В Узбекистане вступил в силу Закон «Об инновационной деятельности, состоящий из 6 глав и 39 статей.
К понятию инновация Законом отнесена введенная в гражданский оборот или используемая для собственных нужд новая разработка, применение которой на практике обеспечивает достижение значительного социально-экономического эффекта.
Основными принципами инновационной деятельности согласно статье 4, являются свобода инновационной деятельности, обеспечение равного доступа к государственной поддержке. гласность и адресность господдержки и др.
В документе отмечено, что государство обеспечивает правовое регулирования инновационного развития, определяет приоритетные направления в данной сфере, создает необходимые условия и инфраструктуру, стимулирует субъектов инновационной деятельности, развивает государственно-частное партнерство.
Реализацию единой государственной политики в области инновационной деятельности обеспечивает Кабинет Министров. Правительство также утверждает приоритетные направления инновационного развития отраслей экономики и социальной сферы, создает необходимые условия для инновационного развития, необходимые условия для коммерциализации новых разработок и трансфера технологий
Уполномоченным государственным органом в области инновационной деятельности является Министерство инновационного развития. Мининноваций координирует деятельность органов государственного
и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах
в области инновационной деятельности.
Согласно закону, формирование и утверждение государственного заказа на создание инноваций осуществляется компетентным государственным органом на основе предложений Академии наук, министерств, ведомств и других заинтересованных организаций.
Статьей 18 документа инновации подразделяются на следующие виды:
продуктовая инновация — направленная на разработку и внедрение технически и технологически новой или усовершенствованной продукции (работ и услуг);
процессная инновация — направленная на разработку и внедрение технически и технологически новых или усовершенствованных производственных либо образовательных методов, а также осуществление трансфера технологий;
маркетинговая инновация — направленная на внедрение новых или усовершенствованных методов, охватывающих изменения в дизайне и упаковке продуктов, использование новых методов продаж и презентации продукции (работ и услуг), формирование новых ценовых стратегий;
организационная инновация — направленная на внедрение новых или усовершенствованных методов организации и ведения бизнеса, создания рабочих мест и налаживания внешних связей.
В Законе отмечено, что Фонды поддержки инновационной деятельности создаются без образования юридического лица с целью финансирования расходов, связанных с созданием, внедрением, производством, трансфером технологий и коммерциализацией новых разработок.
В. Новиков
.