К 2021 г. денежные переводы трудовых мигрантов по прогнозам Министерства занятости и трудовых отношений Узбекистана могут увеличиться в полтора раза (с 4,8 до 7,2 млрд. долл.). Добиться этого планируется за счет организованной трудовой миграции, направлять которую предполагается как в СНГ, так и в дальнее зарубежье.
Главным рынком труда для граждан Узбекистана, как и большинства других республик Средней Азии, является Россия. Объемы трудовой миграции в страны дальнего зарубежья, включая ее организованные формы, пока невелики, и вряд ли их удастся увеличить в несколько раз. Поэтому есть основания полагать, что увеличивать объемы денежных переводов власти республики планируют именно за счет России, которая в последнее время вновь столкнулась с ростом трудовой миграции из азиатских стран СНГ.
Между тем социально-экономическая ситуация в России является довольно сложной, и приток большого количества иностранной рабочей силы на российский рынок труда способен привести к целому ряду негативных последствий.
Узбекистан – демографический лидер Средней Азии, который по темпам прироста населения уступает только соседнему Таджикистану. По данным Госкомстата, численность населения страны на 1 января 2018 г. достигла 32,7 млн. человек, увеличившись за год на 1,7%. В республике наблюдается высокий уровень рождаемости и низкая смертность. Естественный прирост населения за прошлый год составил 554 тыс. человек. Для сравнения – в России естественная убыль населения за тот же период достигла 135,8 тыс. человек.
Неудивительно, что численность трудоспособного населения РУз быстро растет. В прошлом году она достигла 18,6 млн. человек, увеличившись только за последнее десятилетие почти на 3 млн.
Похожая ситуация складывается и в других «мигрантозависимых» странах Средней Азии – Таджикистане и Киргизии – с той лишь разницей, что численность их населения гораздо меньше, чем в Узбекистане. Жителей Таджикистана с 2008 по 2017 г. увеличилось почти на четверть – с 7,2 до 8,8 млн. человек. По темпам роста населения эта республика традиционно занимает первое место как в Средней Азии, так на всем пространстве бывшего СССР. Количество жителей Киргизии в 2008-2017 гг. выросло с 5,3 до 6,2 млн. человек. Избыточное трудоспособное население этих республик едет на заработки в Россию, которая также является традиционным объектом трудовой миграции для граждан Армении, Азербайджана, Молдавии и Украины.
Несмотря на многочисленные заявления о том, что российский рынок труда теряет привлекательность для иностранцев, объемы трудовой миграции растут. По данным Главного управления МВД РФ по вопросам миграции, за январь-сентябрь этого года на миграционный учет было поставлено 13,6 млн. иностранных граждан, а снято с учета – 9,7 млн. То есть единовременно на территории РФ находилось около 3,9 млн. иностранцев, что сопоставимо с населением Татарстана, Башкирии или Тюменской области. Любопытно, что эта цифра практически полностью совпадает с числом тех, кто в качестве цели приезда в Россию указали работу (3 млн. 874 тыс.). Именно эта категория мигрантов является наиболее многочисленной. За ними следуют те, кто приехал в Россию с туристическими целями, в рамках частного визита или на учебу.
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года общее число посещений России выросло на 13,5%. При этом число тех, кто приехал на работу, увеличились всего лишь на 2,5%, а количество оформленных патентов на право ведения трудовой деятельности вообще сократилось на 3%. Одновременно возросло число посещений России с другими целями: туристической (с 2,1 до 2,5 млн.), частной (с 1,5 до 2,1 млн.), а также иными. Из-за роста стоимости патентов часть трудовых мигрантов предпочитает уходить «в тень», что позволяет избежать лишних затрат. Бюджет же в результате расширения объемов нелегальной миграции недополучает средства от патентов, которые могли бы существенно пополнить его доходную часть.
Вообще динамика миграционных потоков в рамках СНГ и ЕАЭС в этом году рисует довольно любопытную картину. По данным МВД, трудовая миграция из государств Евразийского союза за январь-сентябрь в целом сократилась, тогда как из «безвизовых» стран СНГ, напротив, возросла. Так, число мигрантов из государств ЕАЭС, указавших в качестве цели приезда в Россию работу, за девять месяцев этого года сократилось на 6,8% (с 633 до 590 тыс.), тогда как из «безвизовых» стран СНГ (Азербайджан, Молдавия, Таджикистан, Узбекистан, Украина) на 3,5% увеличилось (с 2,9 до 3 млн.). В абсолютных цифрах трудовая иммиграция из стран Евразийского союза по сравнению с январем-сентябрем 2017 г. сократилась на 42 тыс. человек, тогда как из «безвизовых» стран СНГ на 102 тыс. человек. увеличилась.
