back to top
11.7 C
Узбекистан
Понедельник, 25 ноября, 2024

Молодой учёный исследует сакральный Узбекистан

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
Молодой учёный исследует сакральный  Узбекистан

Магистрант Учебно-научного центра социальной антропологии Российского государственного гуманитарного университета Эрик Сеитов рассказывает читателям «Новостей Узбекистана» о сакральных памятниках и «народном исламе».

— Вы начинающий учёный-востоковед. Что пробудило интерес к этой науке?

— Интерес к Востоку и востоковедению у меня возник довольно рано. Подростком купил на блошином рынке в Янгиабаде книги по исламоведению. Затем случайно попался сборник рассказов турецких писателей. Всё это заставило внимательнее присмотреться в памятникам края.

— И вы выбрали предметом исследования захоронения – мазары…

— Реальный и потусторонний миры неразделимы, все мы приходим в этот мир и в какой-то момент прощаемся с ним, не исчезая бесследно, – остаётся место упокоения. В Узбекистане много древних городов, и сакральностью пропитан сам воздух. Так что невольно рождается интерес к истории, а с нею и этнографии края, традициям и обычаям народа. Здесь становишься этнографом, даже просто общаясь с людьми в разных регионах республики. Древние поселения и города нашего края сохранили наследие прошлого. Они знали взлёты и падения, по Великому шёлковому пути сюда шли не только товары, но верования, идеи, культура. Средняя Азия была своеобразным буфером обмена, в котором смешивались, разъединялись и объединялись в нечто новое религии и сакральные знания.

— Юношеские интересы раз и навсегда определили выбор профессии?

— Нет, поначалу я получил в Москве специальность педагога-психолога — она впоследствии сослужила мне добрую службу в полевых исследованиях. Потом я поступил в Российский государственный гуманитарный университет, сейчас прохожу специализацию и готовлю магистерскую диссертацию на кафедре антропологии и этнологии.

— Тема вашей научной работы?..

— Она связана с «народным исламом» в Средней Азии. В одной из частей своей работы рассматриваю и анализирую ритуально-обрядовую сторону паломничества к знаменитым ташкентским мазарам Шайхонтоур и Занги-ата с точки зрения антропологии и религии. Специализируюсь также в среднеазиатском и турецком суфизме.

— Традиции паломничества в Узбекистане сложились в глубине веков и продолжают жить в современности. Поклониться знаменитым ташкентским мазарам едут люди разных национальностей и вероисповеданий. Как вы полагаете, что влечёт их к святыням?

Молодой учёный исследует сакральный  Узбекистан

— Древние корни и сакральная сила. Как показывают источники, в основе культа святого Занги-Ата и его жены Гамбар-Ана (Амбар-Биби) лежит симбиоз культа плодородия с явно выраженным женским началом, имеющим под собой зороастрийские представления о богине Адвисуре Анахите, и культом скотоводчества. Последний был распространен у кочевых тюркоязычных народностей, пришедших в прошлом на территорию Средней Азии с севера. Я провёл сбор и расшифровку материала о распространенной в этом регионе легенде о семи святых братьях («етти-огайнилар»).

— В фольклоре разных народов обыгрывается сюжет о семи братьях. Можно подробнее об узбекском варианте легенды?

— В среднеазиатской легенде семь братьев – святые, которые помогали людям. В Бостанлыкском районе Ташкентской области бытует похожий сюжет, есть захоронения — мазары этих святых — о них мне поведали местные жители. Во время экспедиции по сбору материала, касающегося сюжета о «семи святых братьях», отправился однажды к мазару Сурен-Ата. Он расположен в предгорной местности, и там есть небольшой мавзолей — «домик», сложенный из обожженного кирпича, с дверью и окошком, в нём надгробие из глины. По легенде местный святой (Сурен-Ата) лечил людей с помощью дуа ( молитвы). До сих пор на мазар приходит множество паломников в надежде исцелиться от недугов. Приносят с собою платки «дурра», возжигают свечи. Бездетные женщины разводят небольшой ритуальный костер и просят святого о потомстве. Потом паломники вкушают приготовленную или принесенную на мазар еду, читая в заключение молитвы с просьбами к святому.

— Всё ли проходит гладко в ваших эскпедициях? Ведь вы приходите на мазары не как обычный паломник?

— В Узбекистане уважительно и доброжелательно относятся к посещению святых мест людьми любой национальности. Но раз со мною произошёл такой случай. Решив провести фотосъемку мазара, отснял какое-то количество кадров. И тут люди, сопровождавшие меня, передали, что снимать мазар категорически нельзя. Шейх, охраняющий его, очень недоволен, сказали они, и поэтому нужно удалить все фотографии с камеры. Я подчинился местным правилам, удалил снимки. После этого последовал вопрос, с какой целью я фотографирую и записываю сведения о мазаре. Ответил: мазар Сурен-Ата представляет интерес как объект научного изучения ислама в Средней Азии, и я провожу сбор материала для научной работы. Спустя некоторое время извещаю: шейх хочет меня видеть. Направляясь на встречу со смотрителем святого места, представлял, что увижу благообразного пожилого мужчину, какими обычно бывают шейхи. Никак не ожидал увидеть в этом качестве… женщину! С раскосыми глазами, напористая, она оказалась строгим шейхом, из-за которого я удалил фотографии. Живёт на мазаре одна, без мужа. Короткий инцидент положил начало нашему знакомству и дружбе. Узнав, что я хочу опубликовать в Москве статью о мазаре, женщина-шейх дала мне «дуа» — благословение пути. Она оказалась не прямым, но всё же потомком местного святого Сурен-Ата — его внучатой невесткой (келин).

