Времена, когда считалось, что трудовые мигранты, уезжающие на заработки за рубеж, бегут от работы на родине в погоне за легкими деньгами, закончились еще 4 года назад. Сегодня правительство Узбекистана понимает, что число выпускников школ в стране превышает темпы создания новых рабочих мест. В таком случае трудовая миграция решает проблему избытка рабочих и снимает социальное напряжение в обществе.
Поступление финансовых средств от трудовых мигрантов из России, Южной Кореи, Украины, Казахстана, других стран способствует относительному благополучию семей на родине, да и для показателей бюджета миллиарды долларов, переводимых из-за рубежа, совсем не лишние.
Постановление Ш.М.Мирзиёева «О мерах по внедрению системы безопасной, упорядоченной и легальной трудовой миграции» свидетельствует о кардинальном изменении отношения к решению проблем, с которыми сталкиваются трудовые мигранты. И это совершенно справедливо. В Постановлении есть четкий посыл ответственным за трудовую миграцию чиновникам – обеспечить защищенность и безопасность граждан страны, уезжающих на временные заработки за рубеж. Для этого, в том числе, необходим поиск новых рынков труда. А страны Европейского Союза, нуждающиеся в притоке рабочей силы и обеспечивающие правовою защиту (большую, чем в странах СНГ) работников на рынке, перспективны для граждан Узбекистана.
Однако для специалистов, которые профессионально занимаются рекрутинговой деятельностью, выполняющих заказы европейских предприятий на покрытие дефицита рабочих мест, понятно, что важным будет то, как эффективно будут реализованы положения Постановления Главы государства.
Попробуем разобраться в реалиях, которые сложились к сегодняшнему дню с рекрутингом граждан Узбекистана в страны Европейского Союза
Повторюсь — избыточная рабочая сила в Узбекистане, острая ее нехватка в других странах, создают перспективные возможности для рекрутинговой деятельности. И такой бизнес в стране процветал многие годы. Но его нелегальность, жажда быстрого заработка «рекрутеров», неэффективный менеджмент, неподготовленная правовая база – отличные составляющие для криминального поля, в котором буквально за горло держали вынужденных уезжать на заработки граждан страны.
Пару лет назад правительство приняло решение вывести такой бизнес из подполья, разрешив деятельность частным агентствам занятости (ЧАЗ).
Сразу после получения лицензий директора нескольких Агентств, раздавших обещания о мифической работе в странах с высокой заработной платой, существовавших только в их воспаленном воображении, неожиданно почувствовали вкус свалившихся на них шальных огромных денег. В результате финансовые средства «бизнес структур» со счетов ушли на личные нужды менеджеров. Потенциальные мигранты, рассчитывающие в «европах» быстро заработать и отбить долги, в конце концов, остались ни с чем. Государство вынуждено было вмешаться, и даже погасить долги ЧАЗов перед незадачливыми «мигрантами».
Следующий шаг инициаторов частного рекрутинга, желающих исправить ситуацию с воровитыми хозяевами ЧАЗов, был предсказуем – обязательный депозит для Агентств увеличили с 50 тыс. долл. до 200 тыс., долл.; лимитированный бонус за услуги каждого отправленного на работу мигранта; запрет на получение гонорара от мигранта за подписанный трудовой договор с работодателем. По мнению чиновников, ответственных за деятельность ЧАЗов, их заработок должен состоять из комиссионных, которые будут платить работодатели.
В общем меры точечные и вряд ли приведут к желаемому результату. Этому есть свои причины. Попробую высказать своё частное мнение, основанное на опыте рекрутинга трудовых мигрантов в страны Европейского Союза.
- Headhunting («охота за головами», рекрутинговый бизнес, направленный на поиск и подбор специалистов)
Headhunting — солидный рекрутинговый бизнес, зависимый от работодателя, заказывающего и готового платить приличные деньги за поиск и подбор специалистов различного уровня: высококвалифицированных рабочих, маркетологов, дизайнеров, IT-специалистов, менеджеров различного уровня, юристов. Чем выше уровень специалиста, заказываемого в поиск рекрутинговой компании, тем более солидный гонорар получат Head hunters. Но только вот незадача. Низкоквалифицированных работников, коих абсолютное большинство среди наших граждан, пытающихся уехать в трудовую миграцию, работодатели в странах Европы рекрутинговым компаниям не заказывают.
А те узбекские специалисты, особенно в IT технологиях, которые мечтают заработать своими знаниями в ЕС или США (такие тоже безусловно имеются) самостоятельно находят компании, готовые заключить с ними трудовые договоры.
