Этот самобытный жанр зрелищного и устного народного творчества пользуется в Узбекистане огромной популярностью.
Испокон веков он получил распространение в Ферганской долине и Ташкентской области. Совершенствуясь, он достиг уровня искусства. И именно население этих регионов активно принимало участие в представлениях аския.
Аския – это демонстрация мыслей, находчивости и красноречия, в представлениях которых участвуют от двух и более людей в форме диалога или состязательности в находчивости речи, остроумия, богатства языка и лексики, художественно-эстетического вкуса. Для того, чтобы в процессе аския не задевать личность, исполнитель – аскиячи должен осторожно и умело использовать каждое слово и словосочетание.
Согласно письменным источникам, аския была широко распространена в ХV-ХVII веках. Об аския дают сведения Алишер Навои, Захириддин Мухаммад Бабур, Хондамир.
Аския есть игра слов и состязание разумов, требующие большого жизненного опыта, навыков и творчества, такт, ум, чуткость в восприятии уместных ответов, достойного поведения. Искусством аския должны заниматься только те, кто в совершенстве владеет своеобразием узбекского языка, имеющие смелость посредством шуток затрагивать недостатки в современной жизни, умеющие быстро рассуждать, при общении не затрагивать честь и достоинство соперника.
Аския — это последовательное состязание в придумывании экспромтом острот.
И определенная тема в аския раскрывается от начала до конца, при этом участники не выходят за рамки этой темы. Кроме традиционных пайров, как «Ўхшатдим», «Бўласизми», «Гулмисиз, райҳонмисиз», «Бедана», «Хавсана», «Қофия», «Билганлар, билмаганлар», «Лақаб», также используются и современные, как «Пахта», «Оила», «Кино», «Дорбозлик», «Ашула», «Футбол» и др.
Начиная со второй половины ХХ века, аския достигла уровня сценического искусства. В свое время среди исполнителей аския были известные певцы. Сохранением и пропагандой аския занимаются коллективы и группы острословов, как Кокандский клуб любителей аския, группы аския в Маргелане, в Андижанской области, в городе Асака.
В этом жанре особенно важны выбор темы, умение последовательно и логически выстраивать и завершить мысль, импровизация, привлечение внимания слушателей. При этом в аския необходимы и определенные средства мимики и пластики. Отсюда аския – это результат таланта применения нужных слов в сочетании с оперативностью ответа в процессе диалога.
Аския – это узбекский юмор, неразрывно связанный с социальными традициями; жанр, в котором проявляются жизненные наблюдения. Она имеет важное значение как отображение языково-культурологических сведений о народе.
В 2014 году аския внесено в список ЮНЕСКО «Нематериальное культурное наследие человечества».
Р. ШАГАЕВ,
фото автора