В последнее время в СМИ страны участились выступления с критикой никотинового бестабачного снюса (никотиновых пэков без табака).
Сначала 6 августа 2020 г. появилось выступление известного блогера, далее по центральному каналу «Узбекистан 24» выступила член республиканского штаба по борьбе с короновирусом, профессор, доктор медицинских наук.
Последний материал – это видеоролик о вреде с критикой не только самой инновационной никтоиновой продукции, но и со ссылкой на конкретные брэнды, выпускаемые компанией «BAT». Для того, чтобы разобраться с этим вопросом, мы решили обратиться к Заместителю Председателя Ассоциации предприятий табачной отрасли «Тамакисоз» Ганиеву Мухтару Ганиевичу.
— Ваше отношение к вышеуказанным материалам в СМИ?
— Выступления, на которые вы ссылаетесь, имеют общие характеристики – вред чрезмерного потребления бестабачного снюса и недопустимость потребления такой продукции детьми – эти аргументы бесспорны. В равной степени они могут быть отнесены и к традиционной табачной, и к алкогольной продукции. Конечно, мы должны оградить наших детей от употребления этих продуктов, о чём строго предупреждена розничная торговля. У нас у всех есть дети, внуки и, конечно, же мы за здоровый их образ жизни. Нужно иметь ввиду, что этот инновационный продукт рассчитан не на подростков, а на удовлетворение никотиновой потребности взрослого населения взамен продуктов, несущих в себе более высокие риски для здоровья человека, таких как насвай и сигареты. В республике около 2 миллионов совершеннолетних граждан являются потребителями традиционных сигарет промышленного производства и примерно столько же пользователей насвая, производимого в кустарных домашних условиях. О серьезных рисках для здоровья как курения, так и потребления насвая известно и сказано очень много.
Недавно были проведены исследования в лаборатории УСЭН ГМУ при АП РУз., куда были доставлены образцы насвая из 5 точек реализации) для определения содержания тяжёлых металлов. Результаты анализов повергли в шок людей, многое повидавших на своём веку. В двух образцах, приобретённых в разных местах в Ташкенте, содержание мышьяка превысило предельные нормы установленные СанПиН РУз №0366-19 в 16,5-17 раз. По свинцу превышение норм составило в 14 раз, по кадмию — в 7,8 раз. В образцах, приобретённых в Самаркандской области, превышение мышьяка составило в 34 раза, свинца в – 24 раза, кадмия — в 11 раз. В «насвае» из Ферганской долины превышение составило соответственно по мышьяку в 28 раз, свинцу – в 32 раза, кадмию – в 35 раз. В образце, купленном в приграничном районе Черняевки, превышение составило соответственно 21 раз, 16 раз и 13 раз.
Теперь о третьем материале – видео со кадрами подростка, бьющегося в эпилептическом припадке, детьми с заретушированными лицами на больничных койках. Помните, по сообщениями СМИ, в одной из стран работало какое-то движение «независимых расследователей», которое снимало постановочные видео о «массовом летальном поражении» женщин и детей? После съемок эти женщины и дети «оживали» и расходились по своим делам. Авторам таких видео хочется сразу посоветовать ставить субтитры – кто конкретно показан на кадре, что с ним произошло, есть ли диагноз, в каком городе, клинике это снято? В противном случае это похоже на кадры, нарезанные из заказных роликов «черного PR» в России. Конечно, антитабачная и антиалкогольная реклама безусловно нужна, но не сводящаяся к популистским призывам ввести запрет, а все-таки основанная на объективном, всестороннем изучении проблемы. Например, запретить производство и оборот «насвая» одним махом невозможно в силу исторически укоренившихся традиций употребления этого продукта. На наш взгляд, такой запрет будет носить декларативный характер и не будет исполняться. Однако можно и нужно производство и оборот данного продукта поэтапно легализовать путём установления стандарта его производства, уменьшая тем самым его вредное воздействие на организм. Это на первом этапе. На более поздней стадии можно было бы включить его в перечень подакцизных товаров для того, чтобы контролировать его производство и оборот и постепенно снижать распространение. Просто запретами проблем не решишь. Оборот «насвая», который и так сейчас находится в «серой», нерегулируемой зоне, попросту полностью перейдет в теневой сектор.
– Возвращаясь к бестабачному снюсу. Является ли он продуктом менее вредным, не могли бы Вы кратко рассказать о нем?
— Никотиновые некурительные бестабачные пэки (очень длинное название!)– это новый вид продукции, предназначенный для взрослых потребителей – прежде всего тех, кто уже приобщен к курению или потреблению насвая, включая тех, кто хочет избавиться от табачной зависимости. Продукт состоит из ингредиентов, разрешенных к применению в пищевой промышленности — воды, соли, натуральных пищевых ароматизаторов и никотина фармацевтического уровня. По данным производителей, подушечка состоит из оболочки (нетканной вискозной ткани) с микроперфорацией и наполнителя из микроцеллюлозы, производимой из древесных волокон. Ингредиенты содержатся в наполнителе. Продукт предназначен для орального потребления (размещения под губой), что, кстати, характерно и для потребления «насвая».
