Интервью с восходящей звездой польского документального кинематографа Мартой Прус о гимнастике, России и говорящих головах.
В Чехии распространено мнение, что местное игровое кино, возможно, не слишком качественно, однако наш документальный кинематограф традиционно был силен и по-прежнему сохраняет высокий уровень. Если судить по успеху за рубежом, то в Центральной Европе найдется еще одна «документальная держава» — Польша. Осенью прошлого года фильм «Причастие» режиссера Анны Замецкой получил Европейскую кинематографическую премию, а лента «Позвони мне, Тони» Клаудиша Хростовского завоевала одну из главных премий на крупнейшем мировом фестивале документального кино IDFA в Амстердаме. А вот польского режиссера Марту Прус престижный журнал о кино Variety включил в список самых многообещающих молодых режиссеров Европы благодаря ее фильму «За пределом».
В фильме отражается отношение российского тренера к молодой гимнастке, которая готовится к Олимпиаде. Мировые СМИ опубликовали восторженные рецензии на эту ленту, приравняв ее драматизм к игровому кино. Все упомянутые польские документальные фильмы объединяет два момента: их авторам около 30 лет, и сняты они так, что напоминают игровое кино. «Я не люблю смотреть типичное телевизионное документальное кино, где много интервью и говорящие головы. Когда я снимаю документальный фильм, я хочу изложить историю таким захватывающим образом, как будто она возникла по сценарию», — говорит Марта Прус о своем фильме, премьера которого (под названием «За гранью возможного») состоится на предстоящем фестивале «Один мир».
— Respekt: Прежде чем стать режиссером, Вы сами занимались гимнастикой. Чего Вам удалось в ней достичь?
— Марта Прус: Я занималась художественной гимнастикой в Варшаве на протяжении семи лет, и тот период жизни оказал на меня большое влияние. Ежедневные тренировки научили меня упорно трудиться, работать систематически и сосредотачиваться на цели. Я участвовала в национальных соревнованиях, но больших спортивных успехов не добилась.
— А почему Вы решили снять фильм об этом виде спорта?
— Собственно художественная гимнастика не является его темой. Как режиссер я искала личность, историю которой хотела бы рассказать. И главным импульсом стала встреча с тренером российской сборной Ириной Винер. Ради нее в 2013 году я впервые отправилась в Россию, познакомилась там с гимнастками Ритой и Аминой, а также узнала, что в России гимнастика не спорт, а национальный феномен. Этот довольно широкий контекст меня заинтересовал.
— Почему Вы были очарованы Ириной Винер?
— Меня восхищали ее достижения, и мне понравилось, как она выглядит, а также то, что она является женой миллиардера и олигарха Алишера Усманова. Вдруг все это переросло границы гимнастики.
— То есть Вы не склонны называть этот фильм документальным фильмом о спорте…
— Это, скорее, личностная драма, снятая в спортивной среде. Я поверхностно касаюсь результатов соревнований и других спортивных подробностей. С самого начала я сосредоточилась на том, какую роль в российской спортивной гимнастике играет психология. Лично я не считаю этот фильм документальной лентой о спорте, но я также понимаю, что кто-то именно так будет его воспринимать.
— Но не хотели ли Вы показать негативный аспект этого и других видов спорта? Сложные отношения между тренером и блестящей гимнасткой, которые являются главными героями фильма, со стороны тренера похожи буквально на психологическое страдание.
— Я не думаю, что в этом заключается негативный аспект данного спорта. Скорее, это нечто более важное: спортсмены остаются со своим наставником на протяжении всей карьеры, и эти отношения принципиально влияют и на их жизнь. Межличностный аспект был главным для меня, поэтому я сосредоточилась именно на личных отношениях.
— И все же не зашла ли Ирина Винер в своем психологическом давлении на Риту слишком далеко?
— Я не тренер и не хочу никого судить. Я уважаю всех своих героев. Я доверяю Ирине Винер и предполагаю, что Рите нужно было такое обращение. Разумеется, это нисколько не оправдывает жесткий подход, но, как я думаю, наверное, и Ирина не рада, что приходится применять такие методы. Тем не менее, ее подход привел к тому, что Рита сосредоточилась на своих результатах. Так или иначе, но мое мнение здесь неважно. Я предлагаю зрителю заглянуть в мир российской художественной гимнастики, и он сам может составить собственное мнение.
— Специфичен ли этот жестокий подход тренеров к спортсменам именно для России?
— Думаю, да. Власти, значимости и успеха в России можно достичь только жесткостью и силой. В этой стране верят в сильные личности.
— Тренер Ирина Винер в Вашем фильме предстает не только суровой, но и бесчувственной. Как она вообще оценила фильм?
— Она с уважением отнеслась к моей работе, и фильм ей понравился. Она высоко оценила то, что он правдивый. И я благодарна ей, поскольку именно она позволила мне снять этот фильм.
— Ваши герои — русские. Одна из героинь — жена олигарха, и фильм повествует о мире спорта, который в России пронизан допингом… Все это нуждается в политическом комментарии, но Вы избегаете его.
— Политика — вещь очень изменчивая, трудно уловимая, и я не думаю, что стоит выражать свое мнение о ней через фильм. Я не использую его в качестве средства для распространения собственного мнения о глобальных проблемах. По-моему, фильм должен указать на варианты, а зритель уже сам найдет для себя ответы.