18 июля нынешнего года из Турции пришла горькая и страшная весть — не стало народного артиста Узбекистана, дирижёра, профессора Захида Вахидовича Хакназарова. Трагическая случайность унесла жизнь высочайшего профессионала, любящего отца и заботливого дедушки.
Маэстро Хакназаров – один из символов и целая эпоха в музыкальном искусстве Узбекистана. Таких музыкантов, как Захид Вахидович – единицы. О них, как правило, говорят: «Есть люди, профессия которых неотделима от их жизни. Это энтузиасты своей работы, люди кипучей творческой деятельности, которые не мыслят своей жизни без движения, общения, музыки». Он был одним из тех, кто каждый раз доказывал, что профессия – это судьба и наоборот. Его трагический уход из жизни стал большой утратой для узбекской культуры.
Маэстро Хакназарову аплодировали слушатели как в его родном Узбекистане, так в ближнем и дальнем зарубежье. Его творчество не было обделено вниманием критики, многократно анализировавшей разностороннюю деятельность музыканта, будь то симфонический концерт, выступление на радио или телевизионная передача.
Казалось бы, всё легко и безоблачно. Но это только на первый взгляд. Его путь не был усеян розами. Будучи сиротой, он провёл детство в детдоме, где полюбил музыку, став впоследствии музыкантом, успешно окончившим в 1963 году Московскую консерваторию по классу дирижирования Николая Аносова. А уже в 1965-м молодой дирижёр возглавил симфонический оркестр Узбекской государственной филармонии. В период с 1981-1984 годы он занимал пост ректора Ташкентской консерватории. Казалось бы, карьера, на зависть многим, складывалась успешно, и, тем не менее, Захид Хакназаров был художником непростой судьбы, в жизни которого были и успехи, и разочарования, и победы, и неудачи…
Как-то заполняя анкету известного журнала «Музыкальная академия», Захид Вахидович написал: «Считаю своим долгом заниматься просветительской деятельностью». Определив главной целью служение высокой Музыке, он всю свою жизнь был её пропагандистом. Пестра карта его гастрольных маршрутов: Болгария, Венгрия, Польша, Югославия, Германия, Куба, Турция, Таиланд, Малайзия. Он был непременным участником и различных фестивалей, конкурсов.
Невозможно охватить весь обширный репертуар маэстро. Здесь, конечно, и классика, и современность. Он был тончайшим знатоком как западноевропейской, так и узбекской музыки. Его привлекали в первую очередь эмоционально насыщенные произведения, отмеченные яркими, образными контрастами, богатой тембровой палитрой. Работа с ним требовала высочайшей самоотдачи, была особой честью и замечательной школой для каждого. Репетировал Хакназаров очень много. Особенно, если сочинение новое. По нескольку встреч с оркестром устраивал и для того, чтобы вспомнить уже игранное. Впрочем, у маэстро не бывало повторений: возвращаясь к чему-то, он, с присущими ему тонким пониманием драматургии произведения, эмоциональностью, гибкостью дирижёрской манеры, видоизменял, углублял прежнюю трактовку. Его художническая фантазия, творческая воля, сила никогда не переставали удивлять и волновать. Энергия, магическая сила воздействия маэстро на оркестрантов, солистов, выступающих с ним, на слушателей поистине не знала границ. Он знакомил публику со многими ранее не известными классическими произведениями, тонко чувствовал музыку, умел донести до слушателей полноту авторского замысла.
На его счету – огромное количество премьер, в том числе произведений композиторов Узбекистана. Нет ни одного в республике – от прославленного до начинающего, – сочинениями которого не дирижировал бы маэстро. Он вдохнул жизнь в произведения И.Акбарова, Ф.Янов-Яновского, С.Вареласа, Т.Курбанова, М.Таджиева, М.Махмудова, Х.Рахимова, Н.Гиясова и многих других. Тепло вспоминает о совместной работе с маэстро мэтр композиторской школы Узбекистана, заслуженный деятель искусств республики Феликс Янов-Яновский: «Я обязан ему первым исполнением почти всех моих симфонических опусов, ораторий, концертов, ряда оперных спектаклей. Меня всегда поражала его трудоспособность и точное следование авторскому замыслу. Он замечательно работал с вокалистами – обладая отличным слухом, он не пропускал ни одной неточной интонации, добиваясь нужного результата. Обладая исключительной памятью, он нередко без партитуры дирижировал сложными сочинениями, такими, как например, мой «Реквием» – сочинением для солистов, хора и оркестра, протяжённостью в 60 минут музыки».