— Говоря о сакральных памятниках, не обойти тему ислама, о котором много судят, но мало знают.

— Ислам — мировая религия, распространенная от Марокко до Филиппин, вобрал в себя большой пласт предшествовавшей культуры. Ввиду неоднородности культурного пространства он имеет региональные особенности. В сознании обывателей ислам ассоциируется с крайними фундаменталистскими течениями – этому причиной события в мире. Такой оценке, в какой-то мере, потакают и СМИ, тиражируя кадры с фанатиками, у которых в одной руке Коран, а в другой автомат. Не стоит сводить богатое мусульманское наследие — философию, теологию, искусство — в банальную сферу насилия. Большинство людей европейской культуры остаются в неведении о существовании множества течений в исламе, философско-теологических школах, многочисленных суфийских тарикатах (братствах). Ислам распространился на столь большой территории именно в так называемой «народной», а не в «книжной» форме, отличавшейся догматикой и строгостью.

— В чём особенности «народного ислама»?

— «Народный» ислам мягче, он более адаптирован под локальную культурную среду. Вследствие этого он ближе и понятнее простым людям, не искушенным в теологических изысканиях. К примеру, можно сравнить ислам «африканский», «балканский», «индийский» — все эти направления в корне отличаются от «арабского» ислама. Немаловажную роль в распространении «народного» ислама сыграли суфийские братства, с их мистической стороной учения, в первую очередь выступающей через философию постижения Бога «не умом, а сердцем». Если же говорить о Средней Азии, то здесь ислам несет в себе еще и отголоски прошлых культур и верований: шаманизма, зороастризма, некоторые элементы буддизма и христианства (несторианства). Не стоит забывать о среднеазиатских суфийских тарикатах (Яссавий, Накшбандий) с многочисленной армией последователей (мюридов) и ишанов, мазарами святых, к которым стекаются мирные паломники. Традиции ислама влились в среднеазиатский фольклор, став культурным достоянием.

— У вас есть какие-то излюбленные сакральные места в родных краях?

— У меня много любимых мест в Узбекистане. В их ряду и наши родные Чимганские горы, где ощущаешь себя по-особенному. Каждый поход в эти заповедные места заряжает положительными эмоциями, новыми идеями, дарит новые знакомства. После похода в горы преображаешься, словно заново рождаешься. В традиционных верованиях горы считаются сакральным местом, именно там обитают боги, именно там земля соприкасается с небом. Кроме Ташкентской области совершаю экспедиции в Бухарскую, Самаркандскую области. Изучаю среднеазиатских иранцев (иронии). Эта этноконфессиональная группа до сих пор проживает в Бухаре и в районе Панжо под Самаркандом. Многие иронии сохранили приверженность шиизму. С научной точки зрения привлекает меня и Афганистан. В настоящее время об этой стране почти нет этнографических публикаций, в результате возникает некоторый «дефицит» знаний о регионе. А ведь между народами древних государств на этой территории долгое время существовала тесная связь в культуре, религиозных верованиях и традициях.

— Расскажите немного о своих планах.

— В ближайшем будущем планирую провести полевые работы по изучению традиционных мест народного поклонения (мазаров) в пригородах и сельской местности вокруг Бухары. Безусловно, город хорошо изучен историками, востоковедами, искусствоведами, но сельская местность вокруг Священной Бухары так и осталась неким белым пятном. Загадывать не хочу, но надеюсь найти новые сведения, которые могут быть получены в результате очередной экспедиции. Намерен проследить в данном регионе влияние шиитской традиции на фольклорно-ритуальную сторону посещения святых мест: как отражены в ней сюжеты, связанные со святыми Али, Хасаном, Хусейном и Фатимой. Это святое семейство носит называние «эхл бейт» и особо почитается мусульманами-шиитами.

Молодой учёный исследует сакральный  Узбекистан

— Вы молодой учёный. Что на сегодня в вашем научном багаже, с какими из исследований знакома научная общественность?

— Есть статьи, участвую в конференциях молодых востоковедов . С темой «Культ почитания святых в среднеазиатском народном исламе на примере комплекса Шейхантаур, г.Ташкент, Узбекистан» выступил 6 октября на конференции «Studia Orientalia — 2017» в РГГУ в Москве. Тему «Народный ислам в Средней Азии: мазар святого покровителя Ташкента – Занги-Ата» вскоре представлю на конференции «Ex Oriente Lux» — она пройдёт на восточном факультете Санкт-Петербургского государственного университета 20-21 октября 2017 года. В докладах освещаю «народный ислам» в Средней Азии с его культом святых, паломничеством к мазарам святых и обоснованием его особенностей с точки зрения антропологии религии.

— Знание рождает уважение. Успехов вам в научной деятельности. Думаю, широкой публике будет интересно подробнее узнать о «народном исламе» и сакральных тайнах святынь Узбекистана.

Тамара Санаева

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Zdravstvuyte, ya vam sovetuyu poehat na Kechirmas ota gde paspolojena Ellikkalinskom rayone Karakalpakstan, Svetoye mesto i tam vi naydete i religiyu i sveshenniye mesto, udachi vam

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

По прогнозам синоптиков, последние дни ноября останутся теплыми

Узгидромет поделился прогнозом погоды на начавшуюся рабочую неделю.

Больше похожих статей