В пяти минутах ходьбы от реки Сурхан пролегает улица Фидокор. Снос домов на ней производится в соответствии с Генеральным планом развития Термеза. Генплан утвержден Постановлением Кабинета Министров РУз. Такой порядок соответствует законодательству. С чем не согласны жители?
Низкая оценка
На месте сорока домохозяйств в махалле «Гулистон» инжиниринговая компания «Узшахар курилиш инвест» построит трехэтажные дома. Про снос городской хокимият известил жителей письмом в апреле 2017 года. Жители погоревали, но, естественно, согласились. Не согласились с оценочной комиссией, которая подсчитала стоимость домов, иных строений, сооружений, насаждений.
О чем пишут в инстанции попавшие под снос? О том, что в феврале 2017 года оценочная комиссия оценила жильё по низким ценам – по пятипроцентной шкале. По Постановлению Президента в Сурхандарьинской области в настоявшее время жилье оценивается по 15-процентной шкале. Но расчет за дома, оцененные год назад, производится в 2018 году по-старому. «По закону разрешено проводить переоценку после шести месяцев. В течение года цены поднялись. Хокимият не принимает это во внимание. Переоценку не проводит».
Вот одна из историй, которой поделились жители. «Мы поискали новые коттеджи, построенные государством. Цены очень высокие, начиная с 240 млн сумов до 350 млн сумов и еще немалый остаток кредита выплачивать. На карточку застройщик «Узшахар курилиш инвест» перевел нам половину суммы. С карточки в день можно обналичить максимум 3 млн сум. Наличка необходима, потому что коттеджи продаются обыкновенными людьми. А купить у государства невозможно, потому что всё уже продано в начале строительства. Мы бы могли купить дом с двором за приемлемую цену. Но не рискуем брать старый участок в городе из-за того, что и там намечен снос. Чтобы построить дом, тоже нужна наличка. Покупать стройматериалы на карточку дороже, чем за наличные. Платить рабочим тоже наличные деньги. Да еще и жить нам надо где-то все это время»…
Землю под застройку выделили за городом в районе Намуна. Там – чистое поле. Если ехать туда, придется всё с нуля начинать: проводить электричество, тянуть газовые трубы, трубы для питьевой воды…
В еще одном письме в инстанции жители сообщают, что просили хокима Термеза не сносить дома до весны, так как им некуда идти в зимние холода. Далее цитируем: «В ответ услышали: «Найдете места, как все находят! Мы в этом плане никак не можем вам помочь!». 3 февраля 2018 года хоким Термеза прибыл со своими людьми, которые начали отсоединять электрические провода и сносить дворы. Во время сноса дворов он пообещал повысить цену на дома и предложил посетить его приемную по этому вопросу. Посетили безрезультатно. Мы просим, чтобы покрыли затраты на постройку домов и компенсировали убытки». Под письмом десятки подписей.
Мы связались с жителями: «Как сейчас?» Слом идет полным ходом. Кто-то нашел возможность выехать и вывезти имущество. У кого-то такой возможности нет. Рабочие разбирают крышу и стены.
Здесь можно поставить точку. И все же есть вторая сторона конфликта, о которой надо сказать.
Представим себя на месте хокима города. Ему необходимо соблюдать не только Генплан, но и Постановление Президента РУз «О мерах по реализации программы по строительству и реконструкции доступных многоквартирных домов в городах на 2017-2020 годы». Сроки указаны. Застройщик готов строить. Несознательные граждане препятствуют. Известен действенный способ: нажать. А мы бы как себя повели? Не факт, что кинулись бы изучать законодательство. На досуге можно, чем и займемся.
Сколько стоят груша с шелковицей?
Вопрос об оценке деревьев — самый сложный при сносе. Четких рекомендаций у законодателей нет. Как мы уже знаем, в Термезе деревья-кормильцы оценены по пять тысяч сумов за штуку при цене килограмма фруктов на базаре в два-три раза выше.
