Преддверие главного праздника страны – очередной годовщины Независимости Республики Узбекистан, – это еще и повод вновь задуматься об основах нашей жизни, о тех вечных ценностях, на которых всегда зиждилось нравственно здоровое общество. И, конечно же, первая среди этих важнейших основ – одно из самых священных у народов Востока понятий: семьи и семейных ценностей.
В наследии многих великих мыслителей древности мы находим размышления и мудрые советы, направленные на то, чтобы сформировать в сознании сограждан бережное отношение к семейным ценностям, сохранению благоприятного нравственного климата в семье, воспитанию достойного молодого поколения. По существу, этими просветителями был разработан моральный кодекс семьи. Они хорошо понимали, что именно с семьи начинаются и от нее во многом зависят мир, спокойствие и процветание общества и государства.
Слагаемыми формирования и укрепления семьи издревле были вступление в брак с добровольного согласия обеих сторон, учет общественного мнения, сложившегося о семьях, решивших породниться, рода их занятий и благотворительных дел – как гарантии прочности брака и благонравия будущих супругов. Неотъемлемой составляющей института семьи как одной из важнейших, сложившихся за многие века национальных ценностей было также воспроизводство здорового поколения, воспитание детей честными, порядочными, трудолюбивыми, преданными своему народу и Отечеству, готовыми продолжать лучшие традиции отцов.
Понятие семьи на Востоке неотделимо от заботы о ней государства, общества. Это забота выражается в материальной поддержке семьи, создании благоприятных условий для всех ее членов с тем, чтобы, наиболее полно удовлетворяя свои потребности, они могли направить все способности и возможности на службу народу и на благородные дела. К решению семейных неурядиц подходили очень ответственно, к этой деликатной задаче привлекались самые уважаемые представители общественности, старейшие жители махалли, которые принимали все возможные меры для сохранения семьи. Здесь можно привести в пример требования великого Амира Темура к своей администрации об облегчении населению бремени непосильных налогов, временном освобождении неимущих семей ремесленников и дехкан от уплаты налогов, оказании им помощи в восстановлении хозяйства, приобретении семян, необходимого инвентаря и т.д.
Все это способствовало тому, что семья в нашем крае традиционно отличалась крепкой спаянностью, приверженностью патриархальным нравам, высокой ответственностью в отношении воспроизводства и воспитания у молодежи лучших нравственных качеств. И сегодня, невзирая ни на какие перемены политических ветров, узбекская семья сохранила свою главную сущность – быть воплощением добра и милосердия, безграничной любви к детям, почитания старших, чуткости к чужому горю, жизни в согласии с окружающими. Все это свидетельствует о том, насколько глубоко укоренились в семейных отношениях добрые национальные традиции нашего народа.
Обретение Узбекистаном независимости изменило многое в жизни граждан, в том числе обусловило иной подход не только к вопросам организации социально-политической, экономической, духовной, культурной жизни, но и к семейным отношениям. Государственная политика в отношении семьи основывается на том, что семья воспринимается великой национальной ценностью и основной опорой духовности общества, будущего страны. Ведь именно в атмосфере семьи формируются истинные человеческие качества: уважение национальных обычаев, почитание старших и забота о младших, человечность, добросовестность, благородство, любовь и милосердие. Исходя из такого понимания, укрепление семьи и повышение ее статуса в обществе рассматриваются нашим государством как неотъемлемая часть и одно из основных направлений политики, нацеленной на духовное обновление страны.
За прошедшие годы в этом направлении сделано очень многое – прежде всего по созданию правовой базы семейных отношений. Конституция Республики Узбекистан определяет семью основной ячейкой общества и закрепляет ее право на защиту со стороны государства. Так, законодательно закреплена обязанность родителей содержать и воспитывать детей до их совершеннолетия, те же впоследствии должны заботиться о своих родителях. Такая постановка вопроса в Основном законе свидетельствует о том, что для государства правильная организация семейных отношений имеет чрезвычайно важное значение.
