Музыкальную культуру Ташкента ХХ столетия невозможно было представить себе без участия музыкантов-просветителей. Являясь зачастую настоящими энтузиастами, они все свои силы и весь свой талант отдавали любимому делу. Именно такой личностью был заслуженный артист Узбекистана, профессор Марлис Кудратович Юнусханов.
Человек интеллигентный, огромного обаяния, неиссякаемой энергии он стал одной из ярких и запоминающих фигур в музыкальной жизни нашей республики.
Лев Николаевич Толстой писал: «Человек подобен дроби – числитель есть то, что он есть, а знаменатель – то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь». Если применить это высказывание к Юнусханову, то дробь, его характеризующая, имела очень большой числитель и значительно меньший знаменатель. Это настоящее счастье – общение с такими достойными и знающими людьми, встречи с ними обогащают, направляют в жизни.
Марлис Юнусханов родился в семье врачей. Его родители постоянно говорили об этой удивительной профессии, врачебной этике, дипломатии и многом другом, а он, будучи в нежном возрасте, впитывал, как губка, профессиональную медицинскую лексику, и уже тогда мечтал пойти по их стопам, по изведанному пути. Мальчик часто слышал от них, что врач – это не профессия, это служение. В те годы он и в мыслях не мог представить, что судьба свяжет его со скрипкой, на которой, кстати, неплохо играла его мама.
Однако Великая Отечественная война резко изменила мирное течение жизни семьи Юнусхановых: мама Марлиса, будучи невероятно занятой в больнице, вынуждена была отправить сына к своей маме во Фрунзе (ныне Бишкек), где его воспитанием занялась бабушка, ставшая его отдушиной. Она искренне сопереживала внуку и была тем самым мостиком, соединяющим миры детей и взрослых. Она не боялась его перехвалить, оказывала ему эмоциональную поддержку в трудных ситуациях. А когда война закончилась мама Марлиса приехала во Фрунзе, но без папы, и устроилась там на работу. Позже мальчик узнал, что родители расстались. А через некоторое время в его жизни появился Султан Максимович Роянов – ведущий тенор оперного театра, его отчим, который и отвел его в музыкальную школу. Там Марлис встретился со своей первой учительницей, которую впоследствии всегда вспоминал с благодарностью за успешный старт в его будущую профессию, за привитую любовь к скрипке. И не только. Ведь это она внушила ему, что он создан для этого инструмента. С ее легкой руки он стал играть на концертной эстраде.
А потом была судьбоносная встреча в Ташкентской консерватории, куда он успешно поступил, с выдающимся скрипачом-виртуозом XX столетия Михаилом Борисовичем Рейсоном, выпускником Петербургской консерватории, чьим профессором был С.С.Коргуев (ученик великого Л.Ауэра). Он писал о своем воспитаннике в выпускной характеристике, что «Михаил Рейсон обладает исключительным талантом, это совершенно сложившийся виртуоз», а ректор консерватории А.К.Глазунов назвал его «выдающимся талантом, которым консерватория должна гордиться». Критики единодушно писали, что Рейсона отличает «свободный, певучий тон, знание всех тайн скрипки, восхитительная легкость смычка, головокружительные темпы, страстность и яркость исполнения, вызывавшие изумление». Вот у этого выдающегося музыканта и посчастливилось учиться Марлису Кудратовичу, и именно его он до конца своих дней считал главным учителем, музыкальным родителем, сыгравшим огромную роль в его творческой жизни, причем вспоминал с бесконечным уважением и трепетом. Школу, которую он получил у Михаила Борисовича, была сильной, классической. Так что по окончании консерватории он имел все: технику, сочное звучание, темперамент, поэтичность, чувствительность.