Изменение трудовой миграции из государств Евразийского союза было разнонаправленным. Так, число прибывших в Россию из Киргизии с целью работы сократилось на 15,4%, а из Армении – на 13,7%. Количество трудовых мигрантов из Казахстана, напротив, увеличилось на 24% , а из Белоруссии – на 13,8%. В совокупности это привело к сокращению трудовой миграции из государств ЕАЭС. Но при этом число прибывших в РФ с частными целями из Киргизии и Армении за этот период почти не изменилось. К тому же оформлять патент гражданам стран ЕАЭС в России не требуется, а потому в сокрытии истинной цели приезда они заинтересованы гораздо меньше, чем вынужденные приобретать его граждане прочих стран СНГ.
Среди «безвизовых» стран СНГ, которые в ЕАЭС не входят, но пользуются преимуществами посещения России без оформления въездных виз, увеличение числа мигрантов продемонстрировали страны Средней Азии. Так, число трудовых мигрантов из Узбекистана за девять месяцев увеличилось на 10% (до 1 573,8 тыс.), а из Таджикистана – на 7,2% (до 790,1 тыс.). Именно эти республики и обеспечили общий рост трудовой миграции в Россию из стран СНГ. Из всех остальных государств этой группы миграция сократилась. Число трудовых мигрантов с Украины сократилось на 10% (до 347,3 тыс.), из Молдавии – почти на четверть (до 133,8 тыс.), а из Азербайджана – на 9,8% (до 142,4 тыс.).
Одновременно наблюдается увеличение притока трудовых мигрантов из Грузии, Туркмении и прибалтийских государств (кроме Литвы), которые в СНГ не входят. Но в связи с существованием у них с Россией визового режима общие размеры этих миграционных потоков невелики и измеряются несколькими тысячами человек.
Любопытно, что статистика Центрального банка РФ по денежным переводам физических лиц за первые два квартала этого года данным МВД о динамике трудовой миграции не соответствует и демонстрирует их практически повсеместный рост. Сокращение денежных переводов наблюдалось лишь в Казахстане (на 2%) и Белоруссии (на 10%), а в Азербайджане и Молдавии их объемы практически не изменились. Зато во всех остальных странах СНГ денежные переводы увеличились. По сравнению с первым полугодием 2017 г. наиболее высокими темпы их прироста были в Узбекистане (15%), Армении (14%), Киргизии (11%), Таджикистане (10%), где они увеличивались быстрее, чем в среднем по Содружеству (9%). Показательно, что возросли и объемы денежных переводов на Украину (на 5%), трудовая миграция с которой, по данным МВД, в этом году заметно сократилась.
В целом же сложившаяся ситуация не подтверждает выводы Центра стратегических разработок, утверждавшего в январе этого года, что привлекательность российского рынка труда для мигрантов будет снижаться, а их количество – постепенно сокращаться. Как численность мигрантов, так и их денежные переводы в этом году растут, причем наиболее высокие темпы их прироста демонстрируют наиболее трудоизбыточные страны Средней Азии – Узбекистан и Таджикистан, которые участниками ЕАЭС не являются.
Между тем, по результатам последних опросов общественного мнения, 39% жителей России считают, что мигранты занимают рабочие места, ущемляя коренное население. Причем такой точки зрения придерживаются 34% сельского населения, 45% жителей городов-миллионников и 54% москвичей. Положение на рынке труда усугубляется и пенсионной реформой, которая обострит проблему поиска работы для лиц старшего возраста.
В таких условиях России и ЕАЭС нужны дополнительные меры по регулированию рынка труда, которые защищали бы трудовые права коренного населения и перераспределяли миграционные потоки в пользу государств Евразийского союза. В противном случае Россия в скором времени столкнется с ростом социальной и межэтнической напряженности, усилению которой будет способствовать сокращение реальных доходов населения и конкуренция с приезжими за рабочие места.