Здорово, что в новом правительственном документе особое внимание уделяется профессиональной подготовке будущих мигрантов. Ведь хорошая профессия, глубокие знания рабочей специальности – ключ к высокооплачиваемой работе. Конечно нужно помнить, что в начале 90-х в стране была уничтожена инфраструктура профессионально-технического образования. Теперь Моно-Центры, призваны восстановить разрушенное и заполнить пробел в подготовке молодых ребят, желающих получить рабочую специальность, с которой легче найти хорошую работу.
- Языковый барьер, образование
Абсолютное большинство граждан, стремящихся уехать на заработки за рубеж, – молодежь из провинции. У них и с русским языком множество проблем. А в странах ЕС нужны хотя бы минимальные знания языка страны пребывания. А откуда взяться этим знаниям в отдаленных районных школах? Низкий уровень образования, особенно в провинции — одна из самых больших проблем в Узбекистане, которая не позволяет трудовым мигрантам даже мечтать об участии в конкурсах по заполнению рабочих специальностей в листах ожидания рекрутинговых компаний для европейского рынка.
Отлично, что в новом Постановлении Президента изучению иностранных языков уделяется особое внимание.
Среди желающих выехать в Европу на заработки гуляют всяческие легенды об успешных земляках, которые нашли супер «высокооплачиваемую» работу где ни будь в Швеции, Норвегии, Португалии, Германии, Чехии или Польше. По большей части это легенды. В особом ряду случаи, по которым граждане Узбекистана находятся в странах ЕС в политической миграции. Им гораздо легче – социальные пакеты позволяют выжить, выучить язык, найти работу.
- Исламофобия и мигрантофобия
Вся эта история с войной на Ближнем Востоке, Афганистане, Северной Африке, борьбой с ИГИЛ и Аль-Каедой, толпы мигрантов из этих регионов, заполонивших Европу, ударила по возможностям работодателей приглашать работников из стран с мусульманским населением.
Не буду комментировать рост уровня исламофобии, который в некоторых стран ЕС просто зашкаливает. Правые в странах Европы рвутся к власти и получают все больше мест в парламентах, что безусловно влияет на чиновников, ответственных за выдачи разрешений на въезд в Шенгенскую зону.
- Европейское законодательство о выдаче разрешений на работу в странах ЕС
Серия террористических атак в Европе, проведенных вдохновленными идеями ИГИЛ боевиками, резко изменила рекомендации, которые Агентство Европейского союза по безопасности внешних границ (Frontex) выдает консульским службам, ответственным за выдачу въездных виз в Шенгенскую зону. Особенностью рекомендаций является жесткое ограничение на выдачу разрешений на работу соискателей, проживающих в мусульманских странах.
Вряд ли стоит удивляться тому, что Frontex рекомендует предпочтения при выдаче рабочих виз выдавать гражданам Украины, Молдовы, Грузии, а не выходцам из стран Центральной Азии.
- ЧАЗы, замешанные в мошеннических, коррупционных схемах
Еще один фактор, не способствующий позитивному имиджу Узбекистана, как стране поставщику рабочих в страны Европы.
Напомним читателям о расследованиях правоохранителей, а затем и судов череды мошеннических схем, «изобретенных» чиновниками Агентства внешней трудовой миграции (АВТМ), несколькими ЧАЗами.
Кроме того, желающие поработать в странах ЕС, находят жуликов, которым носили (до пандемии с Covid-19) большие деньги за обычные туристические шенгенские визы, которые выдавали за рабочие.
Не меньшие суммы отдавали мошенникам из ЧАЗов за якобы контракты на работу в Южной Корее, хотя по специальному соглашению за такую рекрутинговую деятельность отвечает только АВТМ.
Крайне неприятным являются факты того, что граждане Узбекистана с туристическими визами, сразу после окончания срока официального пребывания в Шенгенской зоне, мгновенно становятся нелегалами, со всеми вытекающими криминальными последствиями. «Счастливые» обладатели туристических шенгенских виз хотят работать в Европе м получается, что сознательно нарушают европейское миграционное законодательство. Таких скандальных историй множество. Сайт www.nuz.uz рассказывал о нескольких.:
- Конкуренция
На рынок малоквалифицированной рабочей силы в Европе, на который претендуют мигранты из Узбекистана, готовы прибыть конкуренты, например, из Филиппин или Вьетнама. Работодатели в Европе считают, что выходцы из этих стран более дисциплинированы, готовы работать с большей отдачей, да и платить им можно меньше, чем выходцам из стран Центральной Азии.
