В этом году отмечается 450-летие со дня рождения и 400-летие со дня смерти великого английского поэта и драматурга Вильяма Шекспира. Конечно, это прекрасный повод ещё раз вернуться к непревзойдённым драмам, трагедиям, комедиям и сонетам, написанным в 17 веке в Великобритании, но, может быть, и разобраться, наконец, — а кто же был их автором?
Этот, казалось бы, надуманный вопрос занимает меня с юношеских лет, во всяком случае, ещё в студенческие годы я публично оспаривал авторство самого Вильяма Шекспира, впоследствии писал об этом в своих статьях и даже стихах. Зная меня как человека по характеру очень доверчивого, многие удивлялись – откуда такое упрямство «Фомы неверующего»? В самом деле, меня в гораздо меньшей степени занимала подлинность Гомера как создателя «Одиссеи» и «Илиады», или же авторство гениального «Тихого Дона», приписываемого двадцатилетнему с небольшим Михаилу Шолохову, я уже не говорю о подлинных авторах таких «нетленок», как «Малая земля» и «Целина», обнародованных под фамилией Л.И.Брежнева. Но ни йоту я не могу поверить в то, что бессмертные творения огромной философской, интеллектуальной и нравственной наполненности принадлежат второразрядному театральному актёру, получившему имя Шекспира.
Тех, кто сомневается и не поддерживает мою категоричность, я прошу ответить: как можно, появившись на свет в маленьком городке, где не было даже «средней» школы — об Университете и говорить не приходится – в семье, где практически все были неграмотными, не владея никакими иностранными языками, ни разу не выезжая за пределы Англии, не будучи знакомым с историческим хрониками и так далее, овладеть богатейшим литературным языком и сотворить великое множество шедевров в драматургии и поэзии?
Чтобы не быть голословным, я попытаюсь аргументировать свои сомнения более обстоятельно.
Считается, что Вильям Шекспир родился в городе Стратфорд-на-Эйвоне 23 апреля 1564 года, где спустя три дня его крестили. Впрочем, в других источниках указываются иные даты, а во многих 26 апреля фигурирует в качестве даты рождения. И уже невозможно определить, где правда, ибо до наших дней практически не дошло никаких документов, писем и даже подлинных рукописей Шекспира.
Отец Вильяма был мелким ремесленником и торговцем – делал перчатки, продавал лес, ячмень, шерсть, причем не особо успешно. Кроме будущего драматурга, в семье было еще семь детей. Практически не известно, где учился Шекспир, имеются только сведения о том, что в Стратфорда-на-Эйвоне была обычная бесплатная школа, где давали минимум знаний. Однако не только его родители, но и обе дочери были неграмотными. Поразительно: великий гуманист, в своих произведениях горячо ратующий за просвещение женщин, не научил своих дочерей читать и писать!
И тут возникает еще одна загадка в жизни Шекспира – непонятно, как самая простая семья и обычная школа дали миру поэта такого высокого уровня с потрясающими знаниями в самых широких областях науки и искусства? Ведь в то время практически не существовало такого модного сейчас понятия как «социальный лифт» — возможности легко попасть из одного социального слоя в другой благодаря очень хорошему образованию.
В Англии XVI века дети ремесленников в большинстве своем становились именно ремесленниками, и лишь дети из очень богатых и знатных семей могли получить серьезное образование и приобщиться к лучшим образцам культуры и искусства.
Где и когда Шекспир получил свои феноменальные и разносторонние знания? Как ему удалось изучить античную философию, медицину, юриспруденцию, навигацию, историю, тонкости международной дипломатии, дворцовый этикет и несколько иностранных языков – латынь, греческий, французский, итальянский, испанский?
Шекспир начал свою карьеру в театре (будучи в Лондоне, я специально посетил театр «Глобус», хотя он был на ремонте) как сторож, затем был актером, театральным продюсером, заработавшем целое состояние на своей деятельности, позже став ростовщиком, пивоваром и домовладельцем (лендлордом). В его произведениях насчитывают более 20 тысяч слов, при этом в них введены 3200 новых, ранее не использованных слов.
Однако не удалось найти ни одного прижизненного свидетельства о том, что он был автором. Не осталось ни одной рукописи или письма, написанных рукой Шекспира, и ни одной записи о получении им какого-либо литературного гонорара.
Письмам, адресованным Шекспиру, повезло больше. Одно из них удалось найти. Но оно не имеет отношения к литературе – оно написано не автору, а ростовщику, и содержит просьбу одолжить деньги.
А в завещании, где скрупулезно перечислены все предметы домашнего обихода, вплоть до ложек и вилок, он не оставил ни гроша ни на образование любимой внучки, ни своей родной школе – если, конечно, он в ней учился. Ни один из преподавателей ни разу не упомянул о своем гениальном ученике, и ни один из современников – о своем великом однокласснике.
В Лондоне смерть Шекспира осталась столь же незамеченной, как и в Стратфорде. В то время как других, гораздо менее талантливых поэтов и драматургов, хоронили с почестями и славословиями в Вестминстерском аббатстве, в последний путь их провожали толпы учеников, а знатные покровители надевали траур и щедро оплачивали похороны, на смерть Шекспира никто не откликнулся ни единым словом. Лондонские литераторы не приехали попрощаться с ним и проводить его в последний путь. Граф Саутгемптон, которому Шекспир посвящал свои творения, не облачался в траур. Кажется, он даже не заметил смерти того, чьим покровителем был при жизни…Похоже, поэтический дар Шекспира оставался тайной даже для его родственников – о нем не знали ни его дочери, ни зять, который, в отличие от жены, был образованным человеком и врачом. Единственная запись в его дневнике, сделанная на следующий день после смерти Шекспира, гласит: «Мой тесть преставился».
