил грант на финансирование проекта технического содействия по вступлению Узбекистана в ВТО в размере 5 млн евро. Проект ЕС, в частности, предусматривает оказание содействия в подготовке необходимых документов, а также повышение компетенции узбекских специалистов по соглашениям ВТО и международной торговой системе.
Таким образом международное сообщество, включая основных торговых партнеров Узбекистана, поддерживают стремление нашей страны более открыто интегрироваться в мировую торговлю и оказывают всестороннее содействие процессу вступления Узбекистана в ВТО.
Стратегической целью вступления Узбекистана в ВТО является получение и использование преимуществ, которые дает членство в данной организации – это расширение доступа на рынки стран-членов ВТО и возможностей участия в международном разделении труда. Кроме этого, участие в ВТО будет способствовать привлечению инвестиций, а также улучшению имиджа страны, как полноправного участника международного товарооборота.
При этом, Узбекистан в международной торговле должен будет следовать общим принципам и правилам, принятым в рамках ВТО, к которым, в частности относится взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле, а также национального режима для товаров и услуг иностранного происхождения, регулирование торговли преимущественно тарифными методами и отказ от использования количественных и иных ограничений и др.
В связи с этим, принятие Узбекистаном обязательств в рамках ВТО должно происходить с учетом соблюдения интересов отечественных товаропроизводителей и перспектив развития экономики в целом.
Отвечая на вопрос о перспективах вступления Узбекистана в ВТО следует отметить, что сроки вступления во многом будут зависеть от результатов переговоров с странами-партнерами по ВТО. В ходе переговоров необходимо будет прийти к устраивающим стороны договоренностям в вопросе установления приемлемого для Узбекистана уровня импортных таможенных пошлин и сохранения действующих мер поддержки отечественных товаропроизводителей, особенно в сельскохозяйственном секторе экономики, в котором создается около 28% валовой добавленной стоимости и занято около 24% экономически активного населения страны.
— По итогам саммита подписан меморандум в области» цифровизации» в целях содействия «4 промышленной революции» — каких результатов ожидать нашей стране?
— Область информационных технологий является одной из важных направлений сотрудничества Узбекистана с Республикой Корее — один из мировых лидеров по уровню затрат на научно-исследовательскую и инновационную деятельность.
Республика Корея одна из первых в мире внедрила национальную сеть мобильной связи 5-го поколения (5G) и создала эффективную ИКТ-инфраструктуру, охват населения Интернетом составил более 95%, в мировом рейтинге по скорости мобильного интернета страна занимает первые позиции.
Доля цифровой экономики в ВВП Республики Корея составляет 8-10%, страна является мировым производителем электронного оборудования и бытовой электроники, например, каждый пятый продаваемый в мире смартфон произведен на заводах корейской кампании «Самсунг».
Таким образом, Республика Корея — одна из самых инновационных стран мира, в которой ускоренно развиваются «умные производства», цифровизация и автоматизация экономики, что соответственно ускоряет переход страны к «4-ой промышленной революции», предусматривающей полностью автоматизированное цифровое производство, управляемое интеллектуальными системами в режиме реального времени, а также разработку «искусственного интеллекта».
— На сегодняшний день Южная Корея обладает ценным опытом и возможностями для оказания Республике Узбекистан содействия в развитии сферы ИКТ и внедрения цифровой экономики. Кстати, сотрудничество с Республикой Корей в области подготовки IT-специалистов уже успешно развивается, в Ташкенте создан филиал корейского Университета Инха, который готовит на уровне международных стандартов дипломированных специалистов высшей квалификации в сфере ИКТ. Старт этому дал сам Президент 2017 году, не так ли?
— Действительно, в ходе первого государственного визита Шавката Мирзиёева в Республику Корея в ноябре 2017 года было подписано «Соглашение о сотрудничестве по внедрению в Узбекистане Национальной платформы электронной торговли», которая будет способствовать расширению возможностей для экспорта отечественной продукции на внешние рынки посредством Интернет-торговли.