Теперь, если говорить о вредности — в 2019 году Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (Food and Drug Administration / FDA) — одна из самых строгих в мире организаций по контролю качества и безопасности продуктов — разрешило производителям бездымных табачных изделий, таких как табачные снюсы, нетабачные никотиновые пэки и изделия с нагреваемым табаком продвигать свои продукты с целым рядом преференций информационного характера.
По итогам исследований, проведенных при участии FDA и самих производителей, власти США впервые официально оценили эти виды продукции, как менее вредные по сравнению с обычными сигаретами. Производители получили право открыто заявлять о том, что их продукция «снижает риск развития рака полости рта, болезней сердца, рака легких, инсульта, эмфиземы и хронического бронхита».
Так, за последние 25 лет в Швеции, откуда родом и традиционный табачный снюс, выпускаемый промышленным способом, и никотиновые пэки без табака, благодаря употреблению некурителных продуктов снизилось число курильщиков. Отчет независимой комиссии Швеции по снюсу показывает, что в Швеции самый низкий уровень смертности от заболеваний, связанных с табакокурением, среди всех стран ЕС на душу населения. На отдельных территориях Швеции, где широко потребляется снюс, распространенность курения составляет всего 4%.
Я думаю, на основании уже имеющихся исследований а также официальных заявлений тех же правительственных структур США можно констатировать, что никотиновые пэки – это более безопасная альтернатива сигаретам и насваю.
– Как вы думаете, почему данный продукт может стать востребованным на нашем рынке?
– В Узбекистане существует длительная (наверное, насчитывающая уже 250-300 лет) традиция орального потребления кустарного сосательного табачного изделия «насвай». Табак был завезен в Европу Христофором Колумбом в 15 веке, но к нам, в Центральную Азию, он попал скорее из Южной и Передней Азии в 17-18 веках именно в жевательном, сосательном и кальянном вариантах. Сейчас, несмотря на большую разницу в ценах (100-гаммовый пакетик насвая стоит на базаре 2000 сумов, а 15-гаммовая баночка никотиновых пэков в магазине – около 20 000 сумов), имеются основания полагать, что по при стабильном улучшении социально-экономической ситуации в стане и росте доходов населения взрослые потребители «насвая» постепенно будут приобщаться к более качественному продукту, выпускаемому и находящемуся в обороте в соответствии с требованиями Закона РУз «О качестве и безопасности пищевой продукции» и с учетом санитарных норм и стандартов. Не уверен, что это произойдет быстро, но я лично знаю пару человек, кто перешел с насвая на бестабачные нитоктиновые пэки.
Здесь необходимо различать пэки кустарного производства от нескольких мелких российских изготовителей, которые, почти одновременно с пэками от крупных международных компаний с весьма умеренным содержанием никотина появились на российским рынке. На фоне отсутствующего в тот момент государственного регулирования этого вида продукции, в кустарных пэках содержание никотина нередко превышало все разумные пределы – 80, 100, 120 миллиграммов на один пэк. Было зафиксировано несколько случаев острой интоксикации именно среди подростков. И хотя кустарные пэки с зашкаливающим содержанием никотина в процентах от общего оборота такой новой продукции на рынке РФ составляли мизерную часть, именно они вызвали крайне негативную реакцию общественности и регулирующих органов. Под воздействием крайне эмоциональной информационной кампании в СМИ и социальных сетях был введен запрет, который распространился на всю эту группу товаров, включая ассортиментные позиции с низким содержание никотина, на которые приходилось более 95% оборота.
В других странах регулирующие органы идут совершенно иным путем – данную продукцию можно и нужно регулировать, а нарушителей убирать с рынка. Можно привести несколько примеров: в Директиве ЕС о табачной продукции установлен максимальный порог содержания никотина в жидкостях для электронных сигарет в 20 мг на 1 миллилитр (или примерно 1 грамм) продукта. В национальных технических стандартах на табачный снюс скандинавских стран, в т.ч. Швеции, такой предельный уровень установлен в размере 30 Мг на 1 грамм продукта. Только что был принят технический стандарт на никотиновые пэки в Пакистане, которым установлен максимальный лимит никотина на уровне 20 мг на одну порцию / пэк (средний вес порции – 0,7-1 граммов). Аналогичные поправки сейчас рассматриваются в ЕС. Никотиновые пэки – это новый вид продукции, которой всего два года. При этом в завершающей либо продвинутой стадии разработки во многих странах мира находятся технические стандарты на нее. Cледует напомнить, что сигареты тоже находились в обороте в течение очень длительного периода времени, прежде чем госрегуляторы по всему миру уже в 80-90-х годах ХХ века начали законодательно устанавливать максимальные лимиты по смолам и никотину в их дыме.
