Коко Шанель была одной из самых влиятельных женщин своей эпохи, в окружение которой входили известные представители искусства того времени: С.Дягилев, Ж.Кокто, В.Нижинский, Б.Кохно, С.Лифарь, И.Стравинский, П.Пикассо, С.Дали , Э.Сати, Ж.Орик, Д.Мийо, Ф.Пуленк и многие другие. Кроме того, Шанель была вхожа в круг общения высокопоставленных аристократов, таких как герцог Вестминстерский или великий князь Дмитрий Романов.
«Я вошла в сливки общества не потому, что создавала одежду. А наоборот. Я ведь создавала одежду, потому что находилась в обществе, где стала первой женщиной, которая жила полной жизнью моего века», — комментировала свою славу Коко Шанель.
Эта хрупкая на вид женщина сумела изменить ход истории моды. Шанель, подобно С.Прокофьеву в музыке, терпеть не могла подражания, избитых приемов, а потому неудивительно, что ее творения разрушили ряд бытующих стереотипов. «Своей манерой одеваться я вызывала насмешки окружающих, но в этом и состоял секрет моего успеха. Я выглядела не так, как все», — поясняла Коко Шанель.
Творческая карьера будущей законодательницы мод началась с открытия в Париже собственного бутика, в котором Коко изготавливала дамские шляпки. Ателье на рю Камбон постепенно набирало обороты, а о новой модистке говорили все больше и больше. Элегантность и простота, которые станут символами творений Шанель, в эпоху тяжеловесных корсетов и нелепых головных уборов, моментально обеспечили ей многочисленную клиентуру.
В своих «Портретах — воспоминаниях» Жан Кокто с тонкой иронией пишет об убранстве светских дам, которое обескуражило не одного соблазнителя: «Ох уж эти доспехи, латы, железные ошейники, футляры! Ох уж эти рыцари из тюля, лучей и ресниц, эти самураи в соболях и горностаях, эти кирасиры наслаждений, которые чуть свет уж кличут могучих служанок, чтобы те помогали им расфуфыриться!».
Коко совершила революцию в мире моды, когда позволила женщине почувствовать свою свободу и утонченность, свою природную элегантность и красоту без внешних декоративных атрибутов. Вскоре после первых успешных шагов своей блестящей карьеры Коко открывает новый бутик в курортном городке Довиль на рю Гонто-Бирон. Там, помимо шляп, Шанель выставляет также несколько созданных ею актуальных туалетов.
Интересно, что источником вдохновения для великого кутюрье порой служили самые обыденные ситуации. Так, однажды Коко жутко продрогла на бегах и, одолжив свитер у конюха, напялила поверх своего платья – так вот как рождается высокая мода! В другой раз она наблюдала жокея на тренировке – предметом восхищения послужила его кожаная куртка. В 1912 году она провела несколько дней в Этрете, где ее внимание привлекла одежда нормандских рыбаков – матроски с глубокими вырезами спереди и широкими отложными воротниками на спине.
И вот, в витринах бутика в Довиле стали появляться выдуманные ею матроски, кожанки на манер жокейских, затем – легкие куртки, холщовые юбки, шелковые блузки – в общем все, что обеспечивало комфорт и удобство. «Я вернула женскому телу свободу», — говорила Коко.
Шанель, привнеся в женский гардероб элементы мужского стиля, сделав модной короткую женскую стрижку и освободив женщин от неудобных корсетов и пышных юбок, на этом не останавливается и уверенно продолжает утверждать свои законы в мире моды.
Она становится успешным предпринимателем. Модный бизнес приносит ей невиданную славу, обширный круг клиентуры и весьма приличные доходы. Вскоре бутик в Довиле сменяет ателье в Биаррице, спрос на продукцию которого растет как на дрожжах. Здесь Коко продолжает искать пути развития разработанных ею современных тенденций. Она быстро убедилась, что все богатое, пышное не в ее вкусе. Не то, чтобы она возводила это в принцип, но почти инстинктивно вместо шикарных тканей её тянуло к дешевому трикотажу. Трикотаж для высокой моды? Такое доселе никому не приходило в голову! Главный конкурент Коко Поль Пуаре не без оттенка ревности обозвал это язвительной формулой: «Рубище для миллиардерши».
