Часть 2
Часть 1: https://nuz.uz/antiterror/22183-karavan-idet.html
Экономическая потребность всегда сильнее волюнтаризма, и, чтобы не потерять доходов от паломничества в Мекку, еще при жизни Абд аль-Ваххаба перестали препятствовать богомольцам: продажа товаров паломникам – главный вид торговли Хиджаза. Между тем, начало деятельности Абд аль-Ваххаба и его последователей ознаменовалось убийствами женщин по подозрению в супружеской неверности путем побивания камнями, уничтожением мавзолеев, в том числе внуков Мухаммада в Кербеле, осквернением могилы пророка в Медине, разрушением мечети в Мекке. Изуродован, разбит священный камень. Все эти деяния соответствуют «Книге дозволенных и недозволенных дел в единобожии», в которой Абд аль-Ваххаб легализует убийство всех мусульман, не согласных с автором, а кроме того, разрешает захват их собственности, порабощение их детей, женитьбу на их женах без развода, полученного от мужа, и т.п.
Существовала и хорошо известна антиваххабитская литература, начало которой положено в ХIII в. Это многочисленные «Послания Хиджаза», книги: «Краткие сообщения об эмирах священных городов» ибн Дахлана, «Послание с возражением ибн Абд аль-Ваххабу» ибн Афлика, «Возражение ваххабитам по важным вопросам» ибн ас-Сувайда и другие, официально запрещенные в ваххабитском государстве.
В ХХ веке ваххабизм смыкается с национально-освободительным движением. Это вызвало симпатии народов многих стран и стало причиной, по которой через паломников идеи ваххабизма начали распространяться в Индии (Пенджаб, Бенгалия, Сеттан), Африке (Западный Судан, Ливия), Индонезии, особенно на Суматре, на Кавказе (Дагестан, Чечня). Эмиссары ваххабитов стали активизироватьсяи в Центральной Азии. Ваххабиты часто используют благотворительность для привлечения в свои ряды сторонников. А такие качества, входящие в понятие «мурувва» – «честь», как дисциплина, честность (для поддержания которой ворам отрубают руки; сейчас в Аравии это делает хирург), скромность, аскетизм, – привлекают в их ряды людей, считающих себя обделенными, обиженными. Хотя достоинства, пропагандируемые ваххабитами, трансформируются. Скромность и непритязательность – только для рядовых адептов, а для высокопоставленных? Уже первый Сауд, по свидетельству очевидца Ж. Райтмана, любил выставить напоказ роскошь во всех ее проявлениях: «Все в его дворце наводит на мысль о величии и пышности, ничто не отвергается для украшения дворца – золото, жемчуг, наиболее драгоценные индийские ткани, – ничего не жалеют, чтобы сделать его более прекрасным. Плащ Сауда – это выдающееся творение, которое обошлось ему по крайней мере в 60 тысяч пиастров. При виде такой кичливости могли бы сказать, что придворные копируют его и стремятся одеться с таким же блеском, но он их обязывает соблюдать простоту».
Ибн Бишар – официальный летописец Саудитов – отмечает, что первые государи были достаточно доступны, но при них уже начинал развиваться особый церемониал, внешнее отделение знати от народа, и воздействие на простой люд осуществлялось при помощи внешних, показных действий, пышности и великолепия свиты, слуг, особой манеры держаться и т.п. А честность, верность, помощь и защита предназначены только для «своих». На людей, не разделявших взгляды ваххабитов, в том числе на допустимость терроризма, убийства, не распространяются благие законы.
Противопоставляя ваххабитов всем прочим мусульманам, учение превращает их в сплоченную силу, разжигая фанатизм, необходимость «священной» войны против инобожников, которыми объявляются все несогласные.
Существует рассказ о брате Абд аль-Ваххаба, кстати, не разделявшем его убеждений, который спросил: «Сколько столпов ислама?». Абд аль-Ваххаб ответил: «Пять». «Нет, – возразил брат, – их шесть. И шестой – это ты: каждый, кто не согласен с тобой, – враг и должен быть уничтожен».
Фундаменталисты ислама делят весь мир на три части: Дар-аль-ислам, Дар-аль-харб и Дар-ас-сулк, т.е. страны ислама, где и народ, и правители – правоверные мусульмане; страны, где мусульмане живут под властью неверных правителей, которых необходимо заменить, и страны, куда необходимо сначала внедриться, а затем уже ставить вопрос о власти, и все средства при этом хороши. «Цель оправдывает средства» – этот печально известный принцип средневековой инквизиции снова в действии. Ваххабиты совершенно не признают свободы слова, совести и других демократических проявлений общественной жизни страны. Регламентация жизни в ваххабизме касается и религиозной деятельности.
Ваххабиты продолжают активно внедряться в политическую жизнь стран мира. Иногда, используя имидж защитников обездоленных, они превращают опекаемых в боевой авангард, повинующийся любому приказу и готовый погибнуть ради утверждения власти людей, строящих планы о мировом государстве. Например, при подготовке террористов-смертников используются и такие методы воздействия, как нейролингвистическое программирование, а также психологическое зомбирование.
Как видим, идеологические принципы ваххабизма и религиозного экстремизма в целом – благодатная почва для того, чтобы проросли на ней и распустились махровым цветом ядовитые всходы терроризма. Одного из самых страшных современных явлений, грозные и коварные лики которого порой схожи с многоглавой гидрой. Ведь каждое террористическое движение по-своему неоднозначно, и даже самые малочисленные группы характеризуются ролевым разнообразием, которое обусловливает разные формы участия как мужчин, так и женщин.Так эффективно действует и распространяется идеология фундаментализма, так делается первый шаг к вовлечению людей в войну: те из них, кто сегодня борется со своими «безнравственными» единоверцами-мусульманами, завтра могут опоясаться взрывчаткой и стать смертниками в борьбе с «неверными». Кстати, совершение террористических актов при помощи женщин-смертниц – это один из самых кощунственных ликов, которыми сегодня оборачивается терроризм. Но об этом наш рассказ – в следующей статье.
Пока же напомним, что Центральная Азия всегда являлась территорией многоэтнической и разноконфессиональной. Это не в последнюю очередь обусловило крупные научные и практические достижения этого региона, в том числе нашей страны, ставшие достоянием мировой культуры. В настоящее время Узбекистан по уровню образования занимает одно из первых мест в мире. Возрождение культурного наследия, характерное для современного Узбекистана, помогает внедрить в современную жизнь и нынешние реалии то лучшее, чем были славны наши предки. Но в то же время именно почитание и уважение ко всему наиболее ценному из всего, что завещано нам предыдущими поколениями, призвано оградить нас от грозной опасности религиозного экстремизма – одного из истоков терроризма, который,несомненно, является наиболее угрожающим его порождением. Когда-нибудь, хочется надеяться, рассказы о том, как проливалась кровь невинных людей, как звучали взрывы в мирных, цветущих городах, останутся лишь в страшных сказках. «Про войну будут детские игры с названьями старыми…», – как пел когда-то бард. Нет сомнения в том, что достоинство, терпимость, широта мировоззрения, трудолюбие и стремление к справедливости, доброжелательность и, главное, мудрость помогут народу Узбекистана преодолеть любые проявления агрессии и поползновения на его мирную жизнь и прийти к созданию сильного, независимого демократического государства.
У. Нуров.