back to top
13.6 C
Узбекистан
Воскресенье, 8 сентября, 2024

Караван идет…

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,750ПодписчикиПодписаться
Караван идет…

Часть 3.
Часть 2: https://nuz.uz/antiterror/22397-karavan-idet.html
Часть 1: https://nuz.uz/antiterror/22183-karavan-idet.html

Один из самых страшных, античеловечных ликов терроризма – это терроризм суицидальный. Сама эта идея известна давно, но сегодня она обрела особенно кощунственное воплощение: все чаще в наше время невинных людей настигает, образно говоря, «смерть в дамской сумочке». Действительно, если раньше типичным террористом-самоубийцей был мужчина, то к середине 1990-х годов женщины составляли уже около 40% этой категории, превратившись в своеобразное новое «оружие стратегического назначения». Их называют по-разному: «шахидки», «живые бомбы», – но схема их действий всегда одинакова: взрывчатка на поясе или в сумочке, появление в людном общественном месте и – взрыв, уносящий сотни человеческих жизней…

Как показывает история жертвенного терроризма, вовлечение и использование в деятельности террористических организаций женщин в качестве непосредственных исполнителей терактов отмечается с конца ХХ века. Так, в 1970-е и 1980-е годы некоторые женщины зарекомендовали себя активными участниками латиноамериканских и европейских террористических организаций, а в некоторых группах составляли до трети состава. Однако переход женщин от преимущественно второстепенных функций к более активной роли, в том числе террористок-смертниц, произошел гораздо позднее и характерен, прежде всего, для радикальных исламистских организаций.

С 1985 по 2006 гг. смертницами стали более 220 женщин: их «доля» составляет около 15 процентов от общего числа таких терактов. Из 20 групп, которые в тот период применяли тактику взрывов, совершаемых смертниками, более чем в половине действовали женщины. Ряды террористок расширялись за счет как религиозных, так и светских организаций, хотя первоначально подобное использование женщин инициировали религиозные группы.

Привлечению женщин к участию в терактах террористические организации сегодня уделяют особое внимание, причем формы и методы идеологической и психологической обработки в каждом случае сугубо индивидуальны. Известно, что женщины по своей природе более восприимчивы и управляемы, чем мужчины, быстрее поддаются «промыванию мозгов», их легче подготовить к роли террориста-самоубийцы. К тому же, помимо общераспространенных мотивов вербовки, к женщинам, как правило, применимы индивидуальные особенности мотивации, позволяющие наиболее успешно реализовать поставленные террористами цели. Женщины-террористки, считают эксперты, руководствуются соображениями более личного характера, чем мужчины: это может быть сексуальная связь, месть, стремление к искуплению своего «греха». Анализируя предполагаемые мотивы террористок, эксперты, психологи, политические аналитики, как правило, приходят к мнению, что подобные действия совершает женщина, которую обычно считают жертвой, а не исполнителем насильственных акций. Предполагают, что эта женщина испытывала депрессию, имела суицидальные наклонности или психические отклонения, а чаще всего считается, что сделать это ее заставил мужчина. Наличие отношений между мужчиной-любовником и женщиной-соучастницей – важная особенность вовлечения женщин в ряды террористов, которую можно рассматривать как характерную.

Другая причина действий этих женщин – попытка искупить свои ошибки или грехи, нетерпимые в традиционном обществе. Самоубийственные террористические акции осуществляются главным образом теми женщинами, которые совершили проступки, непростительные с точки зрения шариата и жестоко караемые обществом. С этой позиции выбор роли смертницы – это лишь смена статуса опозоренной грешницы на высоко почитаемый статус мученицы. Основания считать так дают известные факты, когда на совершение самоубийственного теракта соглашались девушки, утратившие невинность вне брака.

Часто своего рода «спусковым механизмом» для молодых женщин, решившихся стать смертницами, оказывается смерть близкого человека: террористы рекрутируют их в тот момент, когда они очень уязвимы в эмоциональном плане. Основные параметры здесь – безразличие девушки к своей судьбе, пессимизм, отсутствие привязанности к жизни, экономические затруднения, безработица, одиночество. Большинство женщин, совершивших террористические акции, пережили утрату кого-либо из членов своей семьи. Это так называемые «черные вдовы» – вдовы, матери, сестры или дочери мусульман, погибших в боях, что выдвигает на первый план мотив отмщения.
В ряде случаев женщинами движет желание повысить личный или семейный статус (согласно трактовке ислама радикальными богословами, женщина-смертница заслужит большую благосклонность Аллаха).

