Главный экономист Министерства финансов Азамат ЖАББОРОВ назвал следующие причины реформирования:
прежде всего возрастание объема выявляемых в бюджетных организациях финансовых ошибок, недостачи, приписок негативно воздействует на эффективность использования бюджетных средств;
в развитых странах определена личная ответственность руководителей за развитие системы внутреннего контроля и аудита и за выявленные финансовые ошибки, недостачи и приписки;
передовой международный опыт предусматривает в первую очередь переход к оценке эффективности и результативности используемых средств, при этом в большинстве случаев выявление финансовых ошибок, недостачи и приписок не является основным.
Цели реформирования системы государственного финансового контроля – предупреждение финансовых ошибок путем широкого применения современных методов, соответствующих международным требованиям, формирование структуры финансового контроля, направленного на оценку использования бюджетных средств.
По мнению главного экономиста Минфин целесообразен переход от практики нерезультативных инспекционных проверок к системе комплаенс-контроля, направленной на профилактику финансовых ошибок путем оперативного выявления рисков на основе широкой цифровизации, то есть при максимальном ограничении человеческого фактора.
В системе финансового контроля нужна независимая структура, нацеленная на выявление и оценку эффективности и результативности средств, выделяемых из бюджета.
Реформы в системе государственного финансового контроля направлены не только на оценку эффективности и результативности средств, выделяемых из бюджета, выявление допускаемых ошибок и просчетов, а также наказание виновных. Они предполагают создание новой системы финансового контроля, предусматривающей предупреждение подобных рисков путем регулярного проведения их анализа, устранение их причин и условий, применение профилактических мер по недопущению факторов коррупции.
Во всех министерствах и ведомствах будут организованы сильная и действенная система внутреннего контроля и служба внутреннего аудита по ее независимой оценке.
Развитие в стране системы государственного финансового контроля обеспечит внедрение в сферу практического международного опыта, предупреждение допущения в бюджетных организациях финансовых ошибок, недостачи и приписок, достижение эффективности в использовании бюджетных средств, заключает автор.
УВ настоящее время в систему государственного финансового контроля Узбекистана входят Счетная палата, Департамент государственного финансового контроля Министерства финансов, службы внутреннего аудита и финансового контроля министерств и ведомств.
Департамент государственного финансового контроля Министерства финансов изначально функционировал в качестве Главного контрольно-ревизионного управления. В настоящее время он действует в соответствии с Бюджетным кодексом страны и постановлением Кабинета Министров «Об утверждении Положения о Главном управлении государственного финансового контроля Министерства финансов Республики Узбекистан» от 24 октября 2017 года. В регионах республики создано 14 отделений данного департамента.
В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан «О дальнейшем совершенствовании механизма финансирования образовательных и медицинских учреждений и системы государственного финансового контроля» от 21 августа 2017 года службы внутреннего аудита и финансового контроля сначала были созданы в министерствах народного образования, здравоохранения, высшего и среднего специального образования, во внебюджетном Пенсионном фонде при Министерстве финансов. Такие службы действуют такжев министерствах водного хозяйства , налоговом и таможенном комитетах.
В. Новиков