В складывающейся ситуации конфликт между Движением Талибон и Исламским Движением Туркестана (заявившего, что теперь является структурным подразделением ДАИШ в Афганистане), не выглядит таким уж незначительным.
Несмотря на серьезные потери в живой силе, которое понесло Движение за последний год, группировка по-прежнему серьезная военизированная структура. ИДТ сегодня это — хорошо обученные муджахеды с большим опытом боевых действий, грамотные и эффективные лагеря обучения рекрутов, зарубежные вербовочные джамоаты, жестко выстроенная террористическая структура.
Прогнозы будущего — скорая победе ДАИШ в Афганистане, а вот сегодня полевые командиры ИДТ, перебазировавшие свои отряды в северные провинции этой страны все чаще и больше сталкиваются с холодным отношением местных теневых губернаторов, традиционно тяготеющих к лидерам ДТ. В последнее время и теневые губернаторы и старейшины племен, на землях которых расположены лагеря ИДТ, стараются выдавить боевиков группировки из подконтрольных им провинций.
А ведь еще совсем недавно, в октябре боевики ИДТ, расположившись в полевых лагерях в провинциях Газни, Фарьяб, Багдис, Джаузджан, Урузган и Бадахшан были уверены, что здесь же и перезимуют, именно поэтому тщательно готовились к зимним холодам, закупали теплую одежду – «чодир», продукты питания. Не получилось.
Поэтому, Усмон Гази — лидер ИДТ, вынужден был принять решение перебросить, пока еще верные ему отряды с севера в юго-восточные провинции Афганистана. Для организации такой передислокации Усмон Гази направил на Север своего заместителя, известного под именем «Салохиддин». Помогает ему в этом видный полевой командир ИДТ «Абу али».
Направление, которое решили использовать «Салохиддин» и его люди – «Багдис – Герат – Фахар – Нимруз – Гилмед – Кандахар – Газни». Насколько вся операция по передислокации отрядов группировки завершится безопасно сказать практически невозможно.
С одной стороны полевые командиры ИДТ постоянно встречаются с организационными трудностями. Местные жители неохотно расстаются со своими автомашинами. Проблемными оказались так же — поиски проводников и безопасных маршрутов.
С другой стороны, по имеющейся у контрразведчиков ИДТ бандитов, передислоцируемых с севера Афганистана будут ждать засады талибов, намеренных если не уничтожить, то нанести значительный ущерб своим бывшим союзникам, ставшими предателями и непримиримыми врагами.
К тому же за предательство талибы уже казнили Усмона Гази, повесив его публично, в назидание остальным боевикам ИДТ.
Последние, кстати, уже поклялись отомстить своим бывшим союзникам. И если самих лидеров ДТ достать им будет нелегко, то атаковать семьи, жен и детей – в этом у ИДТ опыта не занимать.
Ко всему этому можно добавить и сам порядок, в соответствии с которым в первую очередь в южном направлении должны выдвинуться боевики с оружием, в во вторую уже члены их семей, раненые и больные. Такое распоряжение не может не вызывать сильное раздражение у муджахедов ИДТ.
Стоит ли удивляться, что в сложившейся обстановке в регионе резко активизировали свою деятельность вербовщики различных террористических группировок из Сирии и Ирака, тонко уловившие недовольство, зреющее в рядах ИДТ. Сегодня вербовщики с Ближнего Востока предлагают опытным боевикам выгодные условия для смены места джихада – одномоментная финансовая помощь для таких муджахедов может доходить и до 20 тыс. долл.
Полевые командиры стараясь ограничить общение боевиков с потенциальными вербовщиками или боясь утечки информации о возможных маршрутах передвижения, приняли решение об изъятии мобильных телефонов у рядовых членов бандформирований, что добавляет излишнюю нервозность и не способствует повышения боевого духа ИДТ.
(продолжение следует)
В. МИХАЙЛОВ