К своим выступлениям Марлис Кудратович всегда готовился серьезно и ответственно, скрупулезно выстраивая все психологические закономерности музыкального произведения: своеобразный мостик от исполнителя к композитору, а потом от исполнителя к слушателю. Для него это было очень важно, будь то крупное произведение или небольшая пьеса. Он был прирожденным солистом, для которого композиторы Узбекистана М.Ашрафи, Р.Абдуллаев, Х.Рахимов и другие писали скрипичные опусы, которые он успешно исполнял на различных концертных эстрадах не только Узбекистана. Так он дважды играл на сцене московского Колонного зала Дома Союзов скрипичные концерты наших композиторов: в первом случае И.Акбарова, а во втором – С.Джалиля. Кстати, после одной из репетиций маэстро Серов предложил ему место в своем оркестре. Но Марлис Кудратович, влюбленный в сольное исполнительство, вежливо отказался от заманчивого предложения Эдуарда Афанасьевича. И потом он очень любил свою Родину, где состоялся как человек и профессионал.
Но талант Юнусханова проявился не только в исполнительстве – он стал прекрасным педагогом, уважаемым и любимым своими учениками, пройдя путь от простого педагога до профессора Ташкентской консерватории. В течение 22 лет заведовал струнной кафедрой, был проректором по учебной работе. Он обладал завидной работоспособностью. Вставал очень рано, и рано начинал занятия в классе. К ученикам относился тепло и заботливо. Был строг с ними, но справедлив. С коллегами был добр и благожелателен.
Консерватория была домом Марлиса Кудратовича, где его ученики, чувствовали себя одной большой семьей, детьми, которых он посадил за большой стол, полный музыкальных яств. Он окружал их атмосферой творчества, увлеченности и высокого профессионализма.
Одним из его качеств была вездесущность. О своих учениках он знал все: чем они занимаются в свободное время, каковы их отношения с родителями, круг интересов, личные симпатии. Периодически он прорабатывал провинившихся, если до него доходили слухи об их пропусках или каких-либо других провинностях. Однако надо отдать должное Марлису Кудратовичу: он всегда был справедлив.
Другое качество – пунктуальность, аккуратность, педантичность. Это же он прививал своим ученикам, не уставая говорить им о долге, этике, чести, воспитании. Его пунктуальность имела чисто немецкие свойства: он никогда не опаздывал и всегда отличался удивительной точностью. К нему обращались за консультацией как учащиеся, так и педагоги. Он был последней инстанцией в решении спорных вопросов. Его ученики им гордились, принимали активное участие и в музыкальной жизни консерватории, и в различных исполнительских конкурсах. Сегодня они работают во множестве оркестров мира, храня бесценный дар его души. Это Инобат Ахмедова, Захро Абдуназарова, Дано Палванова, Мадат Худайберганов, Фазлиддин Джабаров, Атилла Саутов и многие, многие другие.
Лидер во всех отношениях, он всегда имел собственную точку зрения, которую умел отстаивать, болезненно воспринимал несправедливость, бывал резок. Все знали, c какой ответственностью он относился ко всему, что ему доверяли сделать. Ему не было присуще чувство зависти. Он рос в таком обществе, где считалось, что если ты хорошо делаешь свое дело, тебя обязательно заметят. И он так себя и вел. А в лихие 90-е годы жизнь начала меняться. Наступило время, когда люди стали работать локтями, но Марлис Кудратович этим никогда не занимался, поэтому, когда в 1997 году из Каирской консерватории пришло приглашение, он подписал контракт и вместе с женой и дочерью улетел в Египет, где провел последние 23 года своей жизни.
В столице Египта он быстро завоевал авторитет наставника, обладающего уникальным комплексом педагогических качеств. Он всегда мог объяснить юному музыканту произведения и как никто другой, умел сделать из любителя — профессионала. Его каирские ученики, как и ташкентские, делали успехи, выступая не только в концертах класса своего учителя, но и принимали участие в различных международных конкурсах, включая «Щелкунчик». А Марлис Кудратович всегда искренне радовался их успехам, даже больше, чем своим и с гордостью о них отзывался. Ученики были ему преданны, они его любили и уважали, что удается далеко не всегда и не всем, даже самым крупным музыкантам. Среди них Сальма Сороур, Абеда Ахмад Али – дипломанты конкурса «Шелкунчик», а также Рана Абдельвахеб, Жанна Самир прошедшие на этот конкурс, и разделившие до этого первое место на египетском скрипичном конкурсе.
