31 января Министерство водного хозяйства Республики Узбекистан провело брифинг на тему использования трансграничных водных ресурсов в Центральной Азии.
Не секрет, что в Центральной Азии наблюдается активная конкуренция за водные ресурсы. Водохозяйственной политикой региона движут, главным образом, нескоординированные национальные стратегии.
Между Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном уже неоднократно возникали разногласия и политические и дипломатические споры, обусловленные совокупностью факторов, в число которых входят низкая эффективность водопользования, сильная инфраструктурная взаимозависимость и несогласованность национальных приоритетов.
Отсутствие полноценного сотрудничества по водным вопросам влечет за собой значительные убытки и серьёзные риски, подрывающие будущее развитие региона в целом. Даже если учитывать не все составляющие, потери из-за недостаточно эффективного сотрудничества превышают 4,5 млрд. долларов США в год.
Тем не менее, Узбекистан с 2007 года присоединился к водным Конвенциям 1992 и 1997 года, а также важную роль в создании и функционировании Международного Фонда спасения Арала (МФСА) и его комиссий.
Министр подчеркнул, что сегодня все страны Центральной Азии едины во мнении, что прочным фундаментом и гарантом устойчивого развития и процветания региона являются готовность и искреннее стремление к сотрудничеству, ответственность всех центральноазиатских стран за общее будущее.
За короткий срок, благодаря общим усилиям руководителей стран Центральной Азии, создана новая политическая атмосфера в регионе.
И как следствие, созданы и успешно функционируют совместные рабочие группы между Узбекистаном и другими странами Центральной Азии по сотрудничеству в управлении водными ресурсами, в рамках которых решаются проблемные вопросы по водному хозяйству на двусторонней основе.
В этом контексте, проводится совместная работа с Казахстаном. За два года решено множество острых вопросов и выработаны предложения по углублению сотрудничества по всем направлениям водных отношений. Предпринятые меры позволили улучшить водообеспеченность в среднем течении реки Сырдарьи в вегетационный период 2018 — 2019 годов и снабжение водой орошаемых земель Казахстана в период вегетации через канал «Дустлик».
В целях совместного управления и рационального использования водных ресурсов трансграничных водных объектов между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан прорабатывается вопрос подписания межправительственного Соглашения о совместном управлении и использовании трансграничных водных объектов.
Как известно, большую обеспокоенность, как Узбекистана, так и Казахстана вызывает водообепеченность орошаемых земель, подведенных к межгосударственному каналу «Дустлик», и полная зависимость водообеспеченности канала от режимов пропусков воды из Токтогульского водохранилища (Кыргызстан) и водохранилища «Бахри Точик» (Таджикистан).
Руководитель ведомства коснулся проблем водопользования в Узбекистане. Так, согласно «Схемам комплексного использования водных ресурсов рек Амударья и Сырдарья» лимит Узбекистана в целом составляет 63 км3/год.
Годовое водопотребление Узбекистана в 80-х годах прошлого столетия составляло в пределах 64 млрд.м3, а за последние годы данный показатель составил в среднем 51-53 км3/год. При этом следует отметить, что население республики с 1980 года до настоящего времени выросло с 15 млн. чел. до 34 млн. человек, в результате чего снизилось удельное водопотребление на человека (1560 м3/чел в год).
Справочно: потребление воды на душу населения (м3/чел в год) в отдельных странах: Казахстан – 2250, Кыргызстан – 1910, Таджикистан – 1830, Туркменистан – 5100, США – 1600, Швейцария – 1000, Турция – 550, Германия – 460, Израиль – 300, Сингапур – 45.
По словам министра, особый акцент сегодня делается на повышение эффективности водопользования и развитие водосберегающих технологий. Водосберегающие технологии внедрены на площади более 130 тыс. га, в том числе капельное орошение внедрено на площади более 77 тыс. га, в 2020 году будет доведено до 250 тыс.га, до 2025 года планируется охватить 1 млн. га.
На период до 2030 года предусматривается повысить коэффициент полезного действия (КПД) оросительных систем с 0,63 до 0,73 и снизить удельный объем использования воды с улучшением мелиоративного состояния орошаемых земель.
М.ДЖАНГИРОВ, фото автора