Так считал Александр Солженицин и продолжил: «это обобщённые личности его, самая малая из них несёт свои особые краски, таит в себе особую грань Божьего замысла». Значит, счастьем надо признать возможность познавать новые нации, прежде всего — через культуру и искусство, через религию, как форму выражения веры в Бога, через традиции, обычаи и ментальность населения, через весь комплекс тонкой и сложной сферы человеческого мировосприятия.
В настоящее время, очень непростое и противоречивое, на планете резко обострились межнациональные и межконфессиональные отношения, накаляется политическая, идеологическая и бытовая обстановка, во-многом, конечно, спровоцированная стараниями разного рода зарубежных «доброжелателей». Как известно, это приводит к отчуждению. к изолированности, а порой военным конфликтам и вооружённым столкновениям.
К великому счастью, такая ситуация никак не характерна для нашей миролюбивой и толерантной страны. Достаточно мудрую и гибкую политику сейчас проводят и в дружественной России, которой удалось в основном изменить трагическую обстановку в Чечне и других частях Северного Кавказа. А ещё совсем недавно мало кто верил в благоприятный исход враждебного открытого противостояния в этом взрывоопасном регионе.
Я позволил себе упомянуть об этих эксцессах, но не вдаваться в экономические, социальные и политические причины, лежащие в основе многих проблем. Моя кокретная цель — напомнить неравнодушному читателю, что есть ещё чисто психологические, бытовые факторы обострения межличностных отношений между людьми разных национальностей, волею судеб проживающих в одном государстве. Примеров того предостаточно, хотя бы в той же Германии, Франции или Великобритании.
Дело в том, что жить среди народа, не зная и не понимая его духовного мира, его культуры — значит проявлять неподобающее нормальному человеку неуважение к окружающим, к тому же обрекая себя на ненужные трудности и осложнения. Этот аспект приобретает особое значение и в условиях новых самостоятельных государств постсоветского пространства, где наряду с основным населением, составляюшим титульные нации, имеются представители других этносов, относительно малочисленных.
В бывшем едином Союзе, видимо, этим вопросам не придавалось особого значения, так как искусственно формировался процесс стирания наций, образования единого понятия:»советский народ», а духовность народа определялась прежде всего усвоением социалистических идеалов. попагандируемых образчиков общесоюзной, чаще всего российской культуры. Учитывая величие этой культуры, а также незаменимую тогда её роль «проводника» зарубежных культур, такое исключительное положение русской культуры было во-многом оправдано. Но в то же время почему-то считалось совсем необязательным знать хотя бы на элементарном уровне языки национальных республик, их искусство и литературу, особенно древнюю, понимать менталитет народа. Это абсурдная ситуация, аналогов которой не знает ни одна развитая страна в мире — и русские в США, и украинцы в Канаде, и армяне во Франции, и узбеки в арабских странах — как бы велики не были их общины — обязательно знают государственные языки стран пребывания и. безусловно, их культуру.
Примечательно и достойно всяческой поддержки стремление многих предстваителей национальных меньшинств в странах СНГ, которые, осознавая себя равноправными гражданами этих стран, теперь тоже интересуются и изучают местные языки и культуру — не по принуждению (а оно в цивилизованном обществе должно быть начисто исключено!), а в силу уважения к основному народу страны, в силу торжества здравого смысла и справедливости. Давайте признаем, что при этом развитие культуры в любом обществе напрямую было связано с особенностями религии: «Махабхарата» и индуизм, Гомер и эллинское многобожие, Данте и католицизм, Достоевский и православие, великие ценртальноазиатские мыслители и Ислам.
Значит, чтобы познать душу народа, его культуру, надо понимать и его религию, его характерные особенности и черты. Тем более в этом нелишне разбираться в свете сегодняшних кричаще злободневных и противоречивых событий в мусульманском (и, к сожалению, не только!) мире.Тогда не будет оснований для обобщающих подозрений и обвинений, а спокойная здоровая атмосфера в нашем Узбекистане будет благодарно цениться всеми его жителями, независимо от национальной и конфессиональной принадлежности.
Не так ли?
А.ХОДЖАЕВ