Главным событием 88-го сезона в Государственном академическом Большом театре имени Алишера Навои по праву можно назвать премьеру балета «Поэма двух сердец» на музыку известного азербайджанского композитора Арифа Меликова.
ВМЕСТО ПРОЛОГА
В основе произведения — история любви танцовщицы Комде и юного певца Модана. Широкой публике она стала известна в 1959-м году, когда на страницах журнала «Шарк юлдузи» была опубликована поэма «Книга двух сердец» Шарафа Рашидова — писателя, руководителя Узбекистана. Автор положил в основу своего сочинения поэму «Комде и Модан», написанную в XVIII веке по фольклорным мотивам индийским поэтом узбекского происхождения Мирзой Абдукадыром Бедилем.
Легенда увлекла воображение композитора Меликова, известного в музыкальном мире своим первым балетным шедевром «Легенда о любви», поставленным в разных странах. И тут в Баку из Ташкента приезжает оперный режиссёр Фирудин Сафаров с предложением выполнить специальный заказ для ГАБТа имени Алишера Навои: сочинить балет по произведению Ш. Рашидова. В 1981 году музыка была написана, и балет получил название «Поэма двух сердец». А.Меликов сам выбрал в балетмейстеры заслуженного деятеля искусств России, талантливого артиста и хореографа Игоря Чернышёва из Куйбышевского театра оперы и балета.
В Ташкенте, куда приехал для осуществления постановки Чернышёв, ему предоставили возможность изучить необходимые историко-этнографические источники, восточную поэзию, особенности народного танца – всё это помогло хореографу творчески подойти к работе над композицией и хореографией. В Куйбышеве (ныне Самара) тоже решили выпустить «Поэму двух сердец» одновременно с ташкентской премьерой, и в столицу Узбекистана к Чёрнышёву приехали куйбышевские солисты.
Репетировал Чернышёв одновременно для нескольких составов. Спустя 35 лет, при возобновлении балета в 2017 году, ташкентские балетмейстеры и репетиторы под крылом Азария Плисецкого тоже готовили к премьере сразу три состава солистов.
Игорь Чернышёв в 80-е выбрал для премьерного показа едва ли не самую молодую из ташкентских балерин – выпускницу Ленинградского хореографического училища Рано Каримову. Восточная тонкость её исполнительской манеры, пластичность и проникновенность повлияли на хореографию Чернышёва.
Партию Карашаха в первой постановке доверили исполнить артисту Шавкату Турсунову. Мог ли он подумать, что спустя 35 лет встанет во главе балетной труппы в родном театре и будет вместе с Азарием Михайловичем Плисецким восстанавливать «Поэму двух сердец», в которой танцевал некогда сам?
ПЛИСЕЦКИЙ ИЗ РОДА ПЛИСЕЦКИХ-МЕССЕРЕР
Три недели провёл Азарий Михайлович в Ташкенте, каждодневно давая мастер-классы, проводя репетиции, просмотры. Приглашение в Ташкент счёл для себя почётным. С раннего детства много слышал об этом городе от мамы – актрисы Рахиль Мессерер. В 1925 году, окончив Государственные театральные курсы (ныне ВГИК), она снималась в первых немых узбекских фильмах на киностудиях «Бухкино» и «Звезда Востока» и хранила киноафиши своих картин. Азарий был третьим из её детей. Мужа в 1937 году, незадолго до рождения младшего ребёнка, забрали в НКВД. Позволили короткий телефонный разговор с женой, в котором она сообщила ему о рождении сына. Спустя два месяца М. Плисецкого расстреляли. Рахиль Мессерер, в свою очередь, в 1939 году была осуждена Особым совещанием НКВД СССР как «социально опасный элемент». Бутырка, Карлаг (Акмолинское спецотделение), ссылка в Чимкент… Она прожила в небольшом степном городке до 1941 года, давая уроки танца в местном клубе. Азарий Михайлович в те годы был мал, но память сохранила пыльные чимкенсткие улочки…
Как выстояла артистка с маленьким ребёнком на руках в глуши, в тяжелейших условиях ссылки? Старшие дети оставались у родственников. В Москву вернулась в апреле 1941. Дочь и сыновья — Майя, Александр и Азарий — все стали артистами балета, смыслом и гордостью её жизни. В Среднюю Азию Рахиль Мессерер больше не ездила. Об уникальном театре в столице Узбекистана, как вспоминает Азарий Михайлович, ей рассказывала дочь Майя после гастролей в Ташкенте – старшее поколение зрителей до сих пор вспоминает её Зарему в «Бахчисарайском фонтане», где молоденькая Плисецкая танцевала в паре с Улановой (Мария).
Приехав в Ташкент, А.М. Плисецкий убедился в уникальности театра имени Навои, высоко оценив изумительный проект архитектора Щусева. Похвалил и труппу, заметив, что артисты неплохо подготовлены, хорошо понимают его установки, чутко воспринимают новое, вдохновенно танцуют, любят свою сложную профессию и преданы балету.
ЛЕТОПИСЬ «ПОЭМЫ ДВУХ СЕРДЕЦ»
С самого начала 88-го сезона коллектив театра готовился к премьере. Шли репетиции, готовились декорации, разрабатывались художником и шились оригинальные костюмы.
Хореография Чернышёва, как утверждают специалисты, опередила время. В ней соединились классика, акробатические элементы современного балета, восточный танец. Артисту классического балета трудно соединить эти начала. Широкий шаг, верхние поддержки, переход из прыжка в шпагат, длительные танцевальные монологи, дуэты и трио – всё требовало хорошей технической выучки, выносливости. Особое значение хореограф придавал выразительности исполнения, драматургии образов, лиричности танцы, считая их непременным условиям хореографического искусства.
