На шоссе валялась змея , с которой по мнению очевидцев было что то не так. Действие происходит в документальном познавательном сериале о животных. Что сделал бы наш отечественный водитель? В лучшем случае объехал бы ее стороной, ну традиционно отношение к змеям у нас такое- страх смешанный с брезгливостью А тамошний- австралийский водитель вместе с пассажирами- домочадцами останавливается на обочине дороги, рассматривает змею и вызывает скорую ветеринарную помощь(?!). В нашем сознании этот поступок не укладывается и невольно начинаешь следить за продолжением этой истории. А она чем дальше тем не страшнее а краше!
На помощь к «пациенту» приезжает совершенно обворожительный – ну прямо голливудская звезда Роберт Редфорд в молодости — ветеринар и на белоснежной специализированной машине увозит пострадавшую в свою клинику, столь же белоснежную , «нафаршированную» всяческим оборудованием, и убивающей своей стерильностью. Ну просто не жизнь, а песня у ее пациентов. Вот видишь все своими глазами и возразить то нечего. по поводу тяжкой жизни при капитализме.
Для передышки от увиденного, сделаем отступление- приведем анонс этого сериала. « Действие новой познавательной телепередачи про животных происходят в Австралии в районе Бондай Бич. Главными героями передачи являются очень энергичные, обаятельные и жизнерадостные ветеринары. Это врач из Сиднея Крис Браун и его помощники, главной из которых является Лиза Чаймс.
Ветеринарам постоянно приходится оказывать помощь не только маленьким зверькам, но и довольно крупным и опасным особям. Они всегда готовы прийти на помощь, не смотря на то, как далеко находится их новый пациент. Ветеринары спасают животных из различных сложных жизненных ситуаций, выхаживают их и выпускают на свободу. Действительно, серия завершилась тем, что вылеченную змею выпустили на волю, а доктор поспешил на помощь к другим пациентам. Обыденное дело, как бы говорят авторы, а ты сидишь и думаешь:это какое же сознание и воспитание надо иметь , чтобы для змеи, попавшей в ДТП вызвать скорую помощь?! А главное, откуда у них на все это берутся деньги, и их хватает даже на ЭТО! Как говорится, неизгладимое впечатление, сравнимое с тем, когда ты в советское время в первый раз увидел фотоаппарат «Полароид» и каталог «Отто». Даже при условии, что ты почти сорок лет проработал в идеологической сфере, в СМИ и слово «пропаганда» для тебя не пустой звук.
Кстати, одна из моих подруг-коллега, уже семь лет проживающая в США, на все мои вопросы ответила так: «Они пашут, как лошади, налоги платят большие и себя любят». Да уж, призадумаешься, невольно.
Кажется сам ты давно уже понял, что наша пропаганда была настолько лобовой, что удивительно то, что люди искренне верили в нее. А как не поверить, сотни тысяч людей были задействованы в огромной пропагандистской машине: Дома политпросвещения, отделы пропаганды повсюду, десятки тысяч лекторов и пропагандистов общества «Знание» и , конечно, журналисты. Журналисты тогда по представлению многих были не иначе как всадники на белом коне с шашкой наготове, летящие в самую гущу борьбы за правое дело. — за светлое будущее коммунизма под мудрым руководством КПСС. Надо сказать, и готовили их на факультетах исключительно для этого- не зря же из года в год вдалбливали «журналисты- золотой фонд партии.» И не было ничего другого кроме «происков империалистов», которые «угнетали негров и травили народ Кока- Колой.
Уже и «железный занавес» давно пал и коммунисты уже не правят балом, а журналистика все также попахивает лобовой пропагандой. Приходят в редакции студенты и каждый раз начинаешь с одного и того же «работайте на деталях, а не на прилагательных превосходной степени», отправляя на задание пять раз напомнишь на что следует обратить внимание и чьим мнением поинтересоваться. Из ничего не может появиться что то новое, надо прививать показывать как это делается , как работает и для чего, причем на лучших примерах, включая и зарубежную практику. Никто не говорит, что журналистика это и есть пропаганда, но в современной жизни, когда появляются все новые и новые вызовы, ведь именно от журналистов ждут ясного понимания и толкового объяснения. Устали читатели от прилагательных превосходной степени и обтекаемых лозунгов.
