back to top
7.9 C
Узбекистан
Вторник, 26 ноября, 2024

Искусство каллиграфии

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
Искусство каллиграфии

В этой статье я расскажу, не вообще об этом удивительно выразительном и красивом виде искусства, а о конкретном историческом явлении, связанном с распространением рукописных книг в странах Центральной Азии и Ближнего Востока вплоть до X1X века.

Только в середине этого столетия на территории Турано-Туркестана появилось книгопечатание. А до этого деятельность каллиграфов сыграла решающую роль в переписке и размножении книг, в целом, в развитии книжного дела, включая формирование репертуара книг, развитие образовательной системы, распространение в этих краях созданных рукописных произведений местных и «зарубежных» мыслителей и писателей. Благодаря вдохновенному труду каллиграфов до наших времён дошли, став достоянием общемировой культуры, таких бессмертных классиков, как Рудаки и Фирдоуси, Саади и Омара Хайяма, Абдурахмана Джами и Алишера Навои, ал-Хоразми и Фараби, Беруни и Ибн Сины, Улугбека и Бабура, Али Кушчи и Бедиля, многих других ираноязычных и тюркоязычных авторов.

Именно каллиграфы являлись не только переписчиками текстового материала, но и главными «конструкторами» их книг -разрабатывали во всех деталях композицию, выделяли места и отдельные страницы для украшения и миниатюр. Исходя из тематики и назначения книги, каллиграфы подбирали стиль почерка, количество колонок и строк в них, способы размещения стихов различных жанров. Таковых на востоке было множество – это дастаны, газели, рубаи, мустазоды, мусаддасы, мусаммады, тапкибанды, маснавий, касыды, сокинома, кытъа, мурабба, муаммо, таърих, чистой, туюк, фард. Они отличались друг от друга поэтическим размером и объёмом, от которых, соответственно, зависело количество строк и их длина. Каллиграф определял и сюжеты иллюстраций к литературно-художественным, научным. географическим и историческим произведениям.

Почерковые стили были мелкие (хафи) и крупные (джали),но главные отличия были связаны с тематикой – цитаты из Корана воспроизводились стилем «насх», художественные и исторические –«насталик», научные труды – «сульс». Последний использовали также для написания названий художественных книг, их разделов, глав и рубрик. Туркестанские каллиграфы специализировались и на таких стилях, как «райхона» — для прозаических произведений и летописей, «шикоста» – для фрагментов Корана и стихов религиозного и мистического содержания, «тавки» — для законодательных актов, приказов и распоряжений, «рикоъ» — для повседневной переписки.

Известно, что Исламская религия запрещала изображение людей, кроме как частично в книжных миниатюрах (но это- отдельная тема). Данный запрет в то же время способствовал развитию разнообразных орнаментальных возможностей арабского письма – связаны они с различным написанием каждой буквы алфавита в начале, середине или конце слова, либо стоит изолированно. Всего было 4 формы написания. Основной областью графического искусства долгое время была каллиграфия в декоративных надписях на памятниках архитектуры, сопровождаемых геометрическим и растительным орнаментом. Базировалось оно на стройном и целостном учении об орнаменте, разработанном туркестанскими зодчими (меъморами), строителями (бенои, саркор), создателями настенных узоров (машшак), миниатюристами и художниками-орнаменталистами (накош).

В трудах учёных-математиков, в альбомах чертежей (давтарах) нашли принципиальные положения этого учения, научное обоснование, теоретическая и практическая разработка стержня учения об орнаменте с учётом построения правильных геометрических фигур и комбинаций. На основе данного учения появился целый ряд оригинальных орнаментально-изобразительных стилей и мотивов не только в области архитектурного декора, но и во всех остальных видах – в узорах ковров, в художественном ремесле, в оформлении переплётов, Страниц рукописей, их полей, фронтисписов, заставок (лавха). Концовок и бордюров. «Буква здесь становилась прекрасным цветком, цветок сплетался с орнаментом, а всё вместе сливалось в единую гармонию» — считает узбекский учёный Э.Ахунджанов.

Расцвет художественного письма в качестве архитектурного орнамента представлен в памятниках Гур Эмир . медресе Биби-Ханым, , Регистан, Шахи-Зинда в Самарканде, в Соборной мечети, мавзолее Ансарии других сооружениях, инициированных Алишером Навои – в Герате. В них, а также в ряде сооружений Бухары, Хивы, Шахризябса, Коканда, Ташкента и других городов фасады, порталы, фронтоны медресе и мечетей, минареты, колонны, стены дворцов покрывались каллиграфами афоризмами поэтов и учёных, изречениями из священного Корана. Но не только — художественное письмо применялось и частично сохранилось в текстильных изделиях, в работах мастеров по фарфору, металлу, камню, дереву и ганчу (алебастру), на коврах, посуде, женских платках, мужских поясах, медных подносах, резных деревянных воротах, калитках и дверях, надгробных памятниках, мечах, саблях и щитах.

Таким образом каллиграфия фактически становилась важной составной частью духовной и материальной культурой прошлого нашего народа. В общественном сознании искусство мастеров книги было одним из наиболее почитаемых, поскольку оно привносило в жизнь и познавательное обогащение, и эстетическое наслаждение. Оно максимально соответствовало и идеалам и духу народа. Это дорогого стоит!

А.Ходжаев.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Изменился порядок уплаты накопительных пенсионных взносов 

Согласно документу, все работодатели – юридические лица обязаны перечислять накопительные пенсионные взносы на счета работников.

Больше похожих статей