Положения Конституции уточняются и конкретизируются Семейным кодексом Республики Узбекистан, задачами которого, как и семейного законодательства в целом, являются укрепление семьи, построение отношений в ней на основе взаимного уважения, любви, доверия, взаимопомощи и ответственности всех ее членов; недопустимость чьего-либо произвольного вмешательства в дела семьи, обеспечение беспрепятственного осуществления ее членами своих прав. Под защитой государства находятся в нашей стране материнство, отцовство и детство. Охрана интересов матери и ребенка обеспечивается специальными мерами по охране труда и здоровья женщины, созданием условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством, правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства. На сегодняшний день, по оценке ряда авторитетных международных институтов, Узбекистан занимает одно из ведущих мест среди 125 стран мира по уровню созданных благоприятных условий для женщин и охраны материнства.
Семейный кодекс предусматривает также и то, что при отсутствии соответствующих норм закона в регулировании семейных отношений могут применяться местные обычаи и традиции, не противоречащие принципам законодательства Республики Узбекистан. Это достаточно убедительно свидетельствует о том, насколько законодательство нашей страны соответствует духу национальных ценностей и лучших традиций узбекского народа.
Важным направлением государственной политики является также укрепление материального положения семьи. С первых дней обретения суверенитета в Узбекистане были приняты ряд мер по материальной поддержке многодетных и малообеспеченных семей, благодаря которым, несмотря на экономические трудности, удалось восстановить экономику, защитить людей от негативных последствий переходного периода, поднять жизненный уровень населения. Все эти годы продолжается работа по решению жилищных проблем и обустройству молодых семей.
Все это – лишь часть принимаемых государством мер по материальной поддержке семей, их медицинскому обслуживанию и социальному обеспечению. Безусловно, эту деятельность наше государство будет развивать и дальше, как одно из важнейших направлений своей политики.
Конечно, постоянная забота государства о материальной поддержке семьи не должна приводить к формированию иждивенческой психологии. Каждая семья, каждый трудоспособный ее член должен и сам заботиться об улучшении своего материального положения в соответствии с собственными способностями. Задача же государства – создание благоприятных условий для успешной реализации потенциала каждой семьи. Одно из таких условий – создание возможностей для семейного бизнеса, стимулирование индивидуального труда, работы на дому, и как следствие – значительное усовершенствование деятельности сферы услуг, выполнение заказов промышленных предприятий, повышение материального благосостояния семей. Высокий материальный уровень же, в свою очередь, – это одно из благоприятных условий для укрепления морально-нравственных устоев семьи, роста интеллектуального потенциала и общей культуры граждан, а следовательно – для воспитания достойного молодого поколения.
Для современной узбекской семьи по-прежнему, как и в прошлом, характерна многодетность; нередко в одной семье живут бок о бок несколько поколений, что, безусловно, благоприятно сказывается на преемственности лучших национальных традиций. В наших семьях до сегодняшнего дня сохранилось исконное почитание правил приличия и этикета, уважительное отношение к старшим, к мнению которых прислушиваются при решении практически всех вопросов. Старшие члены семьи помогают младшим, братья оберегают сестер, запрещается сквернословие, рукоприкладство. В воспитании детей принимают участие не только соседи, но и вся махалля.
Эти добрые традиции поддерживаются и поощряются государственными организациями, учреждениями культуры, просветительства и пропаганды, органами самоуправления граждан, – иными словами, проблемы семьи рассматриваются в качестве общегосударственной задачи. И это глубоко закономерно, так как воспитание подрастающего поколения – отнюдь не только внутрисемейная задача, но забота всего общества. Ведь семья, подчеркнем еще раз, – это источник, поддерживающий преемственность поколений, охраняющий священные обычаи и традиции, и вместе с тем – очаг воспитания, непосредственно влияющий на то, какими вырастут будущие поколения…
ДИЛОРОМ НУРМУХАМЕДОВА
Фото из Интернета.
В 90-х годах пособие на ребёнка было крайне мизерно. У многих были накопления советских рублей, на которые могли купить квартиру, а после введения сум купонов смогла купить только куртку. Было тяжело, очень много малообеспеченных. Сейчас не знаю сколько платят пособие, но знаю, что очень много разводов и силой практически пытаются сохранить брак. Учёт общественного мнения, зачем? Оно порождает гонку понтов помоему. Я как и многие видим реалии