Часть 3 (окончание)
(Часть 1 — https://nuz.uz/kolumnisty/13419-istoriya-labirintov.html
Часть 2 — https://nuz.uz/kolumnisty/13559-istoriya-labirintov.html)
Многие слышали о том, что на севере России и в странах Скандинавии попадаются странные сооружения — лабиринты, столетия назад выложенные из камня на морском берегу. К сожалению, к тому моменту, когда они стали предметом научного изучения, большая часть связанной с ними информации уже стерлась из памяти тех, кто жил на этой земле. В XIX веке фольклористы по крупицам собирали материал о «троянских городах» — именно так назывались эти лабиринты чаще всего.
«Троянский город» не относится к числу мегалитических построек — камни, которые использовались для его строительства, максимум, были размером с человеческую голову. (На самом деле использовались те камни, что были под рукой, стало быть, они были разными по величине). При этом диаметры самих лабиринтов варьировались в пределах от 7 до 18 метров. Камни просто лежали на земле, их никто не вкапывал, не обрабатывал дополнительно. Большинство «троянских городов» находилось на побережье материка или на островах.
Лабиринты северян весьма разномастны по количеству витков — их от 9 до 15. Что же касается типа, то это всегда классический лабиринт, но с различными вариациями. В частности, случается, что вход и выход не совпадают.
В России обнаружено около 60 «троянских городов», расположенных на побережье Балтийского и Белого морей. И это не так много — в соседней Финляндии их 141, а у шведов и того больше — порядка 300 лабиринтов. Есть пара десятков в Норвегии, а в Дании «троянские города» остались только в названиях населенных пунктов. Германия и Англия могут похвастаться лишь отдельными экземплярами. Но у англичан есть свои дерновые лабиринты, им как-то каменные ни к чему. Глубже на материке «города» уже не встречаются.
Но если с географией все более-менее ясно, то возраст свой эти лабиринты успешно скрывают. В самом деле, как можно датировать камни, разложенные на земле? Иногда это удается сделать по наслоениям почвы, но это редкая удача. Один из «троянских городов» на Белом море удалось датировать приблизительно X-XI веком н.э. А что касается находок в Карелии, то их датировка варьируется от конца неолита до начала железного века. Ориентировочно — 3-е тысячелетие до н.э. Косвенным указателем возраста является падение уровня моря в Скандинавии — за сотню лет уровень понижался на 90 см. Исходя из расчетов был сделан вывод, что некоторые лабиринты возникли в Средние века. Любопытно, что в Швеции лабиринты выкладывали по соседству с древними курганами, то есть с захоронениями бронзового века. Соседство лабиринта и захоронения (мнимого или реального) — это еще одна загадка, ждущая решения.
Кроме того, имеется странная связь с арифметической игрой, известной в Европе под разными именами, в частности, как «игра святого Петра» или «игра Иосифа». Игра эта еще не сам лабиринт, но ее изображали на рунных календарях и считали напрямую связанной с лабиринтом.
Что ж, так как исследователи до сего дня не определились с тем, что именно происходило внутри или снаружи северного лабиринта, мне остается привести лишь самые распространенные версии — что «троянские города» предназначались для вождения хороводов и игр, например, игры в мяч. Последняя была зафиксирована в бенедектинском монастыре в Осере, и ведущим в ней был… священник, который исполнял определенные танцевальные па, держа в руках огромный мяч. Впрочем, если однажды погрузиться в историю игр, то окажется, что и футбол когда-то был ритуальной игрой, в которой мяч олицетворял Солнце, а результаты игры могли использоваться для предсказания грядущего года. Насколько я помню, игра проводилась на Пасху, в ней участвовали мужчины, причем в одной команде были только женатые, в другой — только холостые. Рискну предположить, что там, где мяч олицетворяет Солнце, речь вообще идет об астрономии — не зря же в тех же церквях, где лабиринты выкладывались на полу центральных нефов, их окружали календари — 12 месяцев во главе с Годом, восседающим на троне. Это вполне недвусмысленное указание на то, что лабиринт связан со временем. Планеты же (а Солнце еще не так давно считалось одной из планет, равно как и Луна), являются первоначальными «измерителями времени» в силу своего периодического обращения. Так что не исключено, что лабиринт — это одновременно астрономическая модель мира, помощник в расчетах, место проведения ритуалов, в том числе и игр. Кстати, никакого противоречия с теорией, говорящей, что лабиринты связаны с царством мертвых, здесь нет, потому что время объединяет два царства, выделяя периоды их взаимодействия — тот же февраль остался самым куцым в году по простой причине: его римляне посвящали своим мертвецам, а потому не захотели добавлять лишних дней.
Частично это были мои собственные догадки по поводу назначения лабиринта, однако нам уже пора покинуть Европу и отправиться в страны, где люди знакомы с лабиринтами, но не с греческим мифом о Минотавре.
