В 2015 г. до пересмотра методологии оценки Всемирного Банка «Doing Business» Узбекистан по индикатору «Регистрация бизнеса» занимал в рейтинге 65 место. Чтобы зарегистрировать свой бизнес в 2014 году, предпринимателю необходимо было пройти 7 процедур (в 2015 году число процедур снизилось до 5), что занимало в среднем 7,5 дней (в 2015 году – 6,5) и стоило порядка 3,3% (в 2015г. – 3,4%) дохода на душу населения. В последнем же отчете страна уверенно расположилась на 42 месте, что на 22 позиции выше прошлогоднего показателя.
Эксперты проекта ПРООН «Бизнес-форум Узбекистана (фаза-III)» связывают столь значительный скачок по данному индикатору с несколькими факторами.
Во-первых, это проведение масштабных реформ по Указу Президента Республики Узбекистан от 7 апреля 2014 г., включая внедрение механизма государственной регистрации субъектов предпринимательства через сеть Интернет. Механизм был внедрен согласно постановлению Кабинета Министров от 25 ноября 2013 г. № 312 и определил порядок одновременной постановки регистрирующим органом вновь созданного предприятия на учет в органах налоговой службы и статистики через сеть Интернет в процессе регистрации. Таким образом была усовершенствована процедура постановки на учет в налоговых органах и присвоения статистических кодов в процессе государственной регистрации.
Во-вторых, внедрение услуги по регистрации бизнеса на Едином портале интерактивных государственных услуг (my.gov.uz) значительно упростило процесс открытия бизнеса в Узбекистане, сделав услугу существенно доступней. Согласно законодательству функции регистрирующего органа выполняют единые центры по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно», обеспечивая доступность, повышение прозрачности и качества государственных услуг.
Поскольку постановка на учет теперь осуществляется через сеть Интернет исключительно регистрирующим органом в процессе государственной регистрации, то команда ВБ при оценке этого индикатора исключила две процедуры – постановка на учет в органах статистики и налоговой службы. Данные изменения повлияли и на сокращение сроков регистрации на 1 день. При этом увеличение стоимости регистрации на 0,1% связано с повышением минимального размера заработной платы.
Проведение реформ на этом не завершено. Торгово-промышленная палата при поддержке совместного проекта «Бизнес-форум Узбекистана (фаза-III)» продолжает разработку предложений по кардинальному реформированию системы регистрации бизнеса.
В рамках задач, определенных Указом Президента Республики Узбекистан от 15 мая 2015 г., подготовлены предложения по коренному реформированию системы государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства. Предлагаемая система позволит зарегистрировать предприятие в режиме онлайн в течение 30 минут. При этом освободит заявителей от необходимости физического посещения регистрирующего органа, кассы банка для оплаты государственной пошлины за регистрацию, что также снизит косвенные расходы заявителей.
С учетом проводимых реформ по реализации онлайн постановки на учет в накопительной пенсионной системе, внедрение этого механизма приведет к значительному повышению международного рейтинга республики по индикатору «Регистрация бизнеса».
По предварительным оценкам экспертов совместного проекта, в соответствии с методикой ВБ, регистрация бизнеса в Узбекистане может осуществляться в две процедуры (первая – регистрация в режиме реального времени, с оптимизацией всех процедур, вторая – открытие банковского счета). Процесс открытия предприятия, с учетом всех формальностей, связанных с началом ведения бизнеса (сюда входит резервирование фирменного наименования, уплата государственной пошлины за регистрацию, получение свидетельства о регистрации и зарегистрированных учредительных документов, изготовление печати, постановка на учет в налоговых органах, органах статистики и Народном банке, а также открытие расчетного счета в банке), может занимать один день. Количество представляемых в регистрирующий орган документов может сократиться с шести до двух для юридических лиц-субъектов предпринимательства и с шести до одного – для физических лиц, регистрирующихся в качестве индивидуальных предпринимателей.
В дальнейшем предлагается на основе опыта Сингапура и Республики Корея рассмотреть возможности по стимулированию субъектов предпринимательства для активизации использования ими интерактивных государственных услуг как формы бесконтактного взаимодействия. Например, широкомасштабное развитие ИКТ сектора в Узбекистане позволяет установить порядок применения дифференцированных ставок государственных пошлин (сборов, иных платежей) за оказание государственных услуг. Это значит, что в случае обращения через сеть Интернет, в частности через Единый портал интерактивных государственных услуг, размер пошлин может быть снижен.
Реализация предлагаемых мер будет способствовать значительному снижению бумажного документооборота, сокращению сроков рассмотрения государственными органами заявлений и принятия по ним решений. Среди других преимуществ будут активизация использования бесконтактного метода взаимодействия заявителей с работниками государственных органов через сеть Интернет взамен явочного порядка обращения, а также стимул для потребителей государственных услуг самостоятельно повышать ИТ грамотность.
Отметим, что рейтинг Всемирного банка (ВБ) «Doing Business» является ориентиром на пути к достижению общепринятых международных норм и стандартов в сфере ведения бизнеса. Рейтинг позволяет оценить улучшение деловой среды, условия для осуществления предпринимательской деятельности, меры по сокращению, упрощению и повышению уровня прозрачности процедур, связанных с деятельностью предприятий. Таким образом, повышение международного рейтинга Узбекистана в результате проводимых реформ отражает расстояние до наилучшего показателя среди 189 стран мира.
По результатам исследования Всемирного Банка «Doing Business-2016» Узбекистан вошел в десятку стран, которые в оцениваемом периоде провели наибольшее количество реформ, направленных на улучшение деловой среды. Эту позицию Узбекистан занял благодаря проведению в 2013-2015 гг. масштабных реформ, в том числе по трем оцениваемым индикаторам: регистрация бизнеса, регистрация собственности и получение кредитов.