Одному из ведущих кинодокументалистов страны, лауреату Государственной премии, заслуженному работнику культуры Кахрамону Хасанову исполнилось 75 лет. За полвека творческой деятельности он снял более двухсот фильмов, среди которых немало завоевавших международные призы.
Он снимал в Самарканде и Лондоне, в Мюнхене и Стамбуле, с вертолетов и башенных кранов, в знойных степях и на горных вершинах. С камерой в руках объездил всю нашу страну и полмира, встречался с Фиделем Кастро и Константином Симоновым, снимал Нону Мордюкову и Тамару Ханум.
Создать бы фильм о нём самом — была бы увлекательнейшая кинолента!
Он мой устоз, научил многим премудростям репортажа. Научил и не писаному правилу: нельзя перекрывать другому кадр, быть на съемке предельно собранным.
Мы знакомы уже тридцать лет. В 90-е годы, втроем с кинорежиссером Хайруллой Джураевым, много ездили по стране. Я работал в агентстве над поисковыми темами и наши интересы перекликались.
Итогом той поездки стал культовый документальный фильм «Гражданин». Кстати, в кадрах этого фильма запечатлен и Ваш покорный слуга.
…Он рос в интеллигентной семье. Отец — Ибрагим-ака был уважаемым человеком, военным комиссаром. Мама — Холида-опа — судьей, писала стихи и прозу.
Муж умер, когда Кахрамону было шесть лет, и она одна поднимала сына и дочь. Именно она дала ему путёвку в кино, с невероятными трудностями устроив на киностудию «Узбеккинохроника». Холида-опа всегда была деятельной и жизнерадостной, ушла из жизни в 83 года.
Она была веселый человек, как-то она рассказала мне такой анекдот:
Муж каждый день приходит домой и стучит в калитку ногой. Жена открывает дверь, забирает из его рук пакеты с продуктами и бегом обратно. А однажды он постучался рукой. Жена открывает дверь, смотрит – продуктов нет, заглянула в лицо и всплеснула руками:
— Вой, қурумагур! – Будь ты неладен! Двадцать пять лет замужем, и только сегодня узнала, что муж косой!
Родители дали ему имя Кахрамон, что переводится Герой. Вместе с этим великим именем ему передались и их гены. С детства у него были незаурядные способности, играл на многих музыкальных инструментах, крутился на турнике, всё усваивал на лету.
И в зрелые годы, пожив с неделю в любой стране, легко схватывал язык его народа: итальянский, немецкий, английский, турецкий, пушту, форси. И это было поспорьем в нелегкой операторской работе. По натуре всегда общительный, он легко сближался с любым человеком. Сам переживший нелегкое детство, хорошо понимал заботы людей.
Больше всего на свете он любит родной Узбекистан, уютный дом в Рабочем городке, детей и, конечно, жену — Люду. С этой очаровательной грузинкой они прожили 40 лет. Воспитали троих сыновей и дочь.
Близкие друзья зовут его полковником.
И не зря!
Был у нас с ним курьезный случай. Однажды попался я гаишнику с нарушением, упрашиваю отпустить, а тот — ни в какую. В это время зазвонил мой мобильник, высветился номер Кахрамона.
Я с ходу ему:
— Привет, полковник! Меня тормознули твои люди. Говорят, что нарушил.
Он тут же оценил ситуацию:
— Деньги у тебя есть?
— Четыре тысячи сумов.
— Дай гаишнику трубку.
Тот минуты две слушал и отвечает:
— Акажон, танимасам хам, хурматингиз бор!
Что в переводе: «Хоть и не знаю Вас, но старших уважаю!»
И тут же мне:
— Давай деньги!
Протягиваю ему три тысячи, думал, сэкономлю на сигареты, а тот побагровел:
— Полковник Кахрамон Хасанов приказал, чтобы я взял 4 тысячи!
В таких случаях вопрос надо решать на месте. Пришлось отдать.
Полковник, как всегда, не растерялся, наплёл, что работает в 7 отделе: «Зайдешь ко мне, получишь остальные 96 тысяч».
С ним не соскучишься. Как натура творческая он всегда подмечает тонкие детали. Помню, как-то он рассказал, как в Каракалпакии гостил у одного человека. Тот разрезал помидор пополам. Кахрамон смотрит на него, а хозяин, извиняясь, спрашивает: «Что, мелко нарезал?».
Улыбка, конечно, продлевает жизнь!
Но вернемся к главному — работе. Кинолента «Афганистан: революция продолжается» была удостоена Государственной премии СССР. Большую и самую трудную её часть снял Кахрамон Хасанов. Мало кто знает, какой ценой доставалась эта съемка.
В первую поездку он был «за речкой» девять месяцев, а во вторую — полгода.
…В последнюю командировку Кахрамон вернулся из Кандагара в Кабул на изрешеченном пулями «газике». В этом осином гнезде душманов он спрятался на крыше мечети и снимал утренний намаз, что строжайше запрещено шариатом. Душманы заметили отраженный от объектива солнечный луч, и открыли страшную пальбу. Водителя, который сидел в машине за мечетью, убило на месте. Кахрамон не растерялся, перекинул его тело на заднее сидение, сел за руль и чудом вырвался из этого ада.
Потом на корпусе «газика» сосчитали девятнадцать пробоин. А у него на висках появилась седина.
Никто не знает столько правды о той войне, как он. Однажды Кахрамон рассказал эпизод о том, как брал интервью у двух захваченных душманов. В конце съемки подошел “особист” и спросил: “Всё, закончили?”
Душманов тут же отвели в сторону, прозвучало два выстрела в затылок. Кахрамон говорил, что если бы знал, что этим кончится, то поговорил бы еще полчаса, час. Продлил бы их жизнь на этой земле.
В Афганистане приходилось “маскироваться” под афганца и иранца, ни в коем случае не выдавать, что ты из Союза. Иначе – смерть. Те нелегкие дни “за речкой” не ожесточили Кахрамона, стали школой мужества.
Вернувшись на Родину, он на многое стал смотреть другими глазами. Снял много замечательных фильмов об Узбекистане и многих других странах, за что был удостоен Государственной премии имени Хамзы. А совсем недавно создал фильм “Страна Даврана” — трогательную ленту о безвременно ушедшем из жизни друге, замечательном кинодокументалисте Давране Салимове.
…На Востоке, давая имя, вкладывают в него особый смысл. Его не зря назвали Кахрамоном, он – настоящий герой. Верный рыцарь кино, который даже в грязной луже видит отражение чудного дня.
Р. ШАГАЕВ,
фото автора и из архива К. Хасанова.