Действительно, Хакназаров чрезвычайно серьёзно и ответственно относился к своей профессии: был требователен к себе и музыкантам, часто бывал не удовлетворён результатами их совместной работы. Впрочем, требовательность – лучший заслон самоуспокоенности и самодовольству. Он никогда не наделся только на талант и вдохновение и не вставал за пульт, если полностью не был готов к занятиям. Этому всегда предшествовала напряжённая работа с партитурой.
Я не забуду его замечательное исполнение «Симфонических танцев» Сергея Рахманинова. Я помню его программы с сочинениями Дмитрия Шостаковича, Игоря Стравинского, концерты с участием учеников класса великой Тамары Афанасьевны Попович, доверявшей только ему своих воспитанников. А чего стоит его дирижирование оперой «Порги и Бесс» Дж.Гершвина за пультом Государственного академического Большого театра оперы и балета имени А.Навои, когда он привлёк к участию в её премьере лучшие голоса оперной труппы. Помню, с каким интересом, нескрываемой эмоциональностью вёл маэстро и телевизионную программу «С вами дирижёр» на республиканском телевидении.
У меня не было никаких сомнений в том, что всё, что делал Захид Вахидович, было продумано, выверено и подготовлено. Я бы, наверное, на первое место в его дирижировании поставила точность исполнения. Это, конечно, ограничивало свободу. Говорить о дирижёрской импровизации тут сложно. Но вместе с тем — выверена вся балансировка, все динамические оттенки.
Важной гранью самовыражения его неординарной личности была работа с молодым поколением музыкантов, среди которых он воспитал целый ряд дирижёров. Захид Вахидович был всегда открыт для новых идей, щедро делился со студентами опытом и секретами мастерства, помогал им делать первые шаги в профессии, искренне радовался успехам. Именно для них маэстро написал фундаментальный труд «О дирижировании», в котором суммировал свой творческий и педагогический опыт. Из его класса вышли такие музыканты, как Ю.Булатов, Н.Гиясов, А.Эргашев, А.Сапаев и другие. Сегодня они благодарны маэстро за то, что он никогда не навязывал им своё понимание сочинений, а помогал проявить индивидуальность, приучал к собранности, предельной внимательности, мобильности, без которой немыслима работа дирижёра, особенно в нынешнее время.
Завершая статью, замечу, из жизни ушёл не просто выдающийся дирижёр – последний из того поколения музыкантов, которое не любило саморекламу, не мелькало на обложках глянцевых журналов, не заискивало перед начальством, ушла яркая и неординарная Личность. Говорят, любое время их чтит. И когда Личность уходит, главное, чтобы от неё что-то осталось. У Захида Вахидовича остались записи, статьи, фотографии, интервью в прессе, учебное пособие по дирижированию, интересная и увлекательная книга музыковеда Д.Малян «Захид Хакназаров», остались люди, которые с ним общались. Главное, чтобы сохранилась память о нём, чтобы она жила и его имя не растворилось в истории. Для этого 21 октября в Большом зале Государственной консерватории Узбекистана в концерте, посвящённом юбилею Мирсадыка Таджиева, прозвучит Пятая симфония, которую композитор посвятил Захиду Хакназарову, и которой маэстро проникновенно дирижировал в день её премьеры в далёком 1976 году. Она и в этот раз будет исполнена заслуженным коллективом Национальным симфоническим оркестром Узбекистана, которому маэстро отдал многие годы своей творческой жизни, а за пультом будет стоять его ученик, талантливый музыкант, лауреат международных конкурсов Алибек Кабдурахманов. Так что Захид Вахидович, по-прежнему, с нами. Друзья, коллеги, ученики поддерживают память о нём, и его творчество продолжает служить людям. Для этого удивительного музыканта искусство и просветительство всегда были на первом месте. Мы обязаны ему этим, и многим чем ещё…
Инесса Гульзарова, музыковед.
Фото из интернета.
Спасибо, что вспомнили о маэстро, несмотря на конъюнктуру
Светлая память Уважаемому Захид Вахидовичу. Жойлари жанатта булсин. Терпения, сил, присутствия духа и здоровья Барноше и Умиде.
Самые добрые воспоминания о времени, проведенном в классе Захид Вахидовича. Учитель с большой буквы! Он дал мне путевку в жизнь. Светлая память!