Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

Караван идет…

Караван идет…

Терроризм, это одно из самых страшных явлений современности, имеет, как известно, свои корни и истоки, в первую очередь исторические. Анализировать их необходимо для того, чтобы выявить и пресечь пути, какими распространяется сегодня во всем мире терроризм во всех его ипостасях и личинах.
Одной из таких личин является ближайший родственник терроризма – религиозный экстремизм. Итак, обратимся к истории...


Экстремизм – крайняя форма каких-либо взглядов или, напротив, приверженности каким-либо идеям. Явление это существовало в обществе с давних времен. По мере усложнения общественной жизни усложняются и формы проявления подобных тенденций, известных в психологии как «вождизм». Особенно остро это проявляется в эпохи кризиса социально-экономической, идеологической структуры общества и одновременно зарождения новых явлений общественной и хозяйственной жизни. Бескризисных обществ не бывает. Кризис же любого общества в любую эпоху характеризуется политической, экономической, общекультурной ломкой, приводящей к ослаблению общества, которое, как правило, становится объектом «интереса» более сильных соседей. Сложности материальные и психологические, сопровождающие кризисные явления, приводят к реновационным процессам, когда начинается идеализация прошлого. Из наследия минувшей эпохи начинают черпать те идеи, которые могут помочь объяснить, объединить, восстановить разорванные связи, но на новой основе, то есть создать общественный организм.

В прошлые эпохи, а в отдельных странах Востока и сегодня, эти процессы чаще всего принимают форму религиозных конфликтов, когда каждая из сторон, опираясь на священные писания, обвиняет другую в нарушении культовой чистоты.

Разработанный еще в VIII веке принцип «бидъа» – новшество, допустимость нововведения – сыграл весьма позитивную роль в распространении мусульманской религии, но и стал причиной появления толков в исламе. Углубившись в историю, можно увидеть, что обострение противоречий происходит после смерти пророка Мухаммада, когда главным стал вопрос о власти, что и разделило мусульман на два лагеря – шиитов и суннитов. Шииты считали, что заместителем пророка – халифом – может быть только потомок рода Мухаммада. Сунниты же полагали, что халифом может быть любой мусульманин, если он следует сунне – образу действий и поступков по примеру пророка – и может быть избран общиной.

И в шиизме, и в суннизме появлялись все новые и новые направления – исмаилиты, имамиты, карматы, ахмадия, аллавия и другие, – несколько сотен сект. Оформление их шло через деятельность теоретиков-теологов и школы-мазхабы. Основных мазхабов было четыре: маликиты, шафииты, ханифиты, ханбалиты.

Наиболее узконаправленные – ханбалиты, провозглашавшие отказ от «бидъа» и возвращение к первоначальному исламу, что впоследствии послужило основой формирования фундаментализма в исламе. Ханбалиты проповедовали очень строгую регламентацию даже частной повседневной жизни. Что касается политических идей, то ханбализм впитал в себя элементы программ хариджитов, карматов, азракитов, суфритов, которые подпитывались идеями Маздака – наиболее непримиримого борца за «справедливость», как он ее понимал, учившего, что убийство животного без соответствующих молитв – грех, но убийство людей, не разделяющих его взглядов, – благо, ибо такие люди пособники дьявола и их уничтожение ускорит наступление светлого будущего. Эти идеи наиболее ярко воплотились в деятельности секты ассасинов в ХI–ХIII вв., обычным деянием которой были политические убийства.Возникшая более девяти веков назад, эта секта использовала в своей деятельности тайную войну, насильственные средства для достижения цели и вполне созвучную сегодняшнему дню диверсионную практику. Основатель секты Хасан ибн ас-Саббах, известный под именем Горного Старца, около 1090 года захватил в горной долине к северу от Хамадана (современный Иран) крепость Аламут. Его сторонники и последователи (сегодня мы бы назвали их боевиками) контролировали обширное пространство от Средиземного моря до Персидского залива. В течение полутора столетий они сеяли ужас во дворцах правителей, физически уничтожая халифов и султанов, военачальников и представителей официального духовенства. Для усиления своего боевого духа исполнители терактов использовали наркотические вещества, в том числе гашиш. Отсюда происходит распространенное название секты – Hashishin, дошедшее до Европы в искаженной французской версии Assasin, от которого в свою очередь произошло английское слово Assassination, означающее «политическое убийство».

Идеи же ханбализма в ХIV в. реанимировал Абд-аль-Вахид. А в ХVIII в. они вновь оказались востребованными в аравийском обществе, находившемся в глубочайшем кризисе под турецко-османским владычеством. Религиозно-политическое движение получило название ваххабизма по имени его основателя Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба, познакомившегося во время своей учебы с трактатами аль-Вахида. Абд аль-Ваххаб развивает его идеи применительно к «новому времени» в таких трудах, как «Книга единобожия», «Книга смертных грехов», «Принципы веры», «Достоинство ислама», «Совет мусульманам о печати пророка» и других, помогавших его сторонникам в распространении идей фундаментализма сначала среди бедуинов Аравии, среди которых еще не все были мусульманами и многие племена находились на стадии разложения первобытных отношений.

Один из бедуинских вождей – ибн Сауд – поддерживает нового законоучителя, и оформляется политический альянс, подкрепленный родственным союзом: Абд аль-Ваххаб женится на дочери ибн Сауда, и, таким образом, объединяются две ветви власти. Потомки этого симбиоза могли быть законными носителями верховной и духовной, и светской власти. Это объединение военной мощи и идеологического обоснования необходимости, целей и методов борьбы позволило создать в конечном итоге государство Саудитов. Правда, борьба шла с переменным успехом и первое государство было разгромлено. Однако возрождение происходит снова под знаменем ваххабизма. В войнах 1764–1791 гг. ваххабиты объясняли свои победы заступничеством Аллаха, а поражения – вмешательством дьявольской силы – опоры своих противников. Государство Саудовская Аравия существует, как мы знаем, до сих пор, и государственной идеологией его является ислам ваххабитского толка.

Ваххабизм как идеология основывается на Коране и сунне, не допуская никаких разъяснений. Ваххабизм усматривает многобожие во многих обычаях, уже давно допускаемых правоверными: в культе пророков, святых, могил. С их точки зрения, ни святые, ни пророки не могут, в силу своей природы, обладать сокровенными знаниями, если только Аллах не дарует им это свыше. Считать их заступниками – значит ставить какую-то другую силу выше могущества Аллаха. Ваххабиты не допускают почитания сотворенного, порицают суеверия, веру в счастливые приметы. В повседневной жизни запрещаются спиртные напитки, музыка, танцы, игры, шелковые одежды, бритье бороды. Лишь с 1936 года стало разрешено слушать радио, но только передачи религиозно-ваххабитского содержания, а с 1960-х годов дозволенным для них стало и телевидение, но только программы ваххабитских студий.

У. Нуров.

Окончание следует.
Комментарии
Вопрос: Сколько пальцев у человека на двух руках? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

Певицу Шахло Ахмедову лишили лицензии за «откровенный» клип (видео)

В Узбекистане ожидаются снег и морозы

Один из подозреваемых в деле базаркомов был найден мертвым в тюремной камере

Президент утвердил в будущем году три дополнительных нерабочих дня

Реклама на сайте
Похожие статьи
Теги
У. Нуров