Прошедший 2020 год был объявлен в Узбекистане «Годом развития науки, просвещения и цифровой экономики», Указом Президента от 5 октября 2020 года была принята Стратегия «Цифровой Узбекистан-2030». Указом предусматривается в 2020 — 2022 годах повышение с 78 до 95% уровня подключения населенных пунктов к сети Интернет, увеличения до 2,5 миллионов портов широкополосного доступа, прокладки 20 тысяч км оптико-волоконных линий связи, развитие сетей мобильной связи, внедрение свыше 400 информационных систем, электронных услуг и иных программных продуктов в различных сферах социально-экономического развития регионов, организация обучения 587 тысяч человек основам компьютерного программирования, в том числе путем привлечения 500 тысяч молодых людей в рамках проекта «Один миллион программистов», внедрение свыше 280 информационных систем и программных продуктов по автоматизации процессов управления, производства и логистики на предприятиях реального сектора экономики.
Кроме этого, предполагается реализация комплексной программы «Цифровой Ташкент», внедрение «цифровизации» в учреждениях образования, здравоохранения, сельском хозяйстве, а также других сферах экономики и социальной жизни.
Следует отметить, что развитие цифровой экономики, в том числе электронной торговли зависит от развития ИКТ-инфраструктуры, расширения доступа и скорости Интернета, интереса бизнеса внедрять в производственные процессы цифровые технологии.
Опыт зарубежных стран показывает, что основную роль в цифровой экономике играет частный бизнес с сильным предпринимательским и инновационным подходом, а государство должно создавать инфраструктуру и условия для частной инициативы.
В связи с этим опыт Республики Кореи, а также содействие в области «цифровизации» будет играть большую роль в реализации поставленных главой нашего государства задач по развитию в стране цифровой экономики и реализации Стратегии «Цифровой Узбекистан-2030».
— Каковы перспективы экспорта в Корею, кроме овощей и фруктов?
— В 2020 году экспорт Узбекистана в Республику Корея составил 45,5 млн долл. и в связи с карантинными мерами, связанными с пандемией коронавируса, снизился по сравнению с 2019 годом более чем в 2 раза.
Структура экспорта состояла в основном из химических продуктов и изделий из них, черных металлов, частей к машинам и оборудованию, продовольственных товаров. При этом наибольшую долю экспорта (36%) составили услуги, которых было предоставлено на 16,5 млн долл.
Экспорт овощей и фруктов в Республику Корея имеет небольшие объемы — около 3,0 млн долл. и в настоящее время принимаются необходимые меры для его наращивания. В частности, правительство Кореи предоставлено фитосанитарное разрешение на экспорт в Корею из Узбекистана 36 видов свежей, замороженной и сушеной сельхозпродукции, продолжается работа по получению разрешения корейской стороны на поставки дыни, винограда, нектарина, лимона и острого перца.
Из числа готовой продукции, кроме продовольствия, в Республику Корея экспортируется также текстильная продукция, примерно на 7-8 млн долл. и экспорт данного вида готовой продукции имеет большие перспективы.
В целях продвижения экспорта отечественной продукции на рынок Южной Кореи в Инчхоне открыт Узбекско-корейский торговый дом с постоянно действующим «шоу-румом» узбекской экспортной продукции.
Учитывая расстояние между странами, конкурентоспособность экспортируемой в Республику Корея продукции снижается за счет высоких транспортных расходов. В связи с этим, перспективным направлением сотрудничества с Республикой Кореей является создание в Узбекистане совместных производств по выпуску готовой продукции с высокой добавленной стоимостью для экспорта в третьи страны, а также промышленная кооперация в перспективных сферах экономики, в том числе электротехнической отрасли.
Учитывая структуру экспорта в Республику Корея, в котором основную долю занимают услуги, перспективным направлением является также создание привлекательных условий для роста числа корейских туристов, посещающих Узбекистан. Например, в 2019 году Узбекистан посетило около 40,6 тысяч граждан Республики Корея, в 2019 году из-за пандемии турпоток значительно снизился. Учитывая, что число граждан Республики Корея, выезжающих за рубеж с целью туризма, составляет около 25 миллионов человек в год, при восстановлении авиасообщений и снятия карантинных ограничений, экспорт туристических услуг в Республику Корея также может иметь большие перспективы.
В заключении стоит отметить, что сотрудничество с Республикой Кореей носит многоплановый характер и поиск новых сфер и возможностей для взаимного экономического сотрудничества продолжается, в том числе по вопросу диверсификации и создания благоприятных условий для взаимной торговли.
— Спасибо за информацию. Успехов в работе!