back to top
6.9 C
Узбекистан
Понедельник, 25 ноября, 2024

В интонациях ярких красок

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
В интонациях ярких красок

Астрологи предсказали, что « 2017 год будет просто потрясающим»!
За весь год поручиться трудно, но вот весна в наших краях оказалась очень щедрой на интересные фестивали, соревнования, выставки и концерты.

Однако ташкентские зрители и гости столицы справились с этими приятными нагрузками, посетив 26 апреля и ГАБТ им. А.Навои, и Дворец международных форумов «Узбекистан» и консерваторию.

Именно в этот весенний день с разнообразными интонациями своих музыкальных красок познакомил слушателей известный в ближнем и дальнем зарубежье узбекский композитор и блестящий пианист Мухаммад Атаджанов.

В рамках творческого вечера, состоявшегося при полном аншлаге в Большом зале Государственной консерватории Узбекистана, с вдохновением пели и играли не только всемирно известные исполнители, но и совсем юные учащиеся музыкальных школ, лицеев и консерватории. Щедрые аплодисменты и пышные букеты цветов радовали участников торжества и публику всех поколений.

Впервые уроженец древнего Хорезма Мухаммад сын достопочтенного Абдушарипа заявил о себе в 1976 году, как лауреат Республиканского конкурса пианистов. А далее, твердо вступив на нелегкую композиторскую стезю, стал и лауреатом конкурса молодых композиторов за лучшее инструментальное произведение.

Сегодня в творческом активе маэстро несколько концертов для фортепиано с оркестром, сюиты для симфонического оркестра и для струнного квартета, токката для скрипки и фортепиано, элегия для скрипки и альта, около двух десятков прелюдий для фортепиано, музыка к спектаклям и к кинофильмам, около пяти десятков песен и множество оригинальных джазовых пьес.

В интонациях ярких красок

После концерта наш корреспондент взяла интервью у виновника торжества.

-Мухаммад Абдушарипович, не секрет,что почитателями вашего искрометного таланта навсегда становятся все любители музыки, хотя бы единожды попавшие под обаяние современных ритмов, наполненных оптимизмом и радостью бытия. А когда вы впервые прикоснулись к черно-белым клавишам?

— Сколько я себя помню в родительском доме на почетном месте стояло пианино, и все мои родственники постоянно играли на стареньком «Красном октябре». В пять лет подсел к нему и я. Это никого не удивило — ведь наша семья славилась в Ургенче музыкальными талантами.

Мой отец Абдушарип Атаджанов, заслуженный артист республики, был известным педагогом — организатором, дирижером и композитором, а мама Бикаджан Рахимова, народная артистка республики, более шестидесяти лет посвятила Хорезмскому областному музыкально-драматическому театру им. Агахи.

Поэтому все шестеро детей получили хорошее базовое музыкальное образование. И сестры и брат работают по специальности, но вот отцовские композиторские гены передались только мне. С юношеских лет я пишу музыку везде даже на отдыхе в дружеской компании, в любое время года, но более всего предпочитаю весну, раннее лето и осень, по-своему аранжируя все свои произведения.

В интонациях ярких красок

Слушая выступления участников концерта, я убедилась в этом, так как со сцены в зал вместе с льющимся потоком лирических мелодий передалось и веселое чувственное настроение южной весны.

Вскоре атмосфера зала передалась и седым аксакалам, верным друзьям Мухаммада — известному скульптору Д. Рузыбаеву и музыковеду профессору А. Матъякубову, которые, нарушив утвержденную программу, по-мальчишески решительно прорвались к сцене с удивительным подарком, скрытым до поры до времени под плотной тканью.

В интонациях ярких красок

Когда ткань бережно убрали, то перед взором всех присутствующих предстала выполненная в духе времени авторская инсталляция с клавишами и двумя белоснежными слепками крупных рук самого маэстро.

В интонациях ярких красок

На зрителей произведение заслуженного художника Узбекистана Дамира Салиджановича Рузыбаева произвело огромное впечатление. Ведь в нашей республике очень гордятся земляком — скульптором, чьи работы экспонируются в Государственном музее искусств Республики Каракалпакстан имени И. Савицкого, в Государственном музее Востока и в Третьяковской галерее (Россия).