В СМИ порой утверждается, что одна порция бестабачного никотинсодержащего изделия соответствует едва ли не пачке сигарет. Это совершенно не так, и имеющиеся научные данные объясняют почему.
Согласно международным исследованиям, из-за отличного от сигарет способа потребления — не через легкие, а через слизистую рта количество усваиваемого никотина в пэках, содержащих до 20 мг никотина, при 30 минутном нахождении в ротовой полости примерно равно количеству усваиваемого никотина от выкуривания одной-полутора сигарет. Так происходит потому, что пользователи извлекают через рот только 30-35% от общего количества никотина, который присутствует в пэке, а поглощают в итоге еще меньше — только 10-20% никотина. При этом никотин поступает в организм гораздо медленнее, чем при курении. Это же подтверждают и свежие расчеты и исследования Всероссийского научно-исследовательского института табака, махорки и табачных изделий при Минобрнауки РФ — ведущего НИИ на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в сфере изучения табачной и никотинсодержащей продукции. Как показывают опросы потребителей, большинство из них держат пэки во рту не более 10 минут.
К слову, максимальная концентрация никотина в продукции члена нашей ассоциации СП «УЗБАТ» составляет 16 мг на один пакетик, а самые продаваемые в стране ассортиментные позиции содержат от 6 до 11 мг никотина на одну порцию.
В этой связи мы также поддерживаем предложение ограничить максимальную концентрацию никотина на уровне 20 мг на 1 грамм (1000 мг) продукта или не более 2% от нетто-массы пакетика.
– Где производится бестабачный снюс?
– Если говорить о члене нашей ассоциации, СП «УЗБАТ», то продукция завозится по импорту из Швеции и Венгрии, где расположены две фабрики полного технологического цикла. Сейчас, когда участник нашей ассоциации убедился в востребованности данной продукции на внутреннем рынке Узбекистана, то решил начать его поэтапную локализацию. Несмотря на тяжелое кризисное время, компания вложила в этом году в данный проект 1 миллион долларов США. Были закуплены три упаковочные машины и десятки единиц другого оборудования и производственной оснастки. Организована автоматизированная расфасовка продукции в потребительскую тару. Благодаря этому открылось75 новых рабочих вакансий (3 производственные смены), которые были заполнены жителями пригородного микрорайона г. Самарканд. Это важно, ведь сейчас – во время экономической турбулентности в России и других странах мира, вызванной пандемией Сovid-19 — десятки тысяч узбекистанцев, в свое время уехавших работать за рубеж, возвращаются на родину. И их надо где-то трудоустраивать.
– Как обстоит дело с нормативно-правовой базой регулирования данного продукта?
— В конце 2019 г. Минздрав дал разъяснения, что нетабачные никотиновые пакетики являются заменителем табачной продукции и подлежат тем же принципам регулирования в сфере ограничений розничной торговли и рекламы, что и табачные изделия. После данного разъяснения в декабре 2019 г. Антимонопольный комитет предписал производителям и импортерам нетабачного никотинового снюса прекратить любую рекламную поддержку данной продукции. Данное указание было своевременно выполнено всеми участниками рынка. С момента выхода новой никотиновой продукции на рынок по всей стране проводится активная разъяснительная работа среди торговых точек и общепита о запрете на продажу такой продукции лицам, не достигшим совершеннолетия.
Кроме этого, в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему регулированию рынка табачной продукции», с 1 июня 2020 г. введен акцизный налог на никотиновый бестабачный снюс. Данный продукт отнесен к табачной продукции и ее заменителям (КОД ТН ВЭД 2403 – Прочий промышленно изготовленный табак и промышленные заменители табака). Там же Правительству поручено внести в Олий Мажлис законопроект, по регулированию табака, кальяна, электронных сигарет, изделий из нагреваемого табака и никотиносодержащей продукции. Насколько мы знаем, на сегодняшний день Узбекистан – первая и единственная страна в мире, в которой никотиновые пэки без табака начали облагаться акцизом. Кроме того, при ввозе в Узбекистан они облагаются импортной пошлиной, а при выпуске в обращение на внутреннем рынке – налогом на добавленную стоимость.
До конца текущего года должен быть принят национальный технический регламент или стандарт на все новые виды никотиносодержащей продукции. Мы, как индустриальная ассоциация, будем этому всемерно способствовать.
– На днях руководителем страны говорилось о важности развития программ локализации, что в рамках указанного Вами проекта планируется локализовать?
– Уже локализован выпуск групповой тары — картонных коробов. Проводятся переговоры с отечественными производителями потребительской тары из полипропилена и пластика. Мы, конечно же, заинтересованы в том, чтобы со временем данный продукт на 100% стал бы узбекистанским в плане местного содержания.
– Планируется ли экспорт?
– Да, конечно. Насколько я информирован, рассматриваются перспективы экспорта продукции в Украину и Беларусь и страны Центральной Азии, где нетабачные никотиновые пэки могут продаваться на законных основаниях.