31 января в Институте стратегических и межрегиональных исследований состоялся «круглый стол» на тему: «Региональное взаимодействие в Центральной Азии и развитие узбекско-шведских отношений» с участием парламентской делегации Швеции во главе с первым заместителем Спикера Риксдага (Парламента) Швеции А.Линдестам.
В ходе встречи состоялся обстоятельный обмен мнениями о нынешнем состоянии и перспективах сотрудничества между Узбекистаном и Швецией.
В последние годы наблюдается устойчивая активизация узбекско-шведских отношений в политической, торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах. Положительная динамика характерна и для межпарламентских связей. Укрепляются отношения между Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Риксдагом Швеции (однопалатный парламент).
Нынешний визит парламентской делегации Швеции в Узбекистан является ответным на посещение узбекскими парламентариями Стокгольма в июне 2019 года, где они провели встречи представителями Риксдага и МИД.
Участники «круглого стола» отметили, что проактивная внешняя политика Узбекистана, направленная на развитие добрососедских отношений в регионе Центральной Азии, вызывает высокий интерес и поддержку со стороны иностранных партнёров.
Принимаемые страной меры по активизации связей со всеми странами мира, а также расширению многостороннего сотрудничества в рамках ООН, ОБСЕ, Организации исламского сотрудничества, Совета сотрудничества тюркоязычных государств и других авторитетных международных структур повышают авторитет Узбекистана на международной арене.
Швеция также активно участвует в региональных объединениях. Географическое положение страны обуславливает её тесное взаимодействие с североевропейскими странами. Она наряду с Данией, Исландией и Норвегией, является членом-основателем Северного совета и Совета министров северных стран, основной целью которых является сотрудничество, интеграция и достижение наибольшей устойчивости развития своего региона к 2030 г.
В этой связи опыт участия Швеции в региональных и многосторонних организациях является особо ценным, учитывая новую открытую внешнюю политику, проводимую руководством Узбекистана в последние несколько лет.
Сторонами было отмечено, что на протяжении последних лет Узбекистан предпринимает кардинальные меры по совершенствованию системы образования. Так, только в 2019 году начали действовать образовательные учреждения нового типа – 4 Президентские и 3 Творческие школы. Наряду с этим создано 19 новых высших учебных заведений, в том числе 9 филиалов известных зарубежных университетов.
Перед правительством поставлена цель войти в ряд развитых государств, достижение которой возможно только при проведении ускоренных реформ, опирающихся на науку, просвещение и инновации.
При этом пример таких стран как Швеция служит ориентиром для сферы образования и человеческого развития. По индексу человеческого развития Швеция в 2018 г. заняла 7-е место в мире. Государственные расходы на образование по отношению к валовому выпуску Швеции в 2018 г. составили 6,8%, что в 1,5 раза выше среднего значения для 28 стран ЕС (4,6% ВВП).
Как результат, уровень образования населения страны значительно превышает среднемировое значение. В 2018 г. доля населения Швеции старше 25 лет с образованием не ниже среднего составила 91,1% (88,4% в 2009 г.), в то время как по данным ЮНИСЕФ доля завершивших обучение по программам среднего образования в мире в целом составляет всего 69,3%.
Участники также уделили особое внимание сотрудничеству в сфере цифровой экономики. Отмечалось, что глава государства подчеркнул важность ускоренного перехода страны на цифровую экономику на следующие 5 лет. Несмотря на то, что в 2019 г. в Международном индексе по развитию информационно-коммуникационных технологий Узбекистан поднялся на 8 позиций, страна всё ещё сильно отстает в этой области.
Формирование цифровой экономики требует соответствующей инфраструктуры, огромных средств и трудовых ресурсов. В то же время Швеция совершила рывок в развитии цифровых технологий и телекоммуникациях. Так доля информационных технологий в экономике страны выросла до 16 %, а 6 % трудоспособного населения уже занято в IT-индустрии. Самые громкие примеры успеха – разработчик IP-телефонии Skype или музыкальный стриминг-сервис Spotify. Доля населения, использующего Интернет, выросла в XXI веке более чем в 2 раза – с 45,7% населения в 2000 г. до 95,5% населения в 2017 г. Интернет в Швеции характеризуется высокой скоростью передачи данных: в 2019 г. страна заняла 9-е место (из 175) по скорости стационарного широкополосного Интернета и 13-е место (из 140) по скорости мобильной передачи данных.
Участники мероприятия также акцентировали внимание на вопросах усиления социальной сферы и защиты населения. Отмечалось, что есть очень четкое понимание того, что снижение бедности требует реализации комплексной экономической и социальной политики – от стимулирования предпринимательской активности до мобилизации способностей и потенциала населения, создания новых рабочих мест. В прошлом году создано 93 тыс. новых субъектов предпринимательства, что почти в 2 раза больше, чем в 2018 г. В рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса» страна поднялась на 7 позиций, заняла 8-е место среди 190 государств по показателю регистрации бизнеса, вошла в число лучших стран-реформаторов.
В данном ключе в Узбекистане ведется системная работа по поддержке молодежи и женщин. В 2020 г. на реализацию бизнес-проектов 5,5 тыс. женщин будут выделены льготные кредиты (100 млрд. сумов).
В свою очередь отличительной особенностью Швеции является гигантское число предприятий малого бизнеса, составляющих 99% от всех зарегистрированных компаний и обеспечивающих 4/5 рабочих мест в стране.
Говоря о здравоохранении, следует отметить, что Швеция, благодаря предпринимаемым мерам в этой области достигла высокого значения ожидаемой продолжительности жизни – 82,3 года, что на 2,2 года выше среднего показателя в странах ОЭСР и на 9,9 года – в целом по миру. В том же году продолжительность жизни граждан Узбекистана составила в среднем 73,8 года.
В центре обсуждения были и вопросы охраны окружающей среды, улучшения экологической ситуации. Одним из направлений в этой области является переход на «зелёную» экономику. В Узбекистане доля возобновляемых источников энергии на сегодняшний день является недостаточной. Планируется к 2030 г. довести его до 25%. Также в сфере переработки бытовых отходов существующие мощности обеспечивают переработку лишь 6% твердых бытовых отходов (894 тыс тонн из 14-14,5 млн.тонн).
В свою очередь, Швеция эффективно применяет «зеленые» принципы во всех секторах экономики, считается мировым лидером в сфере применения возобновляемых источников энергии и местного топлива. Примечательно, что если общая цель Евросоюза – к 2030 г. довести долю возобновляемых источников энергии до 30%, то у Швеции – до 50%. А к 2045 г. Швеция планирует стать «климатически нейтральной». Такие индустриальные гиганты, как Volvo, Electrolux, АВВ и другие компании, организовали дочерние предприятия, которые стали специализироваться на разработке и внедрении современного энергоэффективного оборудования.
Ещё одним характерным моментом для Швеции является опыт переработки бытовых отходов и производства электроэнергии с точки зрения энергосбережения и экономии ресурсов. В общей сложности 97% бытовых отходов перерабатывается, что можно считать одним из самых высоких показателей в мире.
Эти и другие темы возможного практического взаимодействия и кооперации двух стран, а также поиск новых перспективных направлений сотрудничества были в фокусе диалога экспертов ИСМИ и представительной делегации Парламента Швеции.