back to top
12.1 C
Узбекистан
Воскресенье, 28 декабря, 2025

Кого крушить, если не самих себя?

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
8,170ПодписчикиПодписаться
Кого крушить, если не самих себя?

Монстры крушат высотки (и не только). Слышали. Многократно. Это, так сказать, нынче больное и острое.

Но нет, на этот раз речь идёт о другом. Так называется спектакль-читки драматурга Лукаса Холлигера, поставленный Мариной Турпищевой, заслуженной артисткой Узбекистана, в театре Марка Вайля «Ильхом» в рамках недели современной немецкой драматургии. Мероприятие проходит при поддержке Goethe-Institut Taschkent.

Я жду дни немецкой драматургии каждый раз, словно в первый. Почему? Возможно, потому, что немецкие драматурги, как правило, не боятся. И, возможно, потому что «Ильхом» всякий раз не боится.

Кого крушить, если не самих себя?

Первая часть спектакля, продолжительная, рассказывает и наглядно показывает нам то, как в одной квартире в шестидесятиэтажной высотке по вине арендодателя оказываются две семьи, Петер и Эдит Фаллок, а также Кристина и Курт Крец – диаметрально противоположные и вынужденные жить на одной территории. В чём же их противоположность? Во всём. Одни едят в ресторанах фаршированную курицу по-ливански, другие пьют порошковое пиво. Одни слушают Шнитке, Вагнера, Кремера, другие предпочитают заезженную попсу («Люблю я гор своих красоты») на незамысловатом радиоканале. Одни читают философов и увлекаются психоанализом, другие маскируют свои страхи, агрессию, побои развязностью и хамством.

Можно бесконечно слушать эти дебаты и сопереживать то одной стороне, то другой. У каждой из них найдётся пачка аргументов, подтверждающая, что именно их жизнь треплет чаще и дольше. Дебаты превращаются в состязание на руках (армрестлинг) между мужчинами – кто кого перетянет, тот круче. Но не всё так просто. Сильным, как правило, оказывается низший класс, употребляющий то самое пиво и не понимающий, о чём ведутся запутанные философские разговоры. Но и его сила заканчивается, когда на поверхность всплывает история семьи.

Кого крушить, если не самих себя?

В неблагополучной среде у отца-тирана (актёр Владимир Юдин) и матери-алкоголички (актриса Ольга Володина) появляется ребёнок, аутист-шизофреник Соня Крец (актриса Миша Сафарян). Мало ли можно навесить клише, когда ребёнком никто не занимается, а единственным методом обучения служит физическое насилие. Вначале мать говорит, что они сдали дочь в специальное учреждение и не навещают её уже несколько лет. Зачем? Ребёнок-овощ вряд ли кого узнает. Затем она перевирает историю, и на этот раз ребёнка отнимает попечительский совет и помещает в то самое заведение. И лишь когда благополучные соседи Фаллок настаивают на том, чтобы навестить ребёнка в психиатрической больнице, мать сознаётся, что их дитя находится этажом выше, сидит в заточении в чулане и бесконечно колотит по трубам батарей. Действительно, до нас, зрителей, периодически доносился дикий и нечеловеческий стук по трубам. Но родители, чтобы отвлечь наше внимание и внимание соседей, говорили, что это стучат беженцы-террористы, запертые в подвале.

И тут начинается часть вторая, как говорится, ставшая любимой, где появляется та самая «больная» девочка. Постепенно раскрываться образ благополучной пары, где муж – непризнанный, несостоявшийся гений-музыкант (актёр Глеб Голендер), а жена – железный, бесчувственный робот (завуч театра «Ильхом» Элина Резникова).

Кого крушить, если не самих себя?

Девочка производит неизгладимое впечатление на Петера Фаллока. Он хочет написать о ней музыку, создать шедевр, показать её надежду и отчаяние, её свет и непроглядную темноту. Он сокрушается, что не видел, как девочка росла, не впитывал каждый её шаг и слово. Он не осуждает бьющего её отца и запирающую в чулане мать, нет. Он просто хочет любоваться ею, обнимать и любить отцовской любовью. Но только до тех пор, пока девочка не начинает бить его сама – раз, два, и ещё раз. Музыкант терпит, но и он не железный. Он тоже человек – и потому, как положено человеку, отвечает агрессией на агрессию.

Кого крушить, если не самих себя?

Чем же заканчивается постановка? Два представителя противоположных классов, два самца, отца семейства, выпадают в окно.

А от девочки аутиста-шизофреника мы слышим чистейший монолог разума, тоски, любви, боли и одиночества. Этот монолог становится ручейком, а потом перерастает в водопад и падает всем нам, зрителям, на головы. И только после случившейся катастрофы мать начинает слышать дочь, говорить с ней.

Кого крушить, если не самих себя?

Так кто же эти монстры, что крушат всё, что подвернётся под руку, ради прибыли ли, ради установления порядка, ради радужных перспектив: беженцы-террористы, группа захвата, отцы семейств и матери, разные и одинаковые, или это ребёнок-монстр, запертый в чулане и рушащий клетку, выстроенную вокруг него? Ответить придётся нам самим. Но прошу вас, будьте бдительнее. Монстры повсюду!

Наталья Белоедова.

Фото Анатолия Кима.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

СБДД предупредила водителей об ухудшении погодных условий

Служба безопасности дорожного движения обратилась к автомобилистам с напоминанием о необходимости повышенной осторожности на дорогах в связи с изменением...

Больше похожих статей