Немаловажен и такой мотив, как материальная заинтересованность: многие женщины-шахидки рассчитывали помочь своим семьям, т.к. до недавнего времени родные погибших палестинских террористок-смертниц за смерть матери, дочери, жены или сестры получали от организации, устроившей теракт, финансовую компенсацию в размере 25 тысяч долларов США. В данном случае терроризм смертниц мотивирован экономически.

Весьма восприимчивы к вербовке, как показывает анализ, многие образованные мусульманки, родившиеся на Западе. Так, в мусульманских религиозных школах Канады молодых канадских мусульманок учат остерегаться западного мира, в котором они живут. Женщин заставляют закрывать лица и остерегаться мужчин, им постоянно твердят, что их мусульманские братья гибнут в боях, защищая женскую честь, чтобы западные мужчины не могли их «осквернить»… Террористические руководители хорошо понимают, что вбивание в сознание женщин этих доктрин позволит контролировать целые семьи.

Отмечаются также факты принудительного вовлечения женщин в деятельность террористических организаций.

Женщины-смертницы, как правило, молоды. Так, первой из них была 17-летняя ливанская девушка, которая в 1985 году взорвала себя около израильской автоколонны. Ставка в этом случае зачастую делается на низкий уровень чувства самосохранения и объем социальных обязанностей. Процесс воспитания одной шахидки возлагается на десять женщин. Наиболее предпочтительным считается вариант, если потенциальная смертница – дочь или сестра погибшего боевика. Воспитание начинается с полного подавления воли. Женщин унижают, избивают, грозят убийствами родственников. В совокупности это рождает панический страх перед «наставниками», и шахидки готовы выполнить любое распоряжение. Такая «учеба» занимает три-четыре месяца, после чего шахидка должна пройти тест. Она выезжает в город, где намечено совершить теракт, и, имея при себе имитированную взрывчатку, проходит по местам скопления людей, – в основном это транспорт, станции метро, остановки автобусов. В конце проверки террористка-смертница должна подойти к сотрудникам правопорядка и поговорить с ними, чтобы снять страх.

Если шахидка отказывается от теракта, ее убивают. Причем в последнее время боевики все чаще используют другую тактику: они оснащают пояс террористки двумя взрывателями – один может активировать она сама, а другой приводится в действие дистанционно. Если смертница раздумает совершать теракт, бомбу взорвут без ее ведома.

Таким образом, женщина-шахидка – это пассивный расходный материал в руках экстремистских организаций, способствующий достижению ими определенных идеологических или, все чаще, – материальных целей.

Можно предположить, что лидеры этих движений умело сопоставляют затраты и выгоды при выборе тактики, целей и исполнителей. В этом отношении террористки-смертницы как средство осуществления теракта вполне выгодны, т.к. стоимость подготовки такой акции с использованием смертника относительно невысока: к примеру, цена «пояса шахида» не превышает 150 долларов США. Фактически этой суммы оказывается достаточно, чтобы убить и ранить несколько десятков человек. Таким образом, с точки зрения организаторов террористических акций, террорист-смертник – самое дешевое и одновременно действенное оружие в их арсенале. Наибольшие затраты связаны с доставкой этого «оружия» в тот или иной город и выплатой денежной компенсации семье.

К сожалению, все сказанное подводит к выводу, что тенденция использования руководителями террористических организаций женщин, как в качестве агентов, так и террористов-смертников, будет углубляться. И это – еще одно свидетельство необходимости консолидации, сплочения всех сил для противодействия терроризму, представляющему собой в настоящее время глобальную угрозу для всего международного сообщества. Гидра терроризма должна быть и будет искоренена: история – судья справедливый и воздает по заслугам всем. И в силах каждого из нас – приблизить это время, проявляя всемерную бдительность, встречая во всеоружии все, что способно представлять угрозу спокойствию нашей любимой Родины. Недаром издавна говорят у нас в народе: «Собаки лают – караван идет»…

У. Нуров.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Сухопутные страны, не имеющие выхода к морю, провели форум на тему продовольственной безопасности в Ташкенте

5-6 сентября 2024 года в Ташкенте состоялся международный форум на тему «Цели продовольственной безопасности и устойчивого развития развивающихся стран,...

Больше похожих статей