Как и было обещано, я собираюсь рассказать об Индии. Там лабиринты называются интересным словосочетанием: «чакра-вьюха». Чакры в наше время знают все, но не всем известно, что этим словом обозначается любое… колесо. А вот «вьюху» перевести сложнее, потому что это слово означает определенный боевой порядок войск, аналога которому нет в нашем языке. Из этого следует, что «чакра-вьюха» — это боевые порядки, расположенные по кругу, а в данном случае выстроенные лабиринтом.
Пример подобного расположения войск дается в поэме «Махабхарата». В преддверии очередного столкновения пандавов с кауравами последние решили, что им следует обратиться за помощью к мудрому Дроне. Тот согласился помочь и решил построить войска кауравов в «чакра-вьюху», потому что разрушить ее строй не под силу и богам. Однако Арджуна знал то же, что и Дрона, поэтому нужно было, чтобы его не было в этот день на поле боя. Вместо него выступил его сын Абхиманью, которому было известно, как разрушить строй, но не как вернуться обратно. Тем не менее герой выступил против кауравов и вскоре добрался до центра лабиринта, где его поджидала смерть.
Еще одна история, связанная с лабиринтом, имеется в «Рамаяне», правда, только в несохранившемся варианте, с которым удалось ознакомиться аль-Бируни. Этот фрагмент вошел в его книгу «Индия». В частности, там говорится о похищении жены Рамы Ситы царем ракшасов Раваной. А для того, чтобы максимально затруднить Раме ее возвращение, Сита была помещена в центр лабиринта, который, по словам аль-Бируни, находится на острове Ланка (Цейлон). Стоит уточнить, что лабиринт этот находился не на земле, но высоко в небе (как и весь остров?). Этот лабиринт аль-Бируни называет Альмултави (араб. «извивающийся, запутанный»), а также приводит автохтонное название Явана-Коти, «что [в исламских землях] иногда переводят как Рим». Любопытное замечание, не правда ли?
Индийские лабиринты повлияли на появление их аналогов на Суматре и в Афганистане, но те вторичны, а нас еще ждет Северная Америка. И если появление лабиринта в Индии еще можно пытаться объяснить походом Александра Македонского, то с индейцами все не так просто.
География североамериканских лабиринтов ограничивается юго-западными штатами — Аризоной и Нью-Мексико. Там обитает несколько племен, знакомых с лабиринтами. Никто не знает, почему ареал столь ограничен. Неоднократно предпринимались попытки объяснить это миссионерской деятельностью, но определенных доказательств нет. Зато есть основание для разумного сомнения: если бы миссионеры знакомили индейцев с лабиринтом, то вероятнее всего это была бы христианизированная версия, наподобие той, что находится на полу собора в Шартре, а не языческий классический лабиринт. Как вариант, можно прислушаться к самим индейцам хопи, которые рассказывают о том, как их предки попали в Америку — не исключено, что идея лабиринта пересекла Тихий океан вместе с ними. В пользу этого предположения говорит то, что индейцы, как и индийцы, связывают лабиринт с деторождением.
У хопи, пуэбло, навахо, а также пима и папаго лабиринт — это дом Ткуху. Индейцы пима часто изображают его на плетеных корзинках. О Ткуху рассказывают, что лабиринт спас его от преследователей, и те погибли страшной смертью.
***
На этом мой рассказ о лабиринтах подходит к концу. Мы прошли через множество времен и стран. И не раз оказывались рядом с пропастью, которая разделяет нас и наших, порой и не особо далеких, предков. Мы не понимаем символы, столь значимые для них, мы расшифровываем их письменности, чтобы тут же признать собственное поражение, когда речь заходит о смысле прочитанного. И все-таки, пусть и неразгаданный, лабиринт способен указать на вопрос, в равной мере близкий и нам, и тем, кто был прежде. Передаю слово Хорхе Луису Борхесу:
«Эту нить Ариадна своей рукой вложила в руку Тезею (в другой у него был меч), чтобы он сошел в лабиринт, отыскал его центр, человека с головой быка или, как предпочел Данте, быка с головой человека, убил его и сумел потом, после подвига, распутать хитросплетения камня и возвратиться наружу, к ней, любимой.
Все так и случилось. Тезей ведь не мог знать, что этот лабиринт — лишь малая часть другого, лабиринта времени, где в назначенном месте его ожидает Медея.
Потом нить затерялась, затерялся и сам лабиринт. И теперь никому не известно, что вокруг нас — затаенный строй лабиринта или гибельный хаос. Наше чудесное предназначение — воображать, будто лабиринт и нить существуют. Мы никогда не держали нити в руках; быть может, она мелькала (чтобы тут же исчезнуть) в миг откровенья, в музыкальной фразе, во сне, в совокупности слов, именуемых философией, или в простом, бесхитростном счастье».
В. Севастьянов.
Замечательная статья. Особая благодарность за любимого Борхеса.