Оглушительная весть поразила меня ночью — ушёл из жизни прекрасный композитор, замечательный дирижер, умелый организатор музыкальной деятельности Анвар Эргашев. Я не мог поверить и с утра едва дозвонился до его супруги Намунахон. Находясь в шоковом состоянии, она нашла силы подтвердить, что её любимый муж действительно скончался из-за последствий коронавируса после 10-дневного пребывания в больнице.
Для меня это не просто печальный факт нашей культуры, так как я имел огромное удовольствие близко знать этого прекрасного во всех отношениях человека и творца. Сблизился я с ним во время моей работы на киностудии «Узбекфильм», где начиная с 1996 года он очень плодотворно писал музыку к многим художественным фильмам. Так случилось, что именно ему мы доверили стать композитором к музыкально-драматической кинокартине «Верни звезду мою»., сосценаристом которой я являюсь. Я имел возможность представлять её во многих аудиториях, в том числе и за рубежом и повсюду зрители охотно отмечали достоинства песен и музыкального ряда.
Не случайно, когда чуть позже я в качестве директора картины стал сотрудничать с выдающимся марокканским режиссёром Сухейль Бен Барка при создании многосерийной кино и теле картины «Битва 3-ж королей» («Огненные барабаны»), то предложил постановщику послушать музыкальные опусы Анвара Эргашева. Фильм был коопродукцией Марокко, Узбекистана, Италии и Испании, где были задействованы крупнейшие артисты этих стран, а также России, США, Таджикистана, Осетии и других стран (К примеру, Клаудиа Кардинале, Фернандо Рей, Сергей Бондарчук, Альберт Филозов, Борис Химичев, Уго Тоньяцци, разумеется, узбекские звёзды и др.)
Сухейль сказал, что и музыка должна соответствовать такому высокому уровню, что он уже предложил авторство Владимиру Мартынову, тем не менее, согласился ближе ознакомиться с кино работами Эргашева. Дело закончилось тем, что знаменитый Мартынов услышав, что и как написал Эргашев с трудом согласился стать соавтором Анвара, но только во второй роли. Находясь в Марокко, мы частенько с Анваром гуляли по окрестностям Касабланки, беседовали о жизни, о любви, о женщинах, о чувстве патриотизма, конечно же, о создаваемой киноленте. Мне было интересно наблюдать, как Анвар постоянно мурлыкал себе что-то под нос — говоря обо всём, он продолжал творить, причем очень органично и естественно. В этих беседах я узнал, что Анвар родом из Ферганской долины, что он сын военного офицера, с детства незабвенно влюблённый в творческий процесс.
Не случайно, он в 1972 году окончил Ферганское музыкальное училище по классу фортепиано, а в 1977 году – Ташкентскую государственную консерваторию по классу фортепиано. а затем композиторское отделение,и отделение оперно-симфонического дирижирования.
Он ярко проявил себя во всех этих направлениях, став автором музыки к кинофильмам, балетным и театральным спектаклям, опереттам, двум фортепианным концертам, симфонической поэме для камерного оркестра, «Восточного каприччио» для кларнета и фортепиано, множеству эстрадных песен, «Гимна Конституции» и «Гимна Офарин». Эргашев стал дирижёром в спектаклях «Хумо», «Раймонда», «Сельская честь», «Флория Тоска», «Паяцы», «Спящая красавица»и других постановок в театре имени А.Навои. В кино он прославился как автор музыки для более чем 50 художественных фильмов.
А.Эргашев трижды назывался «Лучшим композитором года». В 2002 году ему присвоено звание «Заслуженный деятель искусств Узбекистана», в 2000 году он стал лауреатом премии «Офарин», в 2007 г. -Лауреатом Государственной премии РУз.
Анвар Эргашев в последний год стал чувствовать открытую неприязнь со стороны некоторых начальников, так как с удовлетворением воспринял идею придать русскому языку статус языка межнационального общения в Центральной Азии. Человек широкой образованности и эрудиции, он тонко понимал нюансы мировой классической музыки, в частности, русской. Полным откровением для большинства меломанов стало его обращение к пьесам А.П.Чехова, нашедшее своё воплощение в спектакле «Чеховиана», которое поразило российских музыковедов и композиторов своим убедительным проникновением в саму суть сложнейших чеховских раздумий и переживаний. Некоторые российские театры намеревались поставить этот необычный спектакль, но, увы… — времена уже другие.
Анвар Эргашев излучал добро, радость восприятия жизни и новых знакомых, улыбка не сходила с его одухотворенного лица. Таким он мне запомнится навсегда. Очень-очень жаль расставаться с ним навеки.
Ало Ходжаев.
Талантливому, светлому Анвару Эргашеву, излучавшему добро, вечная добрая память.
Искренние соболезнования семье и родным.