back to top
-1.4 C
Узбекистан
Понедельник, 23 декабря, 2024

«Уважать в другом веру…»

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,150ПодписчикиПодписаться
«Уважать в другом веру…»

«Никогда не следует хулить чужую веру, а также не следует делать вреда другому. Надо уважать в другом веру, хотя бы и противную вашим убеждениям…»

Эти слова принадлежат основателю одного из величайших религиозных учений Будде Гаутаме. Величайших – быть может, именно потому, что оно пронизано духом толерантности – самым прекрасным, чего достигло человечество за много тысяч лет.
Религиозная толерантность – это взаимопонимание и сотруд¬ничество людей, принадлежащих к различным религиозным кон¬фессиям, важнейший фактор обеспечения стабиль¬ности общества, социального и межнационального согласия, залог развития человека и общественного прогресса в целом. Именно религиозная толерантность противостоит фанатизму – страстной убежденности в истинности только своей религии и полной нетерпимости к другим. Для фанатика представитель иной религии является врагом, который подлежит уничтожению. Фанатизм проявляется в исступлении при исполнении религиозных обрядов, в слепой приверженности своей религии, в стремлении поставить ей на службу все, в том числе жизнь другого человека и даже свою собственную. Убежденный, что он является оружием божьим, фанатик не останавливается перед совершением самых жестоких преступлений, оправдывая их служением религии.

Толерантность же, предполагающая проявление терпимости к образу жизни, поведению, чувствам, мнению, идеям и верованиям людей различных этнических групп, – один из основополагающих демократических принципов, который все больше утверждается не только на государственном, но и на межличностном уровне. Принцип толерантности часто возводят к французскому мыслителю, писателю, философу и просветителю Вольтеру, сказавшему великую фразу: «Мне ненавистны ваши убеждения, но я готов отдать жизнь за ваше право высказывать их».
В последние десятилетия, усилиями ряда международных организаций, прежде всего ЮНЕСКО, толерантность приобрела статус морального императива, принципа, на котором должны основываться взаимоотношения людей, народов и стран в условиях глобализации. В 1995 году на сессии ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности, которая определила понятие толерантности как «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявлений человеческой индивидуальности; понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международно-правовых актах в области прав человека; не уступку, снисхождение или потворство, а прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека».

Таким образом, толерантность в точном смысле означает признание различий и терпеливое отношение к ним. Она является воплощением сопереживания, взаимопонимания и примирения, которые не позволяют противоречиям переродиться в конфликты.

Фанатики же активно используют разжигание ненависти между людьми различных религий, жестокое преследование и уничтожение не только верующих в другого бога, но и атеистов, ученых, чьи исследования ведут хоть к малейшим сомнениям в истинности религии. Демонстрируя свою преданность вере, они нередко доходят до самоистязания и самоубийств. В некоторых странах фанатичные католики во искупление своих грехов проходят на коленях километры пути, нанося своим ногам тяжелейшие раны; другие добровольно принимают все муки Христа, вплоть до избиения плетьми и распятия на кресте… Что же приводит к возникновению фанатизма в современном обществе? Прежде всего – низкий уровень жизни населения, недостаточное развитие общественных отношений, религиозная нетерпимость и недостаток религиозных знаний у населения.

У нас в стране, как известно, религия официально отделена от государства. Но, конечно, это не означает, что она отделена от общества. Следовательно, необходимо, чтобы связи между духовной жизнью общества и религиозными отправлениями были гармоничными, сбалансированными: государство уважает религиозные чувства и права верующих, и ве¬рующие в свою очередь должны уважать законы и политику госу¬дарства. У нашего государства многовековой исторический опыт: на протяжении не одного тысячелетия на его террито¬рии сосуществовали различные религии и верования. Узбекский народ всегда относился великодушно и терпимо к любым религиям и их последователям. О мудрости и толерантности народа, веками дававшего приют на своей земле множеству наций и народностей, исповедовавших самые разные конфессии, а заодно об огромном почтении его к традициям, свидетельствует, например, средневековый исторический источник «Тарих-и Систан». Здесь приведен любопытный рассказ о выступлении местной мусульманской общины в защиту зороастрийцев и их храма, написавшей письмо в столицу халифата: «Храм огня, который у них есть, служит для них тем, чем для нас является михраб и святилище Мекки… Никому не нравится, когда уничтожают то, что освящено традицией».

Это покровительственное и гуманное отношение узбекского народа ко всем, живущим под его крылом, в полной мере проявляется и сегодня. Можно вспомнить, что если в 1897 году население Узбекистана составляли представители семидесяти наций и народностей, то к 1927 году это число увеличилось до девяноста. В настоящее время, в условиях, когда в нашей независимой республике мирно проживают представители более сотни наций и народностей, боль¬шинство из которых придерживаются одной из семнадцати официаль¬ных конфессий, этот исторический опыт вновь востребован.

