Наверное, нет на свете женщины, которая бы не восхищалась украшениями и не любила носить их. Ведь надевая украшения, мы пытаемся обратить на себя внимание, подчеркнуть свою индивидуальность и красоту. Любуясь изящными изделиями из золота и серебра, я спросила имя создавшего их искусного мастера. Ведь чтобы создать такое ослепляющее великолепие, мало знать все тонкости ювелирного мастерства, нужно чувствовать женский характер, женскую красоту. Нужно знать, какие камни подойдут, к примеру, брюнетке со жгучими черными глазами, или зеленоглазой веселой шатенке. Сразу видно, что данные изделия создавал настоящий мастер, кузнец женской красоты.
Когда узнала, что их создателю Исмаилу Караматову всего 28 лет и он прилетел недавно из Бухары, была просто поражена!
Я немедля поехала на встречу с ним, для того чтобы узнать об Исмаиле как можно больше.
Увидев первое украшение, которое Исмаил назвал по старинному – тапиш (колье) и сережки к нему, а также браслеты, я невольно вспомнила украшения своей бабушки по отцовской линии. Она сохранила несколько изделий, подаренных ей свекровью, но комплекты были неполными.
— Мало что осталось от этой красоты. Многие любимые украшения я променяла на хлеб во время войны. Надо было чем-то кормить детей. Дед твой погиб на войне, я осталась одна, а эти украшения спасли нас от голода… – рассказывала, перебирая их, бабушка Гулшан.
А вот эти сережки так похожи на мои! Точно такие я носила в те первые годы замужества. Мы жили тогда в старой части Самарканда, и те сережки были писком моды для молодых.
Ну, а про браслеты можно говорить и говорить! До чего же они красивые! Носить бы их и носить!
Меня охватило чувство: будто я вернулась в прошлое. Столько воспоминаний всплыло, и я поняла, какую магическую силу несут в себе ювелирные изделия …
В какой-то момент мне показалось, будто серьги, колье, браслеты сошли к нам из-под стекол исторических музеев, а не сделаны руками молодого современного мастера, которому всего 28 лет.
Исмаил Караматов потомственный мастер-ювелир, член ассоциации «Хунарманд». Призер международных выставок в Узбекистане, Казахстане, Индии, Малайзии, Тайланде, Турции, России, Китае. Он уроженец кишлака Узбекон, Бухарской области.
Дед Исмаила, Иноят Караматов передал свое мастерство сыну Иззату Караматову, а Иззат-ака своему сыну Исмаилу. Так родилась династия мастеров-ювелиров в древней Бухаре…
— Я с детских лет засматривался как отец часами «колдовал» над податливым металлом, твердыми натуральными камнями, — вспоминает Исмаил. — Тогда еще не понимал, что это драгоценные изделия. А когда, после упорных трудов, возникало чарующее взгляд украшение, мне казалось, что свершилось чудо!
С тех самых пор и зародился в нем интерес к отцовскому ремеслу. Увидев это, Иззат-ака стал понемногу раскрывать сыну секреты ювелирного мастерства. Исмаил очень быстро схватывал все тонкости ювелирного дела, и в 17 лет уже мог самостоятельно изготавливать украшения. Поначалу создавал незатейливые образцы, но с годами начал усложнять работу. Сегодня молодой мастер удивляет мир своими творениями.
Исмаил – не только творчески одаренный молодой современный человек. Он – профессионал своего дела, уникальный мастер, создающий подлинные шедевры. В наше время, когда молодые всегда в движении и перемещении, поражаешься его усидчивости, большому, кропотливому труду и терпению. Огромное внимание он уделяет анализу тенденций в области цвета, дизайна, использованию различных камней, а также применению новых методов и материалов. Для этого он изучает работы других мастеров.
Исмаил Караматов приехал в США не просто отдохнуть и посмотреть на благословенную землю. Он приглашен сюда для участия в международной выставке, которая проходит ежегодно в городе Санта-Фе (штат Нью-Мексико). Еще в Бухаре он был наслышан о том, что в самом сердце Манхэттена, на 47 Street, работают его земляки. Он отправился туда и встретился с ними, показав свои изделия.
