Вопросы развития сферы туризма по всем направлениям ее деятельности, включая логистические, были обсуждены на состоявшейся 29 сентября пресс-конференции в преддверие 23-й туристической ярмарки ТМТЯ 2017.
Вот уже много лет в Узбекистане действует запрет на движение по дорогам страны, включая горные, туристических автобусов в вечернее время. Запрет был обусловлен крупными ДТП со смертельным исходом с участием пассажирских автобусов.
Безусловно, безопасность пассажиров одно из главных условий дорожного движения. И здесь не должно быть никаких сомнений в строгом соблюдении всех правил и требований касающихся безопасности пассажиров.
Но, к большому сожалению, мировая практика показывает, что до сих пор случаются ж/д, авиа и автокатастрофы, где гибнут люди. Однако, от этого движение не прекращается, а изучаются причины возникновения с целью недопущения подобных случаев.
В нашем случае был выбран более легкий способ решения проблемы — введён запрет на движение автобусов в темное время суток и полный запрет на движение в горах. Это снизило риски гибели людей, хотя статистика говорит, что большее количество людей гибнет в ДТП с участием легкового автотранспорта.
Введённый запрет дал помимо всего прочего и негативный момент – усложнил работу, а в некоторых случаях затормозил развитие туристической отрасли.
Дело в том, что большую роль в конкурентоспособности на рынке туризма играет оптимальное ценообразование путевок, в котором немалую долю занимает логистика: авиа, ж/д и автоперевозки.
К примеру, если в дневное время для перевозки группы в составе 40 человек достаточно иметь один автобус соответствующей вместимости, то в темное время суток приходится фрахтовать легковые автомобили в количестве как минимум 10 единиц.
Не надо быть экономистом, чтобы понимать какие затраты несут туроператоры или другие организаторы на большее количество транспортных средств. К тому же, пассажиры здесь терпят определенные неудобства – одно дело путешествовать в комфортабельном автобусе, другое, тесниться в легковом автомобиле.
Запрет ощутимо снизил возможности внутреннего и горного туризма, экстремального и экотуризма. В этом также есть и социальный аспект. Сотни тысяч жителей горных районов республики, лишившись автобусного пассажирского сообщения, вынуждены втридорога переплачивать частным извозчикам на легковом автотранспорте для того, чтобы добраться до районных или областных центров.
Отвечая на вопрос корреспондента NUZ.UZ о путях решения этих вопросов, председатель Госкомитета по развитию туризма Азиз Абдухакимов признал, что такая проблема действительно существует и она находится в стадии обсуждения с соответствующими ведомствами. Вопросы касаются улучшения дорожного покрытия, освещения, профессиональной подготовки водителей и т.д. В то же время он отметил, что обсуждение идет в русле положительного решения этой проблемы, а это в свою очередь значительно расширит возможности туристической отрасли и повысит её конкурентоспособность.
М. ДЖАНГИРОВ, фото автора