Есть шесть образцов рукописей Шекспира. Все они подписаны им, в том числе его завещание. Ломаная подпись, неряшливый вид, кляксы говорят о том, что Шекспир не был знаком с пером, и что, видимо, он копировал приготовленный кем-то образец.
Разве всего этого недостаточно, чтобы усомниться в подлинности Шекспира – литератора?
Но тогда возникают другие вопросы: кто же истинный автор «шекспириады» и почему возникла тайна этого несравнимого явления по имени Шекспир, которая по сути является маской?
Предположений, оказывается, множество. Только сейчас я обнаружил в Интернете, что загадка Шекспира и настоящих авторов «его» творчества давно уже беспокоила и привлекала самых различных людей в Европе и Америке: Уолта Уитмена, Чарльза Диккенса, Марка Твена, Зигмунда Фрейда, Джона Голсуорси, Анатолия Луначарского, Владимира Набокова и др.. На сегодняшний день существует уже около 80 вариантов ответа на этот вопрос. Поведаю о наиболее известных гипотезах.
В списках «претендентов», прежде всего, Фрэнсис Бэкон, Кристофер Марло, граф Эдуард де Вер Оксфорд и ещё 60 кандидатур. Многие исследователи считают, что это был один из величайших умов якобинской Англии философ Фрэнсис Бэкон, получивший прекрасное образование и обладавший несомненным литературным слогом. Данная теория опиралась на исторические и литературные домыслы и на предполагавшиеся криптографические открытия. Однако, словарь Бэкона при этом был в два раза меньше, чем у Шекспира, и его собственные произведения «не дотягивают» по уровню до шекспировских.
Есть версии, что это английский поэт Кристофер Марло – но и его собственным литературным произведениям далеко до гения Шекспира. К тому же он умер (если это также не мистификация) очень рано, хотя безусловно был образцом для подражания, а его пьесы входят внутрь драм Шекспира – имеются прямые переклички, использование некоторых идей, мыслей и целых сюжетов, развёрнутых у Марло. Большие основания есть для предположения о авторстве графа Рэтленда, который обучался в Падуанском университете в Италии вместе со студентами из Дании — Розенкранцем и Гильденстерном. Помните, в «Гамлете» эти фамилии носят студенческие приятели датского принца? Больше того, Рэтленд впоследствии дважды посещал «Эльсинор» в Копенгагене и только он мог знать детали подлинного устройства этого королевского замка. Интересно, что «красный» нарком А.В.Луначарский поддержал рэтлендианскую гипотезу. Предвидя «недовольство» открывшимся аристократическим происхождением Шекспира, он писал: «Нам было бы приятнее, может быть, чтобы этот величайший в мире писатель был не из аристократии, а из низов… Но приходится признать, что Шекспир и Рэтленд, по-видимому, одно и то же лицо» Советским идеологам очень хотелось доказать, что гении совсем не обязательно связаны с титулованным родством, а поэтому наркома «поправили».
Я лично сторонник идеи, что Шекспир был сотворён группой из 6-7 наиболее образованных представителей высшей знати Англии тех судьбоносных времён.
Но в то же время представляется оригинальной идея об авторстве самой Королевы Великобритании Елизаветы Первой. Почему?
Первое — известно, что она всячески поощряла и опекала театр «Глобус», в котором ставились пьесы Шекспира.
Второе – Елизавета считалась ребенком-вундеркиндом, уже в раннем детстве она показала большие способности к языкам, знала древнегреческий, итальянский, французский и другие языки. На латыни она читала сочинения древних историков и писала письма пресвященным людям Европы. Ее воспитывали самые лучшие преподаватели из Кембриджа. Естественно, будучи королевой, она разбиралась в международной и внутренней политике, знала дворцовый этикет и обычаи и многое другое, что недоступно людям некоролевской крови.
Кроме того, есть один небольшой пикантный момент. Некоторые исследователи утверждают, что у Шекспира была нетрадиционная сексуальная ориентация. Эти выводы они делают на основании того, что некоторые его сонеты посвящены мужчинам. Если же представить, что писала их дама – все сразу же становится на свои места.
Естественно, особа королевской крови, правительница Британии, не могла бы признаться в такой странной и низменной страсти, как литературное творчество и сочинение пьес для театра. В те времена актеры и авторы пьес считались людьми третьего сорта, лицедеями, шутами. Но при этом гениальные произведения рвались наружу, так как настоящий поэт не может молчать.
Таким образом, к политической и нравственной мотивациям можно добавить ещё и чисто психологическую. Поэтому не исключено, что так была создана величайшая литературная мистификация, имя которой Вильям Шекспир…
Но когда же восторжествует истина, или мы обречены навсегда поклоняться назначенному кем-то «идолу»?
А.ХОДЖАЕВ.
Уважаемый автор, Ваши сомнения в авторстве актёра из Статфорда совершенно естественны. Я интересуюсь шекспировским вопросом, многие мои статьи на эту тему представлены на моём сайте:
http://lev-verkhovsky.ru/