35 лет назад премьера прошла в конце декабря 1982 года. В зале присутствовало высшее руководство республики, приехали гости из Москвы во главе с министром культуры Демичевым.
Успех постановки был потрясающим! Демичев и Рашидов приняли решение показать «Поэму двух сердец» в Москве. Помню, с какой гордостью осенью 1983 года, которую провела в Москве, смотрела я на афиши с логотипом ГАБТа: узбекский балет представили на сценах Большого театра и Дворца съездов в Кремле.
Одновременно с ташкентской премьерой «Поэму двух сердец» показали в Куйбышевском театре оперы и балета. Постановка имела большой успех, но вскоре была исключена из репертуарных планов. На судьбе хореографического произведения сказались затеянное генсеком ЦК КПСС Андроповым «хлопковое дело», затем скоропостижная кончина Ш.Р. Рашидова. Помню серое московское небо, киоск «Союзпечати», черно-белую фотографию Рашидова в траурной рамке на газетных страницах и сообщение: 30 октября 1983 года не стало Первого секретаря ЦК КП Узбекистана.
Смерть Рашидова стала личной утратой для миллионов узбекистанцев. Вокруг его имени множились слухи. Вместе с доброй памятью о главе республики на многие годы предали забвению и балет, созданный по его произведению. В архиве композитора А.Меликова в Азербайджане, возможно, сохранилась видеозапись с премьерных показов, но киноплёнку не тиражировали.
В апреле 1989 года «Поэма двух сердец» ожила в постановке Государственного театра оперы и балета в Анкаре (Турция). И вновь забвение…
ТРИУМФ БОЛЬШОЙ ПРЕМЬЕРЫ
Время нельзя повернуть вспять, но можно вернуть жизнь культурным ценностям, оказавшимся заложниками общественно-политических перемен. К широкому празднованию в Узбекистане 100-летия со дня рождения Шарафа Рашидова — выдающегося государственного деятеля и узбекского писателя – коллектив театра имени Навои решил восстановить «Поэму двух сердец». Балет стал «гвоздём» программы юбилейных торжеств.
Справедливость восторжествовала. Постановка вернулась на сцену ГАБТа имени Навои в авторской хореографии И. Чернышёва. Восстановлением одного из самых сложных в национальном репертуаре ГАБТа спектаклей самоотверженно занялись заслуженный артист Узбекистана, народный артист Каракалпакстана Замир Нурымбетов и заслуженный артист Узбекистана Шавкат Турсунов. Беспрецедентным для театра стало приглашение для работы над спектаклем в качестве консультанта-балетмейстера Азария Плисецкого. Каждое утро мэтр хореографии начинал с двухчасового класса для всей балетной труппы. Днём репетировал с солистами, работая индивидуально. Вечера проводил в зрительном зале. Одно его присутствие, не говоря о консультациях и репетициях, вселяло в артистов вдохновение и желание работать над собой.
Три недели упорных утренних классов и ежедневных репетиций сотворили едва ли не чудо. «Поэма двух сердец», а вместе с нею и другие балетные спектакли, после прикосновения к ним профессионала высочайшего класса обрели хореографический лоск и привлекают с каждым показом всё большее число благодарных зрителей.
Немало сил отдали и отдают работе с артистами и репетиторы: народные артистки Узбекистана Гули Хамраева и Валетина Проскурина, заслуженные артистки НозимаХасанова и Амина Бабаджанова, любимец публики, артист Равшан Чарыев.
Три солистки одновременно готовили партию Комде: заслуженная артистка Узбекистана Надира Хамраева, артисты балета Ольга Сабирова и Ширин Хасанова. Каждая из балерин создала свой образ главной героини.
И вот премьерные показы: 28, 29 октября, затем 6 и 8, 19 ноября – всякий раз при аншлаге.
Страстная и порывистая Комдэ Н. Хамраевой восхитила своим танцевальным искусством не только Карашаха, Художника и Модана, но, безусловно, и публику. Это был триумф балерины и её героини – признанная ташкентская прима выходила на сцену в нескольких премьерных показах в дни юбилейных торжеств в честь 100-летия Ш.Р. Рашидова.
Покорили публику в партии легендарного певца Модана Данияр Хасманов и Бекзод Акимбаев. Яркими красками расцветили образ влюблённого тирана Карашаха солисты Улугбек Олимов и Замир Фазлутов.
Каждый из артистов балета вложил в образ своего героя немало сил и души. Лиричный характер Художника выстроил Равшан Чарыев.
— Прочитав либретто, я стал самостоятельно готовить партию, — говорит он. — Мне дали запись спектакля — смотрел её с волнением и вниманием. Потом специально ходил на ташкентский Бродвей, наблюдал, как художники пишут картины на улице, всматривался в выражение их лиц, работу кистью. Хотелось как можно лучше передать идею спектакля, .
К премьере 2017 года подготовлены редкой красоты декорации и уникальные костюмы (художник-постановщик – заслуженный работник культуры Узбекистана Зубайдулло Батыров; художник по костюмам – ЛобарПалванова).
Балет «Поэма двух сердец» с его удивительной музыкой и хореографией, где сплелись воедино западное и восточное искусство, вернулся к зрителям в ещё большем блеске, заняв достойное место в репертуаре ГАБТа имени Навои.
Тамара Санаева
Фото из личного архива Н.Хамраевой и Ш. Турсунова
Видео автора