back to top
11.5 C
Узбекистан
Вторник, 26 ноября, 2024

Орзу Азимова: «Я ни одной минуты не жалею, что выбрала профессию музыковеда»

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

Ее имя хорошо известно в мировом музыкознании, и его с глубоким почтением произносят коллеги и многочисленные ученики. Она внесла неоценимый вклад в наше национальное отечественное музыкознание: четыре монографии, учебник по гармонии, учебные пособия и многочисленные статьи, открывающие неизведанный мир восточной монодии и произведений композиторов Узбекистана. Эти музыковедческие опусы стали образцовыми в пространстве русскоязычной литературы о музыке. Их автор – доктор искусствоведения, профессор Орзу Нишановна Азимова – человек яркий и красивый, личность творческая и неординарная, педагог требовательный и принципиальный.

Она является образцом честного и трепетного отношения к профессии. Умеет вдохнуть новые силы, дать надежду, новый творческий импульс. Вся ее профессиональная жизнь связана с Ташкентской консерваторией – начиная с момента поступления (после окончания РАСМАЛ имени В.А.Успенского в 1967 году) и по сей день. Ее называют душой и совестью нашего музыкального вуза, его ярким представителем и оберегом.

Орзу Азимова: «Я ни одной минуты не жалею, что выбрала профессию музыковеда»

Сегодня О.Н.Азимова – гость нашей редакции. Мы говорили с ней о многом: о ее становлении в профессии, учителях, научных интересах, в частности, кандидатской диссертации «Музыкальная форма ашула: структурно-типологический анализ» и докторской – «Вопросы синтаксиса восточной монодии», а также учениках, современной молодежи, образовании и многом другом. К сожалению, формат интервью, не позволил дать развернутую беседу, поэтому за рамками остались вопросы и ответы сугубо профессионального характера.

Орзу Нишановна, Вы уже около 50 лет занимаетесь педагогической деятельностью. Как она началась?

— Первое, о чем можно было бы вспомнить, было до консерватории: оно связано с очень глубокой любовью к теоретическим дисциплинам еще со школьной скамьи. Мне так нравилось то, чем я занимаюсь, что у меня не было проблем, ни с сольфеджио, ни с теорией. И потом у меня в этой области были замечательные педагоги. Естественно, появилось желание продолжить их дело. А деятельность педагогическая поначалу началась в Народной филармонии, директором которой был Иосиф Тимофеевич Ладин – музыкант, замечательный человек и руководитель, понимающий все, что необходимо для успешной работы учебного заведения. Правда я там проработала чуть больше года, но сохранила самые добрые воспоминания, а потом преподавала у исполнителей-старшеклассников в родной «Успенке».

Ну а после поступления в аспирантуру, меня пригласили преподавать на кафедру теории музыки нашей консерватории, где я тружусь свыше сорока лет. О первых годах работы я вспоминаю с удовольствием. Помню, это были занятия часто со взрослыми студентами, некоторые были после армии, чуть младше или даже старше меня, но ничего страшного – справлялась!

Возможна ли дружба между разными поколениями, между учеником и учителем?

— Мне кажется, что дружба между учеником и учителем должна быть. Это – семья. Так сложилось, что все мои учителя были намного старше меня. Это и Аркадий Яковлевич Коральский, и Сабина Артуровна Закржевская, и Саволина Паисиевна Галицкая. У каждого из них был свой замечательный стиль, и каждый из них оставил свой след в моем становлении.

Вашим наставником была известный музыковед и педагог Сабина Артуровна Закржевская. Какими принципами она руководствовалась в работе со студентами? Пользуетесь ли Вы ее методами?

— Мы просто занимались музыкой, и Сабина Артуровна открывала мне в ней то, чего я еще не научилась видеть… Еще у моего педагога была исключительная способность к точным формулировкам, к созданию научного аппарата, особенно терминологического. Над этим мы много работали. Сознательно я не пользуюсь ее методами, однако надеюсь, что во многом следую ее установкам и в научной, и в педагогической работе.

Чем стало для Вас обучение в консерватории?

— Разумеется, многим. Это был новый для меня мир, где преподавали, давали концерты многие известные личности, появились новые друзья-студенты. Ну и, безусловно, это было время знакомства с маститыми профессорами, музыковедами, а также вхождения в профессию, и даже выбором позиции в жизни, поскольку время (я училась в Ташкентской консерватории в 1967-72 и в аспирантуре в 1972-76) было весьма интересное и бурное.