До последних дней Марлис Кудратович не ощущал ни своего возраста, ни своей болезни, продолжая увлеченно преподавать и работать на износ. Он никогда не был довольным собой, и всегда стремился к совершенству. Неразлучно рядом с ним была преданная жена Лола – хлебосольная хозяйка, растворявшаяся в муже и в его профессии. Двери их дома постоянно были открыты для друзей и, конечно же, для всех его воспитанников. В последний год его жизни, Лола умоляла его «поменьше работать», но он был неумолим, отвечая, что «профессия продлевает ему жизнь». И он не лукавил. Скрипка, как и педагогика, были его воздухом, которым он дышал.
А когда 27 сентября из Каира пришло печальное известие о кончине Марлиса Кудратовича, ощущение утраты, как удар, мгновенно сразило тех, кто его знал, ведь он каждый год приезжал в Ташкент, встречался с друзьями и коллегами, собирался большим концертом отметить на родине свой юбилей, но болезнь и пандемия разрушили его планы. Осознание его ухода и масштаба его личности будет приходить постепенно, причиняя все большую боль. Правда, остались его методические труды, рукописи, афиши, записи, наконец, воспоминания. Но это лишь утешение…
Бесспорно одно – Марлис Юнусханов останется в нашей памяти как замечательный человек, педагог и скрипач с колоссальной эмоционально-исполнительской амплитудой. И пусть память о нем будет самой долгой и светлой. Тем более такие люди, как он, не угасают. Они сгорают как факел, оставляя после себя очень яркий след.
Инесса Гульзарова, музыковед.
Фото из архива семьи Юнусхановых
Спасибо! Мне больно, но и радостно, что о нем помнят и не забывают. Прекрасная и талантливо написанная статья.
Юнусханова Лола.
Аллах рахмат к,илсин . Узбекистонни етакчи скрипкачиси, мохир устоз ва жуда куп шогирдлар етиштирган инсон.
Очень тепло и правдиво! Спасибо!
Основной задачей почерковедческой экспертизы является идентификация автора рукописного текста, записей, подписи. Для этого специалисты исследуют почерк исполнителя, определяются условия, в которых предположительно были сделаны записи, зарисовки, устанавливаются внешние признаки и личностные качества человека, чей почерк подвергается экспертизе. Данный вид исследования применяется для определения, является ли подпись истинной или подделкой. Данная тема всплывает в судебной практике и обычной жизни. В современной действительности работа с документами, в которых имеется подпись, стала достаточно частым явлением. Почерковедческая экспертиза поможет установить реального подписанта, чей автограф стоит под тем или иным документом.
https://ekspertiza.info/ekspertiza-tkani.html При необходимости исследований материалов, веществ для установления истины выполняется химическая экспертиза. Ее проводит специалист в области химии. Подобный вид анализа проводится по определенным методикам, указанным в нормативных документах. Стоимость такой экспертизы рассчитывается с учетом сложности исследуемых объектов и числа вопросов, поставленных специалисту. Химические методы исследования зачастую необходимы при судебной экспертизе. Профессионалы с помощью отточенных методик, исключающих ошибки, способны обнаружить разные вещества, которые могут изменить ход расследования и повлиять на судебное решение.
Красота спасет мир! Эта древняя истина не зависит от года, поколения и даже от столетия. Но, к сожалению, красота данная природой не всегда идеальна. Благо, что современным женщинам доступны разные методы борьбы за свою привлекательность.
Косметологический салон «Эпил Салон» помогает женщинам всегда быть красивыми и ухоженными.
https://www.epil-salon.ru/sertifikat/ Эпиляция зоны бикини — популярная и востребованная процедура, требующая мастерства и профессионального подхода.
Уже много веков женщины подчеркивают совершенство своего тела путём избавления от неприглядных волос. Знаменитым красавицам Нефертити и Клеопатре приписывают авторство открытия эпиляции.
Соблазнительная фигурка, совершенные макияж и причёска, а также самые модные наряды могут не произвести желаемого эффекта, если женское тело, включая и самые потаённые его зоны, не будет чистым, гладким и ухоженным.