back to top
6.5 C
Узбекистан
Понедельник, 25 ноября, 2024

«А стихотворец… с кем же равен он»?(Ко дню рождения Александра Сергеевича Пушкина)

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
 «А стихотворец… с кем же равен он»?(Ко дню рождения Александра Сергеевича Пушкина)

И как только его не называли: — и «Начало всех начал», и «Солнце русской поэзии», и «Простреленное Солнце» — редко какой поэт в мировой литературе удостаивался таких высоких эпитетов и определений, редко кто так мучительно волновал и продолжает волновать умы и души миллионов почитателей, никак не могущих до конца постичь тайну его волшебного гения, никак не желающих смириться с его злонамеренным убийством. Речь, конечно же, идёт об Александре Пушкине. Высота, достигнутая его могучим талантом, его духовным и нравственным совершенством, так и не была превзойдена и даже хотя бы вновь заполнена кем-либо другим в бесконечно богатой русской словесности вот уже в течение более двух столетий. Впрочем, нет в этом никакого уничижения всем другим литературным титанам, равно как не было среди них ни одного, кто хотел бы претендовать на «замещение» Пушкина или хотя бы завидовал ему… настолько имя его безупречно – уникально, непревзойдённо, неповторимо.

Да простят мне взыскующие читатели явное смешение жанров, если я в этой торжественной, может быть на первый взгляд, несколько пафосной статье расскажу относительно новоявленный анекдот: «Поутру Сергей Львович Пушкин вышел из спальни своей супруги и, сладостно потягиваясь, произнёс? До дня рождения Александра Сергеевича осталось… 9 месяцев». Эта невинная шутка как бы свидетельствует, что в центре внимания общественности России, да и всех поклонников бесконечно богатого явления по имени Пушкин, ежегодно находится дата 6 июня – день рождения немеркнущего светила русской культуры и национального самосознания. В связи с этим событием вновь и вновь изучаются, анализируются, впитываются все страницы его замечательного творчества, его недолгой, но такой насыщенной и яркой жизни. Вот и в нашем суверенном Узбекистане ежегодно в канун юбилеев Поэта проводятся сотни конференций, чтений, просмотров «пушкинских» спектаклей и литературно-художественных композиций, публикуются статьи, в том числе и об узбекской «пушкиниане», убедительно подтверждающие, что не было и нет ни одного по-настоящему крупного и значительного литератора и деятеля культуры нашей республики, который бы не ценил этого всемирно значимого гения, этого органичного носителя — и в генной крови своей, и в творчестве, и в реальной жизни – идей равности и дружбы всех народов, всех национальностей.

А я хочу воспользоваться этой прекрасной возможностью. чтобы позволить себе одно, насколько я знаю, не разработанное пока никем филологическое изыскание, касающееся интереса и оценки Александром Сергеевичем крупнейшей исторической личности узбекского народа – Амира Темура.

Но сначала напомню вам строки из поэмы «Домик в Коломне», написанной в 1830 году.

«Как всем стихи свои вести
Под цифрами, в порядке,
строй за строем,
Не позволять им в сторону брести,
Как войску, в пух рассыпанному боем!

Тут каждый слог замечен и в чести,
Тут каждый стих глядит себе героем.
А стихотворец… с кем же равен он?
Он Тамерлан, иль сам Наполеон».

Известно, что Пушкин был энциклопедически образованным человеком, блестящим знатоком мировой истории и крупнейших военных сражений, и то, что он так высоко ставил полководческий талант Наполеона никого в XIX веке не удивляло – несмотря на изменчивость судьбы, в гениальности Бонапарту никто не отказывал. Но вот что интересно – рядом с французским кумиром поэт ставит Тамерлана, то есть Амира Темура, хотя ритмически — или с небольшими изменениями – можно было уложить и Чингисхана, и Македонского, и Цезаря, и Ганнибала, и Суворова, и Кутузова – нет, великий патриот России Пушкин предпочёл назвать нашего предка – как наиболее выдающегося наряду с Наполеоном представителя военной науки, как непревзойдённого организатора воинских баталий и эффективного боевого построения войск. Именно с ними, считает поэт, должен равняться в своём поэтическом искусстве, в умении слагать и чередовать рифмующиеся строки, настоящий стихотворец.

Поскольку у Пушкина ничего не было случайным, такое мимолётное, но очень убедительное свидетельство признания им полководческого таланта нашего Амира Темура мне лично представляется очень значимым. Назвать такой интерес к личности грозного азиата лишь определённой данью моде я бы воздержался, так как и в опере Георга Фридриха Генделя «Тамерлан», и в пьесе знаменитого предшественника Шекспира Кристофера Марло «Тамерлан Великий», и в поэме тогда уже прославленного американского поэта Эдгара Аллана По «Тамерлан» образ великого полководца рассматривается в основном через призму его величия и суровости и меньше всего как величайшего военного стратега. А Пушкин подчёркивает именно эту черту и заслугу Тамерлана. Думаю, что совсем не случайно.

А.С.Пушкин – всеохватен, он принадлежит всему человечеству, а значит он и наше достояние – вне всякой временной конъюнктурщины.

До дня рождения Александра Сергеевича Пушкина остался один день.

Здравствуй, Пушкин! Хотя памятник тебе недавно изменил своё пребывание в Ташкенте (кстати, очень удачно!), но твоё место в духовной жизни узбекского народа постоянно и незаменимо!

Ты — наш!

А. ХОДЖАЕВ.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Ташкент объединяет: итоги главного научного события года в литературе

23 ноября 2024 года в Национальном Университете Узбекистана состоялся третий Ташкентский литературоведческий форум. Это знаковое событие в научной жизни не...

Больше похожих статей