На сегодняшний день в Узбекистане происходят последовательные и системные демократические преобразования, которые способствуют развитию самосознания народа. Один из главных факторов стабильности нашего общества – мобилизация всей мощи и направляющей силы религий во имя объединения людей для достижения тех высо¬ких целей, которые стоят перед обществом. Мы видим в реальности, что представите¬ли различных этнических и конфессиональных групп в нашей стране сосуществуют в обстановке полного согласия, понимания и взаимоуважения. Государ¬ством созданы условия для правового равенства, экономической и общественной свободы всех граждан вне зависимости от их националь¬ной и религиозной принадлежности. Согласно Конституции Республики Узбекистан, все граждане имеют одинаковые права и свободы и рав¬ны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и обще¬ственного положения. Право на свободу совести и вероисповедания обеспечивается иностранным гражданам и лицам без гражданства. Принимая во внимание, что свобода совести является личным правом любого гражданина, каждый вправе опреде¬лить свое отношение к религии: исповедовать или не исповедовать, принимать участие в богослужениях, религиозных обря¬дах и церемониях или не участвовать в них.

Каждый гражданин впра¬ве по своему усмотрению получить религиозное образование. Получение религиозного образования возможно как в Республике Узбеки¬стан, так и за рубежом в религиозных учебных заведениях. Не допуска¬ется какое-либо принуждение при определении гражданином своего от¬ношения к религии. Удовлетворение религиозных потребностей верующих, в частности, свободное исполнение религи¬озных обрядов и церемоний, обеспечивается законом при условии, что оно не сопровождается нарушением общественного порядка и посягательствами на права граждан. Никто не вправе препятствовать верующим в проведении тех или иных обрядов и церемоний, если они исполняются с соблюдением действующего законодательства.

Как видим, в Конституции Республики Узбекистан нашли отражение свобода совести, право создавать и вступать в религиозные организации, равенство перед законом и невмешательство государства в деятельность религиозных организаций.

Отделение религии от государства – а Республика Узбекистан является светским государством, – выступает правовой формой взаимоотношений государства и религии. Государство не возлагает на религиозные организации выполнения каких-либо государственных функций, не вмешивается в их деятельность, если она не противоречит законодательству. Государство не финансирует деятельность религиозных организаций. Законодательно не установлена государственная или какая-либо другая обяза¬тельная религия. Принцип отделения государства означает его невмешательство во внутреннюю (каноническую, дог¬матическую, богослужебную) деятельность религиозных организаций. Однако отделение этих организаций от государства вовсе не означает, что на их деятельность не распростра¬няется действующее законодательство. Следует иметь в виду, что каждый член религиозной организации в то же время является гражданином своего государства и, в соответствии с Кон¬ституцией Республики Узбекистан, обязан соблюдать законы, уважать права, свободы, честь и достоинство других граждан. А религиозные организации, являясь общественными объединени¬ями граждан, также осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством. Конституция запре¬щает создание религиозных объединений, пропагандирующих религи¬озную вражду, а также создание по религиозному признаку полити¬ческих партий. Таким образом, конституционные положения о свобо¬де совести вменяют религиозным организациям относиться с терпимостью как друг к другу, так и к государству.

Каждый год при всесторонней поддержке руководства Республики Узбекистан верующие совершают паломничество к святым местам: мусульмане – в Саудовскую Аравию для отправления обрядов хаджжа и умры, христиане – в Россию, Грецию и Израиль, иудеи – в Израиль. Верующие Узбекистана свободно отмечают все религиозные праздники. Так, из года в год все более масштабно празднуются Курбан-хаит и Рамазан-хаит – у мусульман, Пасха и Рождество – у христиан, Пейсах, Пурим и Ханука – у иудеев. Во время любого из религиозных праздников мобилизуются все средства для обеспечения безопасности верующих, слаженно ведут свою работу структуры систем здравоохранения, органов внутренних дел, пожарной безопасности. Это – наглядный пример равноправия религиозных организаций в нашей стране. На мусульманские праздники в Управление мусульман Узбекистана приезжают руководители других религиозных организаций, чтобы поздравить муфтия и в его лице всех мусульман Узбекистана. А муфтий, в свою очередь, лично поздравляет их с соответствующими религиозными праздниками. Все это – неопровержимое свидетельство того, что Узбекистан – толерантная страна, где никакие проявления фанатизма не уместны. Уважение к своей и другим культурам, почитание старших, патриотизм и воспитание гармонично развитого подрастающего поколения, доброта и гуманизм, милосердие – все эти нравственные ценности исконно составляли менталитет нашего народа, и сегодня они характеризуют жизнь узбекистанцев так же, как были неотъемлемо присущи нашим предкам.

Т. Солиходжаев.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Садыр Жапаров: строительство ж/д дороги Китай–Кыргызстан–Узбекистан начнется 27 декабря

Об этом президент Кыргызстана Садыр Жапаров заявил 20 декабря, выступая на III Народном курултае в Бишкеке. По его данным, 20...

Больше похожих статей