В Узбекистане производство автомобильного бензина в январе текущего года уменьшилось по сравнению с предыдущим месяцем на 23,7 процента и на 31,8 процента – относительно января прошлого года, составив 71,6 тысячи тонн.
На фоне переизбытка производства бензина в Казахстане и продолжающего снижения добычи нефти в Узбекистане, заявление министра энергетики Казахстана Каната Бозумбаева о намерении начать в конце первого квартала экспорт этого вида моторного топлива в соседние страны в объеме до 650 тысяч тонн принимает пророческий характер.
При этом в 2018 году производство автомобильного бензина в Узбекистане в отличие от предыдущего года стало расти. Всего в прошлом году оно увеличилось в республике на 3,7 процента до чуть более 1,1 миллиона тонн. И, казалось бы, ничего не предвещало довольно серьезного январского падения.
Тем более, что Казахстан нарастил экспорт сырой нефти в узбекском направлении на 38 процентов до 228,67 тысячи тонн. Хотя при этом цена импортируемой в Узбекистан углеводородного сырья выросла с 426,38 доллара за тонну в 2017 году до 598,55 доллара за тонну в 2018 году или на 40,4 процента.
В настоящее время в Узбекистане действует три нефтеперерабатывающих завода – Бухарский, Ферганский и Алтыарыкский, совокупной мощностью 11,12 миллиона тонн. Однако мощности предприятий загружены только на 60-70 процентов, что зачастую приводит к дефициту моторного топлива, который приходится устранять с помощью не совсем не рыночных механизмов.
Так, в ноябре 2017 года для покрытия дефицита автомобильного бензина министерство финансов Узбекистана выделил АО «Узнефтепродукт» и подконтрольным ему нефтеперерабатывающим заводам беспроцентную ссуду в размере 2 триллионов сумов для импорта углеводородного сырья и готовых нефтепродуктов.
Помимо этого, решением руководства страны импортируемое сырье и топливо до 2020 года освобождено от уплаты таможенных платежей, а НПЗ – от уплаты налога на прибыль, с направлением высвобождаемых средств на модернизацию, техническое и технологическое перевооружение производственных мощностей.
Но все эти меры, как видно из результатов статистической отчетности, дают лишь временный эффект и проблемы нефтегазовой отрасли Узбекистана носят не сезонный характер, как не раз заявляли чиновники, а системный. Это подтверждает и участившиеся в последнее время перестановки в руководстве АО «Узбекнефтегаз».
Но, как говорится, «от перемены мест слагаемых сумма не меняется», и глава государства все-таки понял, что затянувшиеся проблемы в нефтегазовом секторе страны необходимо менять более радикальным образам. Поэтому 4 февраля 2019 года вышел его указа о реструктуризации АО «Узбекнефтегаз», предусматривающий оптимизацию неэффективных структур управления, реорганизацию предприятий нефтегазовой отрасли, путем создания отдельных компаний на условиях государственно-частного партнерства.
Хотя подобные шаги, схожие шаги уже предпринимались. Напомним, что в конце 2017 года согласно указу главы государства «О мерах по совершенствованию системы управления нефтегазовой отрасли» от 30 июня 2017 года была завершена реорганизация Национальной холдинговой компании «Узбекнефтегаз», которая была преобразована в акционерное общество.
В частности, высшим органом власти в АО «Узбекнефтегаз» стало собрание акционеров. Далее по правовой иерархической лестнице идет Наблюдательный совет и Ревизионная комиссия, а уже затем Правления, Корпоративный консультант и Служба внутреннего аудита.
В рамках реорганизаций нефтегазовой отрасли организационно-правовая форма также поменялась у компаний, подконтрольных АО «Узбекнефтегаз». В частности, «Узнефтегаздобыча», «Узнефтепродукт», «Узтрансгаз» и Узнефтегазмаш» также были акционированы, а АК «Узгеобурнефтегаз» преобразовано в АО «Узбурнефтегаз». Помимо этого создано ООО «Нефтьгазэкспорт», а акционерная компания «Узнефтегазстройинвест» ликвидирована.
На базе шести межрегиональных унитарных предприятий АО «Узтрансгаз» созданы 14 территориальных филиалов газоснабжения, количество которых в дальнейшем будет оптимизировано с преобразованием в межрайонные участки газоснабжения, а 23 унитарных предприятий АО «Узнефтепродукт» будут преобразованы в 15 региональных предприятий по реализации нефтепродуктов в форме ООО.
Но эти половинчатые меря не принесли ожидаемого результата. Все мы помним известную метафорическую фразу, которая гласит, что нельзя быть немного беременной. И грядущие структурные преобразования нефтегазовой отрасли никак нельзя слепо принимать за панацею всех накопившихся проблем. Их решения зависят не только от проведения грамотной кадровой политики и радикальных институциональных реформ, но и в умении противостоять, так называемому «человеческому фактору», когда личное обогащение ставиться во главу угла.
Т. АЛИМУХАМЕДОВ