На деревья приусадебных участков не распространяется «Положение о порядке использования объектов растительного мира и прохождения разрешительных процедур в сфере пользования объектами растительного мира», утвержденное Постановлением Кабинета Министров № 290 от 2014г.
Иных документов, на которые можно ориентироваться при определении реальной стоимости деревьев на личном подворье нет. Поэтому посмотрим стоимость разрешения на рубку в Постановлении № 290. Для ценных пород, к которым относятся грецкий орех, груша, дуб, чинара, ясень и ряд других, при диаметре 20,1-24 см определен коэффициент от минимальной зарплаты — 1,5. На начало 2018 года минимальная зарплата в Узбекистане составляет 172 240 сумов. Помножим на коэффициент…
Для малоценных пород такого же диаметра (шелковица, тополь, белая акация и ряд других) применяется коэффициент 1,3. В Приложении 2, о котором речь, расписаны все диаметры и коэффициенты. Больше диаметр – больше коэффициент при расчетах.
Рыночная цена плодового дерева не установлена. Но не это самая главная печаль. Главная печаль, что при сносе в Термезе законодательство нарушено от «а» до «я».
Начнем с Гражданского кодекса Республики Узбекистана. Кому-то покажется скучным, и все же процитируем статью 206: «Снос дома, иных строений, сооружений или насаждений на изымаемом земельном участке до предварительного и полного возмещения убытков по рыночной стоимости не допускается». Помните про половину суммы оценки на банковскую карточку? Просто нечего комментировать…
А вот что Гражданским кодексом предусмотрено при спорах по оценке: «При несогласии собственника с решением, влекущим прекращение права собственности, оно не может быть осуществлено до разрешения спора судом. При рассмотрении спора решаются также все вопросы возмещения собственнику причиненных убытков».
Спор налицо, а хокимият, используя силу, крыши над головами разбирает. Так нарушается не только Гражданский кодекс, но и Жилищный кодекс. Вот что в нем говорится про выплаты: «Выплачивается рыночная стоимость сносимых жилого дома (квартиры), иных строений, сооружений и насаждений, а также рыночная стоимость права на земельный участок в полном объеме».
Два Кодекса солидарны не только между собой, они полностью соответствуют Конституции страны, в которой сказано: «Государство строит свою деятельность на принципах социальной справедливости и законности в интересах благосостояния человека и общества». В том же ключе и «Положение о порядке возмещения убытков гражданам и юридическим лицам в связи с изъятием земельных участков для государственных и общественных нужд», утвержденное Постановлением Кабинета Министров № 97 от 29.5.2006г.
Нет согласия с оценкой, нет полного возмещения убытков. Суда нет. А снос идет. Прокуратура, надзирающая за исполнением законодательства, молчит. Социальная напряженность растет.
НАТАЛИЯ ШУЛЕПИНА
Правильно с хокима будут спрашивать за выполнение программы, но там же не указанно, что должны нарушаться требования Законов или других нормативно-правовые актов. Всем не угодишь тоже истина, деятельность гос. чиновника и заключается в том, чтобы думать, оценивать и принимать соответствующие меры не ущемляя при этом интересы государства и собственника (привлекать для разъяснения депутатов, аксакалов, прокуроров, не зависимых "экспертов" ННО — таких правозащитных организаций создано много, представителей партий, застройщиков, обращаться в Суды) — нужен прозрачный и честный Диалог, а не "Тырить по карманам", тогда и будет согласие и уважение друг к другу.
Как обычно, попытка заболтать суть… Здесь опубликованы уже ставшие системными нарушения Законодательства Узбекистана. Но массированная говорильня крышует опубликованные преступления. Редакции предоставлено право обратиться в правоохранительные государственные органы о возбуждении уголовного. Дела и сообщить здесь Всем Нам о том как восстанавливается Наше Законодательство Нашего Узбекистана, нарушение некомпетентными лицами от местной власти.
А моим Согражданам предлагаю отменить свое согласие на перестройку, соответственно Градостроительному Кодексу Нашего Узбекистана.