Новым материалом в арсенале Коко становится и трикотажная ткань джерси, которая ранее использовалась лишь для пошива нижнего белья. Позже Коко скажет: «Я оказала этому материалу честь, сшив из него платья и костюмы». Агитируя за новый стиль собственным примером, Шанель сшила себе почти по-монашески простой ансамбль и часто появлялась в нем на публике. В комплект входила джерсовая куртка-труакар с накладными карманами, которая придавала особую элегантность женской фигуре. Вскоре для своих клиенток в Биаррице Коко создала и платье из этого материала, да вот беда – оно ни за что не хотело подчеркивать талию! В итоге, Коко и здесь нашла выход. Разрабатывая новые модели, она отказалась от талии, вместо нее завязав небрежно свисающий на бедра шарф.
Репутация дома моды Коко Шанель, достигнувшая широкого европейского масштаба, в начале 1920-х годов шагнула далеко за океан. В известной американской газете «Харперс базар» вскоре можно будет прочитать: «Женщина, у которой в гардеробе нет хотя бы одной вещи от Шанель, безнадежно отстала от моды».
В этот период Шанель создает свое знаменитое «маленькое черное платье» на каждый день – узкое прямое изделие из крепдешина с тщательно подогнанными рукавами, которое получит название «Форд от Шанель». В нем проявилось главное кредо творений Шанель – утонченная простота, которая теперь была по карману не только дамам высшего света. Так воплотилась ее самая заветная мечта – сделать моду достоянием улиц. «Я люблю, когда мода выходит на улицу, но не допускаю, чтобы она приходила оттуда», — говорила Шанель.
Коко, в русле тенденций своей эпохи, с небывалой дотоле смелостью укоротила женское платье. Правда, уже у Пуаре женщина чуть приоткрыла ногу, но Коко полностью обнажает лодыжку, кокетливо «выглядывающую» из-под платья. Целая революция в мире моды!
С именем Коко связан и один из самых тонких ароматов духов. История их возникновения такова: великий князь Дмитрий, с которым Коко связывали отношения, познакомил ее с выходцем из России Эрнестом Бо, химиком, работавшим в области парфюмерии. Он предоставил Коко целую серию ароматов, из которых она остановила свой выбор на флакончике под номером «пять». Так родились знаменитые духи «Шанель №5», которые ждал мировой триумф.
Революционным оказался не только сам парфюм – революционной была и его презентация! В тот период поверхности флаконов часто украшались богатой гравировкой. Наперекор этому, Коко, одержимая идеей аскетизма и простоты, предложила простой флакон в форме параллелепипеда, позволявший любоваться таящейся в нем золотой жидкостью. Созданный в 1921 году, аромат Шанель №5 не только не потерял своей актуальности сегодня, но и продолжает набирать известность благодаря рекламным роликам с участием известных звезд. Так, несравненная Мэрилин Монро на вопрос журналиста: «Что на вас надето, когда вы ложитесь спать?», блестяще парировала: «Только несколько капель духов Шанель №5».
На пике своей славы Шанель взялась за изготовление искусственных драгоценностей, которые называла фантазийной бижутерией. К этой работе был привлечен ее друг Этьен де Бомонт, который рисовал эскизы изделий и указывал, как их нужно изготовлять. В бижутерии, как и в других сферах от кутюр, Коко обладала непогрешимостью вкуса. Знаменитый жемчуг, который ввела в моду именно Шанель, стал визитной карточкой ее дома моды. А создаваемые до конца жизни все новые украшения, позволяют судить о неисчерпаемых ресурсах воображения Коко. Решив внести оживление в неукоснительную строгость своих нарядов, Шанель вдохновляется средневековым французским искусством, итальянским Ренессансом, византийским, и даже индусским искусством, отдавая при этом явное предпочтение украшенным разноцветными камнями православным крестам.
По воспоминаниям современником, личность Коко была совершенно уникальной. Она обладала весьма сложным характером: была амбициозна, импульсивна, порой очень резка, не обходя своими ядовитыми стрелами даже близких друзей. Вот какой словесный портрет она оставила о своей близкой подруге, известной покровительницы музыкантов и художников, Мисе Серт, урожденной Годебска: «Она щедра: когда кто-нибудь страдает, она готова отдать все – отдать все, чтобы он продолжал страдать». Или еще: «Мне случается кусать моих друзей, но Мися их глотает. Когда она ссорит меня с Пикассо, то говорит: «Я тебя спасла от него».
Однако, несмотря на сложность ее характера, мужчины, друзья и все ее окружение прекрасно понимало, что Коко – это особый мир, мир красоты, вдохновения и безотказного чувства вкуса.
Рассуждать о судьбе и творчестве легендарной Коко Шанель можно часами, исписывая тонны бумаг. Но все же пора заканчивать. В качестве эпилога приведу напутственные слова великого кутюрье: «Все в наших руках, поэтому нельзя их опускать».
Зарина ХАМЗИНА