Правление Центрального банка 10 декабря 2020 года приняло решение сохранить основную ставку без изменений, на уровне 14,0% годовых. Об этом сообщила пресс-служба Центрального банка Узбекистана.
«Данное решение принято в целях сохранения эффекта от смягчения денежно-кредитной политики в 2020 году, а также поддержания умеренно-жёстких денежно-кредитных условий для обеспечения макроэкономической стабильности и формирования необходимых предпосылок в целях продолжения восстановления экономической активности в первой половине 2021 года», — говорится в сообщении.
Центральный банк совместно с Правительством будет принимать все необходимые меры по достижению промежуточного таргета инфляции в 2021 году – ниже 10% в годовом выражении.
Инфляция и инфляционные ожидани
Годовой уровень инфляции в ноябре т.г. продолжил замедление и составил 11,3%. В то же время, с конца сентября наблюдается определенное ускорение роста цен после их снижения в летние месяцы.
Повышательное давление на инфляцию в основном оказывали сезонные колебания и текущая динамика цен на продовольствие. Рост цен на продовольственные товары в ноябре составил 16,3% в годовом выражении. В частности, цены на мясную продукцию выросли на 17,7%, фрукты и овощи – на 18,5%, хлебопродукты – на 16,0% к ноябрю 2019 года.
Темпы роста цен непродовольственных товаров и услуг за 11 месяцев 2020 года были значительно ниже общего уровня инфляции и составили 8,3% и 6,5% соответственно.
В результате, годовой уровень базовой инфляции продолжил тенденцию к замедлению и снизился до 11,5%.
Инфляционные ожидания населения в ноябре т.г. незначительно снизились, а ожидания субъектов предпринимательства, напротив, выросли. По ряду направлений предпринимательской деятельности рост инфляционных ожиданий связан с необходимостью осуществления дополнительных затрат из-за перехода на альтернативные виды энергоресурсов, либо с вероятностью сокращения объемов производства по причине нестабильного доступа к традиционным видам энергии (природный газ, электроэнергия) в зимний период.
Экономическая активность
По итогам 10 месяцев т.г., ряд основных индикаторов социально-экономического развития продолжил демонстрировать улучшение. Снижение объемов промышленного производства составило 1,6% (против 2,7% по итогам января-сентября), восстановились положительные темпы розничного товарооборота на уровне 1,2%. Прирост объёмов производства в секторе услуг и строительства зафиксирован на уровне 2,2% и 9,1%, соответственно.
На краткосрочном прогнозном горизонте рост экономики будет все еще ниже потенциала, что связано с более постепенным оживлением спроса и предложения, а также более длительным периодом возврата отдельных секторов экономики к работе на полную мощность.
Оперативные индикаторы экономической активности указывают на тенденцию к постепенному восстановлению.
Общее количество транзакций через банковскую платежную систему в октябре выросло на 7,3%, а в ноябре т.г. – на 1,1% по сравнению с предыдущим месяцем.
В ноябре т.г. в сфере торговли и платных услуг объемы поступлений денежной выручки составили 14,3 трлн. сумов что на 1,4% меньше октябрьского показателя, но в то же время это на 11,8% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Согласно предварительным расчетам, ожидаемый по итогам 2020 года реальный рост ВВП составит около 1,0-1,5%.
Денежно-кредитные условия
В ноябре т.г. в экономике сохранялись положительные реальные процентные ставки. Средневзвешенная процентная ставка межбанковского денежного рынка составила 14,1% и формировалась в границах процентного коридора с положительным спредом к основной ставке.
Вместе с тем, в экономике продолжилось относительное смягчение денежно-кредитных условий под влиянием принятых решений по снижению основной ставки, внедрению механизма приемлемых ставок, послаблению механизма обязательного резервирования и расширению лимитов денежно-кредитных операций Центрального банка по предоставлению ликвидности.
Средневзвешенные ставки по кредитам в национальной валюте в октябре снизились до 19,2%. Ставки по депозитам юридических лиц в национальной валюте формировались на уровне 14,2%, а физических
лиц – 17%.
Сохранилась положительная динамика роста депозитов банковской системы. За период января-ноября т.г. общие депозиты в национальной валюте увеличились на 16%, в том числе физических лиц – на 22,5%.
За январь-ноябрь т.г. коммерческими банками было выдано 112,2 трлн. сум кредитов и рост остатка кредитов в экономике составил 32,1% (67 трлн. сум).
C момента корректировки курса сума в апреле т.г., динамика обменного курса характеризуется умеренно низкой волатильностью и складывается, в основном, под влиянием внутренних фундаментальных факторов спроса и предложения иностранной валюты. В ноябре т.г. уровень девальвации составил около 0,6%, а с начала года – 9,7%.
При формировании курса сума основным драйвером стал тренд спроса на иностранную валюту. Снижение экспортных поступлений в условиях пандемии было компенсировано ростом цены на золото и соответствующим увеличением объемов интервенций Центрального банка с сохранением принципа нейтральности золотовалютных резервов, а также использованием средств в иностранной валюте антикризисного фонда.
С учетом этого в условиях «локдауна» курс формировался относительно стабильно (за исключением апреля т.г.), а в период восстановления экономической активности с проявлением отложенного спроса на иностранную валюту наблюдалось некоторое ускорение девальвации. В частности, в посткарантинный период августа-ноября т.г. курс национальной валюты обесценился на 2,2%.
По итогам ноября т.г., реальный эффективный обменный курс сума сформировался ближе к фундаментальному тренду, сократив свой положительный разрыв. Дальнейшее снижение уровня инфляции в следующем году будет в большей степени влиять на сохранение реального эффективного обменного курса около своего равновесного значения.
Прогнозы и риски
В ближайшие месяцы сохраняется низкая вероятность преобладания проинфляционных рисков в экономике.
Основные риски связаны с краткосрочными тенденциями на продовольственных рынках. Одним из проинфляционных рисков в ближайшей перспективе является рост цен на продовольственные товары, вызванный сезонными факторами, а также условия конкуренции и конъюнктура мировых рынков продовольствия.
В связи с этим, важное значение будет иметь стабильное обеспечение необходимого предложения товаров на внутреннем рынке.
При этом имеется возможность дальнейшего снижения цен на потребительские товары первой необходимости путем послабления тарифных и нетарифных ограничений на них.
Определенное давление на рост цен в отдельных отраслях может оказывать повышение затрат, связанное с временной остановкой производственных процессов, в связи с перебоями в подаче энергии для производителей.
Кроме того, наблюдается ускорение темпов кредитной нагрузки в экономике (соотношение кредитов в экономике к ВВП). По итогам года ожидается рост данного показателя до 48-50% к ВВП. В конце 2017 года данный показатель находился в диапазоне 35-37% к ВВП.
Годовой уровень инфляции по итогам 2020 года ожидается в пределах 11,0-11,5%. Согласно базовому прогнозу, ее уровень в 2021 году снизится до 9,0-10,0%.
При этом Центральный банк продолжит тщательное изучение характера факторов и рисков инфляции под влиянием внешних и внутренних условий и будет принимать соответствующие решения по основной ставке исходя из динамики прогноза по инфляции.