- Поведение за рубежом
В основном мигранты из Узбекистана трудолюбивы и законопослушны. Но вот, к глубокому сожалению, часть из них себя ведет (мягко сказать) неподобающим образом. Мне хорошо известны случаи, когда некоторые молодые ребята, заключившие трудовые договоры на работу в Болгарии, совсем через короткое время, буквально «съезжали с катушек». Хорошие условия жизни, качественная и недорогая еда, европейское трудовое
законодательство, защищающее право на достойные условия работы и заработную плату.
Несмотря на все это парни пускаются во все тяжкие… Совсем как в песне «В кейптаунском порту»:
Они идут туда, где можно без труда
Найти себе и женщин, и вина.
В результате – полицейские расследования, депортация.
Не будем забывать, что именно по таким нарушителям могут судить о всей узбекской диаспоре. Представляете имиджевые и репутационные потери для Узбекистана, которые несут такие «искатели приключений»
- Опасность радикализации
Нелегальная миграция, которая почти всегда случается с гражданами Узбекистана, которые уезжают в Европу по мошенническим схемам, эффективная основа для вербовщиков в международные террористические организации (МТО), расположившие свои лагеря в Афганистане и Сирии.
Для того, что не быть голословным повторю слова Заместителя Генерального секретаря ООН и главы Контртеррористического управления ООН Владимира Воронкова из доклада представленного членам Совбеза: «Сегодня в Европе возникают террористические сети, объединяющие выходцев из Центральной Азии и Чечни. В одной из европейских стран была задержана группа граждан Таджикистана, которым было поручено сформировать ячейку для совершения нападений и ведения вербовочной работы среди мигрантов. В Североевропейском регионе была выявлена группа этнических узбеков, причастных к организованной преступности и финансированию терроризма».
Давайте вспомним Рахмата Акилова, совершившего самый кровавый теракт в истории Швеции в Стокгольме, Иброхимжона Аспарова, проживающего в Дании, подельника Машаривова – стамбульского стрелка, застрелившего 39 человек, Фархада Ташмухамедова в компании ещё четырех граждан Узбекистана, осужденного в Стокгольме за подготовку террористической атаки.
Вспомним и поймем – почему сотрудники Frontex с недоверием смотрят на потенциальных трудовых мигрантов из Узбекистана.
- Узбекское законодательство
К сожалению, ни в одном из узбекских законодательных актов, нет понятия — «трудовой мигрант». Следовательно, местные законы не регулируют права и обязанности трудовых мигрантов, как в стране, так и за рубежом. Представляете, как на такой нонсенс смотрят иностранные эксперты, ответственные за возможное сотрудничество в области миграционной политики с Узбекистаном?
В законодательстве предусмотрено наказание за продажу людей, но вот о нелегальной миграции нет ни одного слова.
Опять вспомним о экспертах Frontex, которые тщательно мониторят ситуации в странах, чьи граждане мечтают о работе в странах Европейского Союза. Представляете какие они готовят аналитические доклады об Узбекистане и дают рекомендации ответственным лицам за формирование миграционной политики? Такой вопрос чисто риторический и ответ на него хорошо известен и поэтому вряд ли стоит удивляться отказам в выдачи трудовых виз Шенгенской зоны гражданам нашей страны.
Не будем забывать также и о пандемии коронавируса, «опустившей» экономику ЕС на 15%. Будем помнить почти о нескольких миллионах украинцев, рвущихся уже на любую работу в Европу; облегчение визового режима с Беларусью… все это вместе не прибавляет оптимизма бизнесменам, мечтающим об отправке граждан Узбекистана на работу в страны ЕС.
Вновь вернусь к Постановлению Ш.М.Мирзиёева «О мерах по внедрению системы безопасной, упорядоченной и легальной трудовой миграции».
Уверен, что исполнение всех без исключения положений Постановления заинтересованными государственными структурами, с привлечением институтов гражданского общества, позволит переломить ситуацию с рекрутингом граждан Узбекистана в страны Европейского Союза.
Алик Аиминов, специально для www.nuz.uz
Уезжали в основном чернорабочие, теперь потянутся умные головы!
Отличная статья, исчерпывающе отвечающая на наиболее злободневные вопросы трудовой миграции из Узбекистана в страны Европейского союза. Считаю, что Узбекистану целесообразно заключить договора о трудовой миграции с Европейским союзом в целом и с отдельными его странами.
В особенности — с Германией, как страной с наиболее ёмким рынком труда. Эти договора должны предусматривать также подготовку специалистов и языковое обучение на местах. В частности, расширить сеть Гёте-институтов, расширить и усилить преподавание немецкого языка в колледжах и вузах Узбекистана. Да да, именно немецкого языка- потому что Германия реально будет инвестировать в такие проекты, тогда как англоязычные страны уже избалованы вниманием к английскому языку.