При этом все порадовались за самого Мухаммада Атаджанова, которого истинные поклонники его таланта не только одарили пышными букетами цветов, как и других зарубежных исполнителей, выступивших в этот день на сценических площадках мегаполиса, но и наградили редчайшим сувениром.
Потому что, кто знает какая судьба предначертана «Рукам М.Атаджанова», вдохновившим всемирно известного скульптора своими музыкальными импровизациями на рояле…

-Мухаммад Абдушарипович, после вручения знакового подношения невольно напрашивается вопрос, кто Вы пианист — виртуоз или композитор?

-Скорее, все вместе, — засмеялся довольный виновник торжества.
Не скрою, что очень люблю сам исполнять свои произведения даже на творческих встречах с юными пианистами. Для меня это одна из форм работы с одаренными девочками и мальчиками музыкальных школ и лицеев. К тому же, вместе с ними я невольно возвращаюсь в свое беззаботное детство и юность, промелькнувшими как прекрасный миг.

Время ученичества в Ургенчском музыкальном училище и в Ташкентской государственной консерватории незабываемы и, конечно, я очень благодарен всем моим педагогам- наставникам. Но особенно мне повезло в студенческие годы с семейным тандемом педагогов Гиенко. Сначала я учился по классу фортепиано у доцента Натальи Борисовны, а после окончания факультета по ее рекомендации продолжил образование по классу композиции у ее отца — заслуженного деятеля искусств, народного артиста республики профессора Бориса Федоровича Гиенко. Им я обязан своими стабильными успехами в творчестве, которое совершенно не терпит суеты, требуя полной самоотдачи

В интонациях ярких красок

.

-Существует много музыкальных стилей и направлений. Но с чего началась ваша верная любовь к музыке?

-Как и у всех, с классики. Мне пришлось немало потрудиться выучивая гениальные произведения самых известных композиторов, среди которых были И. Бах, Л. Бетховен, А. Моцарт, Ф. Шуберт, П. Чайковский, И. Штраус. Конечно, в моей программе были пьесы и и концерты для фортепьяно наших соотечественников Н.Закирова, Р. Вильданова и Р..Абдуллаева.

— В настоящее время среди Ваших многочисленных сочинений есть и такие, где активно используются национальные узбекские инструменты. Среди них и популярный «Концерт для чанга с оркестром узбекских народных инструментов».
А владеете ли вы сами игрой на них?

— Специально никогда не учился, но в моей семье наряду с упражнениями на фортепьяно и скрипке все дети на семейных вечерах любили поиграть на таре, дойре или кашгарском рубабе. Поэтому мне близко и понятно творчество узбекских солистов и национальных оркестров.

И совсем не случайно, что на моем творческом вечере первым произведением прозвучала увертюра к музыкальной драме «Ошик Гариб и Шахсанам», написанной в давние годы моим отцом. Мне было бесконечно приятно, услышать эту увертюру в исполнении Государственного камерного оркестра народных инструментов «Согдиана» под руководством профессора, заслуженного деятеля искусств республики Ф. Абдурахимовой. Надеюсь, что это произведение пополнит репертуар прославленного коллектива.

Среди тех, кто солировал на творческом вечере, были и народный артист республики Н. Султанов, исполнивший романс «Бахор» на стихи И. Ризо и заслуженный артист республики К.Каюмов с песнями «Юлдузим» и «Карашларинг» на сл. М.Атаджанова и Ошика Эркина.

А что для вас первично – сама мелодия или поэтические строчки?

— Все зависит от вдохновения. Я солидарен с немецким композитором Рихардом Вагнером, который писал, что «…музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль». Порой мне попадаются неплохие лирические интонации, которые легко ложатся на музыку, но чаще случается что написанные мной мелодии не оставляют пространства для стихов, побуждая к осмыслению всего чем награждает нас природа.

В интонациях ярких красок

В моем багаже накопилось много разножанровых произведений. Некоторые мои коллеги, да и требовательные музыковеды порой упрекают за «всеядность», не понимая, что мне в этой быстротечной жизни хочется все успеть.
В молодые годы я со старшим братом путешествовал по Кавказу, изучая мелос народов этого края. В ту пору некоторые музыкальные ритмы показались мне в чем-то созвучными с родными хорезмийскими. Хотя в Центрально-азиатском регионе самобытная культура моей родины является удивительным пространством, сохранившим до настоящего времени свои традиции и яркие образы, которые постоянно вдохновляют меня на поиски эксклюзивных музыкальных форм.