Итак, свыше 40 лет Вы преподаете в Ташкентской консерватории, поэтому хорошо знаете современную музыкальную молодежь. Она сильно отличается от вашего поколения?

— Молодым теперь труднее, чем было нам. И пробиваться молодому дарованию в современном обществе сложнее, потому что пробиваются сегодня чаще всего бездарности. Это мы должны заботиться о том, чтобы замечали молодых талантливых людей. Стараюсь в своих научных изысканиях привлекать своих учеников, но мне интересно давать им темы и далекие от моих разработок. Мир музыкознания очень широк и многогранен.

Вы — известный специалист в области современной гармонии и не только. Чем вызван Ваш интерес к ней? И почему выбрано именно это направление?

— Интерес очень давний и связан он с тем, наверное, что во времена моей молодости современная музыка была очень живым, богатым и во многом неизвестным явлением. К тому же она рождалась рядом, на наших глазах. Плюс она не очень поощрялась официально, что было дополнительным стимулом тяготения к ней. С введением магистратуры, появился курс «Современной гармонии», одним из важнейших направлений которого стало изучение гармонии композиторов Узбекистана. Правильно будет в связи со сказанным упомянуть имена известных музыковедов Юзефа Геймановича Кона и Сабины Артуровны Закржевской, которые в 60 – 70-х годах первыми обратились к этой проблеме. Сегодня, в свете бурно протекающих обновлений в сфере гармонии, я привлекла к исследовательской работе наиболее талантливых своих учеников, и мы издали пять учебных пособий на узбекском языке, посвященных различным аспектам современной гармонии в творчестве композиторов Узбекистана.

Орзу Азимова: «Я ни одной минуты не жалею, что выбрала профессию музыковеда»

В течение многих лет Вы занимаетесь восточной монодией, выпустив несколько монографий, среди которых «Звуковой мир каракалпаков». Как говорил известный российский ученый-музыковед Юрий Николаевич Холопов, «в каждой работе должна быть настоящая научная проблема, только небольшая». Какая проблема встала перед вами, когда Вы работали над этой книгой?

— В отношении этой книги проблема была действительно небольшая: задача заключалась в создании достаточно популярной, легко воспринимаемой книги о музыке каракалпаков в целом. А поскольку я частично занималась ею в рамках своей докторской диссертации, то за разработку этой темы взялась с удовольствием, написав этот опус довольно быстро. К сожалению, каракалпакская музыка практически не изучена. А ведь она невероятно интересна! Это же музыка кочевого народа, сохранившая архаичные формы музыкального выражения тюркских народов. В целом, и именно этим и был вызван мой интерес к ней.

Книга была издана на двух языках (русском и английском), хотя планировался перевод и на каракалпакский язык, но, к сожалению, этого не случилось. Тираж «Звукового мира каракалпаков» быстро разошелся, а желающих ее приобрести было немало. Мне известно, что Швейцарское бюро, по заказу которого я написала книгу, постоянно получает запросы на ее переиздание, так что поживем-увидим.

Орзу Нишановна, сложно ли адаптировать русскую музыковедческую терминологию для зарубежных читателей, в частности, узбекских?

— С проблемой адаптации европейского терминологического аппарата, и в частности, русского, я столкнулась очень давно, когда только-только учебный процесс начали переводить на узбекский язык. Естественно, учебников по теории музыки практически не было в Узбекистане. А я должна была читать спецкурс – гармонию в узбекских группах музыковедов. Так вот, когда я начала работать в этой области, то ко многому подходила крайне осторожно: по возможности важные, основные термины, широко используемые в международной практике, я постаралась оставить в оригинале.

Конечно, были предложения, чтобы всю терминологию, использующуюся в области гармонии, перевести на восточные языки. Однако я сочла этот шаг не рациональным, поскольку сама гармония – это явление европейской музыкальной культуры и терминология восточная, сложившаяся на базе совершенно другой музыки, но обозначавшей близкое явление, все-таки не подходит. Когда есть готовый термин, родившийся в недрах того музыкального языка, которым я занимаюсь, думаю, менять ничего не стоит.

Вы согласны с утверждением, что у классической музыки есть сверхзадача?

