Наш мир полон интересных и талантливых людей. Многие из них проживают долгую и счастливую жизнь, но немало и тех, кто уходит в неведомое очень рано… Как правило, такие люди выкладываются в работе на всю мощь, со всей страстью души и ниспосланного свыше им дарования. Не останавливаясь перед трудностями, они добиваются конечного результата в наилучшем виде. Но… как струна на гитаре, изнашиваясь, рвется, так и человек – не выдерживает порою чрезмерной, а то и непосильной нагрузки. Поэтому мы особо переживаем, когда жизнь ярких, впечатляющих личностей обрывается слишком рано, на взлёте их творческой выразительности. Оправдание только одно — возможно, они просто нужны Всевышнему в том мире…
Середина ХХ века была ознаменована укреплением дружественных связей между Индией, приобретшей свою независимость и нашей большой страной. Состоялись взаимные исторические визиты лидеров наших государств, всё индийское, и прежде всего их фильмы, вызывали огромный интерес среди населения. В Ташкенте ставились спектакли на индийскую тематику, разучивались неповторимые танцы и своеобразные песни, а в 1961 году на студии «Узбекфильм» была осуществлена первая узбекская телепостановка «Дочь Ганга» по роману великого бенгальского писателя, Лауреата Нобелевской премии Рабиндраната Тагора «Крушение». В ней повествуется очень трогательная история о судьбе молодых людей, ставших жертвами разрушительного тайфуна на реке Ганг. Фильм произвёл большое впечатление на многомиллионную аудиторию зрителей необычайностью сюжета, характеров героев, их быта и костюмов, прекрасными актёрскими работами, а также удачной постановкой. Это была первая самостоятельная работа молодого узбекского режиссера выпускника ВГИКа Ходжи Ахмара, но сделана она была достаточно качественно — до сих пор в Дни Национальных праздников Индии эту ленту часто демонстрируют по телевидению.
Главную роль Камолы в фильме сыграла Адиба Арифханова (на тот момент ученица 9 класса). Возраст актрисы и главной героини картины идеально совпали – им было по 14-15 лет. При этом обе девушки оказались похожими во многом. Сходство было и по другим компонентам – они с легкостью справлялись с домашним хозяйством, устраивали семейный уют, были нежными, простыми и добрыми девушками. И очень красивыми!
Несколько слов о нашей нежданно возникшей тогда «звезде» экрана. Арифханова Адиба Рифатовна родилась 17 декабря 1944 года в уважаемой многочисленной семье с глубокими историческими корнями. Её детство и юность прошли в «Рабочем городке» – известном квартале Ташкента, в котором, в противовес названию, проживало много представителей интеллигенции города. Там же она окончила учёбу в 137-й школе.
Несмотря на то, что уже в 15 лет Адиба профессионально сыграла в популярном фильме, она не избрала карьеру актрисы, а успешно завершив учёбу на романо-германском факультете ТашГУ, преподавала английский язык в Ташкентском институте народного хозяйства (ныне Ташкентский государственный экономический университет).
По воспоминаниям родных и близких, Адиба была умным, жизнерадостным и чутким человеком. У нее было много друзей, разносторонние интересы. Вся она светилась «каким-то лучиком», который одаривал своей лаской и вниманием окружающих.
Вот что пишет бывшая узбекистанка Татьяна Перцева в своей статье «Мой романо-германский» в «Письмах о Ташкенте»:
«Адиба Арифханова, красавица Адиба, с лицом, как на старинной восточной миниатюре. Не знаю, есть ли царствие небесное для женщин -мусульманок. Она ушла очень рано, не дожив до сорока…»
К сожалению, жизнь Адибы оборвалась в 1979 году, когда ей не исполнилось и тридцати пяти… Она стойко боролась со смертельным недугом, так внезапно настигшем ее, но медицина оказалась бессильна. Многосторонне одарённая, Адиба писала стихи, в том числе зная о своем диагнозе.
У Адибы Рифатовны было двое детей: сын Давран, родившийся в 1968 году, и дочь Азиза,1975 года рождения. Азиза, которой было всего 4 года, когда она потеряла мать, не по-детски тяжело перенесла её кончину, заболела тяжелой формой сахарного диабета и скончалась в возрасте пятнадцати лет. Она была такой же доброй, простой и жизнерадостной, как и мама, и тоже писала стихи совсем в юном возрасте, будучи больной, познав непомерное горе и боль души.
Но стихи, которые написали Адиба Арифханова и ее дочь – Азиза Абдуллаева, наполнены любовью – к родным, к друзьям, ко всему миру. К тому сложному и противоречивому миру, который они вскоре должны были покинуть…
Мне жаль, что песни
не все я пропела,
Мне жаль, что дороги
не все я прошла,
Мне жаль мои вёсны,
Обещавшие много,
И все мои грезы,
Что жизнь унесла.
Мне их не свершить уже,
Но не забыть.
Хоть тяжко в душе,
Не буду ни плакать,
Не ныть.
Адиба Арифханова.
Моей дорогой маме.
Ах, мамочка, куда же ты ушла? Постой!
Мне не дано понять и осознать.
Ведь не насытилась твоею добротой,
Объятья нежные твои где мне искать?
Ах, если б предложили мне в костёр войти,
Тебя вернув тем самым к нам назад.
Готова в жертву всё я принести,
Лишь только б оживить твой добрый взгляд.
Ведь если б ты вернулась в мир живой,
Ты б счастьем обогрела всё вокруг,
Такой незаменимой и родной,
Меня избавив от страданья мук.
Так почему ты всё-таки ушла,
Безвременно, детей и близких не щадя?
Быть может, звёздочкой на небе ты взошла?
Я успокоюсь, лишь к тебе уйдя. …
Азиза Абдуллаева.
Вот такая грустная история о нераскрывшихся полностью талантах, о несоизмеримой материнской и дочерней любви, о бренности бытия и величии человеческого духа.
Ш. АРИФХАНОВ, А. ХОДЖАЕВ