В интонациях ярких красок

Я считаю, что все жанры хороши, кроме скучных. Но для этого надо постоянно много работать и над собой, и с молодыми талантами, которые придают новый творческий импульс. Так, со студентами консерватории М.Алижановой и Х. Дадажановым к моему творческому вечеру был подготовлен вокальный дуэт на слова Нури «Я и Ты». А недавно я написал сонату для виолончели и фортепиано, посвятив ее лауреату международных конкурсов А.Бигашеву. И на сегодняшнем концерте зрители тепло приняли оба выступления.

В интонациях ярких красок

Хочется отметить, что меломанов порадовал своим искусством и государственный камерный оркестр «Солисты Узбекистана», исполнивший под руководством заслуженного артиста республики А. Раимджанова пьесу «Навруз егдулари». Но настоящую бурю положительных эмоций вызвало дебютное выступление студента III курса А. Кучкарова, исполнившего на габое пьесу «Плач», посвященную памяти первого президента нашей республики Ислама Каримова.

— Один из ваших знаменитых коллег считает, что «…работа музыканта это пожизненное заключение». Вы с ним согласны?

-Я полностью согласен с Владимиром Теодоровичем Спиваковым. Так, как и я по примеру своего отца являюсь истинным трудоголиком — пишу много без выходных и праздников, а еще по заявкам народных оркестров занимаюсь аранжировкой старинных мелодий и современных музыкальных произведений, а вместе с преподавателями кафедры сольного пения занимаюсь подготовкой студентов к самостоятельной профессиональной деятельности.

По мнению известного писателя С. Довлатова «Подлинный джаз это искусство самовыражения. Самовыражения одновременно личности и нации». Специалисты справедливо считают, что «…в музыкальном самовыражении творчества М. Атаджанова нашлось место и многочисленным джазовым композициям». Однако я не обнаружила его имени в программе нынешнего джаз фестиваля.

В интонациях ярких красок

Но на мой вопрос, как случилось, что никто из участников III Международного фестиваля джаза не включил в свой репертуар его ритмичные импровизации, в том числе и для саксофона, композитор ответил, что всегда готов обогатить музыкальную палитру отечественных джазменов своими пьесами. Но ребята предпочитают заезженный, беспроигрышный репертуар, оправдываясь тем, что времени для репетиций не хватает. Лень это или косность мышления покажет время.

-Мухаммад Абдушарипович, в каких странах в настоящее время звучат ваши произведения?

— Несколько лет назад мной был подготовлен и издан «Детский альбом», пьесы из которого успешно освоили некоторые российские коллективы. Мои произведения в настоящее время исполняют многие музыканты ближнего зарубежья, несколько пьес я написал по заказу французского джазбэнда, играют мою музыку в Южной Корее, а песни на узбекском языке поют в Китае.

В интонациях ярких красок

-Несколько лет назад столичные солисты и музыканты под руководством художественного руководителя Национального симфонического оркестра республики народного артиста Узбекистана И. Джалилова часто выступали с шефскими концертами в областях и отдаленных уголках республики, знакомя наших соотечественников с лучшими образцами узбекского, русского и европейского исполнительства. В перспективе мне бы очень хотелось продолжить эту традицию.

В интонациях ярких красок

У Мухаммада Атаджанова много музыкальных произведений малых форм, но ему, как говорится, хочется расширить свои личные горизонты и создать что-то более масштабное для театра. Но все упирается в литературную основу. Ведь в наше время писать музыку для оперы или балета на известные исторические сюжеты нет смысла, так как все они уже неоднократно использовалось другими композиторами. А повторы порой рождают у слушателей лишь негативные реакции. В связи с этим композитор обратился к верной супруге Нурие, которая уже неоднократно выручала его своими поэтическими строчками.

В интонациях ярких красок

Пока же мой собеседник, как и нестареющий Моцарт «просто следует за своими чувствами». А как у него это получается, судить слушателям на концертах, где так удачно сливаются в едином творческом процессе и форма, и содержание.

НАТАЛЬЯ АЙРУМОВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Регистрация на обучение в России по квоте продолжается

Русский дом в Ташкенте (Россотрудничество) объявляет о старте регистрации на обучение в российских вузах в рамках квоты Правительства Российской...

Больше похожих статей