— Этот молодой человек имеет большие перспективы, так как талантлив и трудолюбив, — сказал ювелир Алик Хаимов, который сам тоже родом из Бухары.– В наше время важно иметь свой почерк, чувство линий, металла. У него эти качества имеются. Я, признаться, не мог скрыть своего восхищения!
В нынешнем году, открытие выставки в Санта-Фе намечается на 14 июля, и в этот небольшой город на границе с Мексикой, приедут ценители ювелирного творчества, оптовые покупатели со всех концов страны и из Южной Америки. Хочется надеяться, что они по достоинству оценят совершенство форм, окраску, стиль, национальные истоки лучших образцов коллекции ювелирных изделий Исмаила Кароматова.
— Выставка даст уникальную возможность увидеть творения мастеров всего мира. Я счастлив, что мне выпала такая возможность! – с радостью поделился Исмаил.
Его изделия поражают не только своим изумительным видом, но и многообразием. Им представлены старинные тапиш (колье), дастпона (браслеты), шибирма (сережки) тиллякош (национальная корона для невест), кольца и т.д.
Основной «рабочий инструмент» ювелира – его руки, конечно же, подчиненные художественному, меткому глазу и таланту. В наш быстро развивающийся век существует множество станков, которые не только вырезают из металла, но и гранят драгоценные и полудрагоценные камни. Не говорю уже об изделиях, приготовленных по технологии 3D. Но ручная работа всегда выглядит иначе, она намного изящнее. В любом случае изделие, выполненное на станке, требует корректировки руками. Настоящий ювелир должен не просто уметь плавить и гранить камни, но и наносить гравировку, шлифовать, паять, лудить, работать с эмалями. Самое интересное в работе – элемент творчества, фантазия, где ювелир должен проявить свое мастерство. Традиции предков, совмещенные с мастерством современных мастеров, продолжают жить в восхитительных и неповторимых ювелирных украшениях Исмаила Кароматова.
— Многие верят, что ювелирные украшения с натуральными камнями служат талисманами и приносят удачу. Так ли это? – поинтересовалась я.
— У каждого камня своя история и свои тайны, — загадочно улыбаясь, ответил Исмаил.
Караматов не из тех, кто намерен только в себе держать секреты ювелирного мастерства.
— Я знаю, что здесь, в Америке, проживает немало моих соотечественников, — сказал Исмаил. – Моя мечта – приобщить своих земляков к ювелирному делу, открыть школу народных мастеров. Сделать так, чтобы в потомках великих ювелиров древней Бухары, Самарканда и Хорезма, пробудился интерес к своим истокам, а женщины вновь почувствовали своё очарование в украшениях, которые подчеркнут их естественную, восточную красоту.
Не скрою, что меня всегда тянет в родные места. Это не тоска, а любовь. Прикоснувшись к искусным браслетам и серьгам, на которых стоит печать большого мастерства и таланта, я словно вернулась в Бухару. Прошлась по ее тихим ночным улочкам, где по сей день звучат мелодии плачущего гиджака, которые нежно обнимают душу и навевают какое-то до боли знакомое и в то же время неведомое чувство, — по тем тихим улочкам, где даже поздней ночью откуда-то издалека доносятся постукивания чеканщика, которому, видимо, не спится. Он колдует над своим очередным шедевром.
Чудесные изделия, неповторимые по красоте, очаровывают и притягивают нас. Молодой и уверенный в себе Мастер любовался каждой линией, попутно даря мне удивительные истории из жизни ювелиров, рассказывая о драгоценных камнях, изумрудах, которые прикрепляет он к своим изделиям.
Я не удержалась. Поддалась обаянию Мастера и решила заказать Исмаилу Кароматову браслет, о котором давно мечтала…
ДИЛБАР САЛОХИДДИНОВА