— Думаю, что это так. Те, кто любят музыку Баха, Бетховена, Моцарта, Чайковского, никогда не станут ни террористами, ни хулиганами. Они будут уважать людей, работу, страну. Сверхзадача всего искусства – воспитывать серьезных, ответственных людей. А классическая музыка – вне времени и моды. Поэтому я искренне рада, что сегодня наше правительство уделяет немало внимания воспитанию молодежи, являющейся не только нашим будущим, но и настоящим. Так что появление пяти инициатив главы нашего государства, первая из которых – создание условий для воспитания и образования молодежи, очень своевременны. А музыка – язык чувств, язык души. Она начинается там, где кончается слово. Ну а те, кто коснется классики по-настоящему, уверена, вырастут хорошими, честными, полноценными людьми.

Композитор Сергей Слонимский в одном из интервью сказал: «Каждый творческий человек в меру честолюбив. Шостакович говорил: «Честолюбие – неплохая вещь» – но тут должно быть чувство меры. Чайковский, к примеру, был о себе гораздо худшего мнения, чем некоторые довольные собой графоманы…». А что вы можете сказать по этому поводу?

— На мой взгляд, честолюбие – это хорошая черта. И я поддерживаю подобные устремления в работе своих учеников. Мне думается, люди нечестолюбивые никогда всерьез ничего не сделают. Главное, чтобы честолюбие было направлено на что-то полезное, когда результат работы, которой ты занимаешься, принес удовлетворение. К этому следует добавить и правильно намеченные ориентиры, которые являются очень важными в жизни.

Вопрос, который волнует, наверное, всех студентов: востребована ли в наше время профессия музыковеда? Куда бы Вы посоветовали приложить силы?

— Я всегда говорю своим студентам, исходя из своего жизненного опыта, что профессия музыковеда интересная и перспективная. Она дает возможность реализоваться каждому в том направлении, в котором ты отмечен Богом. Например, кто-то всерьез может заняться наукой. Здесь у нас – сплошное белое поле, на котором можно развернуться. А кому-то по душе педагогическая деятельность, в которой многие прекрасно реализуются или, к примеру, просветительская.

Должна заметить, что наши студенты получают очень интересное образование. В чем оно заключается? В том, что наша консерватория, а таких учебных заведений по всему миру очень мало, дает молодежи знания по двум направлениям: восточная музыка и европейская. Причем знания они получают весьма глубокие, поэтому многие их них профессионально востребованы, благополучно работая в консерваториях и музыкальных учебных заведениях мира. У нас с ними хорошие контакты, и они много интересного нам сообщают о системе обучения за рубежом. Мне думается, что знания, которые они получили в нашей консерватории, помогают им эффективно работать и утвердиться в новых условиях.

Орзу Азимова: «Я ни одной минуты не жалею, что выбрала профессию музыковеда»

Как вы думаете, может ли помочь музыкантам государство?

— Если царь приходил на оперу Чайковского, то все приближенные начинали ценить композитора. А театры – ставить его оперы и балеты. Меценаты – Мамонтов, Беляев – были люди независимые и имели собственный вкус. Каков музыкальный вкус человека – таков и он сам. Кстати, немало помогает культуре наш земляк Алишер Усманов. Конечно же, хотелось бы, чтобы чиновники иногда посещали, хотя бы классическую оперу, я уж не говорю о симфонических концертах! Но как бы там не было, поддержка ВУЗам искусства уже ощущается. Я имею в виду заметное повышение зарплаты педагогам. Ведь каждый музыкант-исполнитель еще и наставник.

И последний вопрос: Вы дорожите профессией музыканта?

— Мне кажется, сегодня люди, отдающие себя профессии музыканта, безусловно, фанаты. И работают они с большой отдачей, несмотря на недостаточную оценку их усилий. К сожалению, я знаю многих талантливых людей, которые ушли из профессии или уехали за рубеж. Но, думаю, надо ценить и любить свою страну и, уезжая, всегда возвращаться. Я ни одной минуты не жалею, что выбрала профессию музыковеда.

Интервью вела Инесса Гульзарова, музыковед.
Фото из архива О.Н.Азимовой

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Что изменится в Узбекистане с 1 декабря?

Опубликован перечень главных изменений в законодательстве Узбекистана, которые вступят в силу с 1 декабря текущего года. Состоится туристическая ярмарка Ежегодно...

Больше похожих статей