Есть такое понятие как горизонтальная пропаганда, это когда читатель или зритель не догадывается о том, что на него пытаются воздействовать или манипулировать им. Это не совсем «скрытая реклама» или 25 кадр, но эффект тот же-к желаемому выводу подводит. Как в этой простенькой истории , начали с пострадавшей змеи, а закончили благополучием жизни общества и сохранностью окружающего мира, природы. Любители модных словечек сказали бы как креативно. А я бы сказала талантливо сделано. Так, что даже специалистам трудно сказать «заказ или нет» и ведь как действует.
Еще раз хочу подчеркнуть, что автор не считает пропаганду журналистикой, но и без этого нам не обойтись. Не случайно же известные телевизионные ведущие авторских программ и репортеры постоянно ищут новые подходы и методы воздействия на аудиторию. Правда с учетом отвращения к слову пропаганда с советских времен, все это маскируется под «фишку», «оригинальный стиль подачи», но специалистов то в этой области не проведешь- они уже и классификацию и названия придумали. К примеру,вот одно из них: «Киселёвщина — гламурно-государственная пропаганда современной России. Отличается от советской более интересным, нестандартным, креативным подходом. Ей-богу, приятно смотреть наши новости аля Киселёв. Пропаганда ли это? В чистом виде! Но облагороженная, приятная глазу, без резких окриков, вранья и чистого негатива. С эдаким налётом легкого стёба и позитивного доброжелательства в адрес «вероятных друзей».
Или вот еще: «Американская пропаганда- характеризуется возвышенностью и идеализмом. Вас постоянно пытаются убедить в том, что предать Родину и работать на американцев — это возвышенно, это демократично, это ради высоких идеалов. Свобода слова, демократия, западные ценности, счастливые педики, любовь и достоинство — и прочие макдональдсы. То есть, сам метод основан на том, чтобы убедить доверчивого буратино в том, что он на самом деле рыцарь добра, джедай и просто архангел Гавриил с пламенным мечом в руке, а не подлый предатель своего народа и культуры»
Справедливости ради следует сказать , что существую не только попытки уложить новые веянья в привычные схемы, но и весьма серьезные разработки в области пропаганды специалистов разных стран выложены здесь в интернете. И еще к единому мнению о соотношении пропаганды и журналистики многие так и не пришли, но о включении лучших пропагандистских приемов к примеру в PR-статьи и рекламу пишут многие. Похоже на современном этапе не обойтись нам без этого. Так что разработать курс к примеру семинарских занятий для студентов журфака не составляет особого труда- надо просто захотеть работать по новому. Чем не занятие для молодых аспирантов?
Завершая поучительную историю о скорой помощи для змеи, приведу пример из своей практики. Группа очень одаренных молодых людей на заре Независимости решила издавать новую современную газету. Российская газета «Коммерсант» тогда только начала выходить и с первых номеров поразила всех неординарными подходами во всем, ее и решили взять за образец. Претендентам на работу, уже итак прошедшим конкурс, сказали открытым текстом, что в редакции новой газеты останутся те, кто «научится за два месяца писать как пишут в Коммерсанте или хотя бы подражать им, на первоначальной стадии. Тем, кто не сможет этого сделать придется покинуть редакцию. И без обид, проект- «коммерческий».
Как холодным душем обдали: где мы и где Коммерсант с элитой новой российской журналистики?! Мы тогда толком что такое рекламный модуль не знали, не говоря уже о расценках на рекламу. У страха глаза велики, но смогли, научились и запустили вполне успешное издание, а некоторым впоследствии удалось опубликоваться и в том Большом Коммерсанте, как мы его называли. Просто пришло время меняться и некоторым посчастливилось понять это вовремя.
Любовь НИКОЛАЕВА