Продолжение.
Музей стал центром культурной жизни Нукуса. Современная инфраструктура города в связи с преобразованиями нового века формировалась вокруг все более развивающегося КГМИ имени Савицкого, причем — в шаговом доступе.
Замороженный в 80-е годы проект нового музейного здания, о строительстве которого так мечтал Игорь Витальевич, был утвержден, когда главой Узбекистана был избран Ислам Каримов. В 1989 году был принят основной проект о возведении в Нукусе музейного комплекса из трех блоков. В церемонии открытия первого блока, сданного в 2003 году, принимал участие Президент Узбекистана, не оставлявший строительство без правительственной поддержки и в последующие годы. Сегодня величественный комплекс из трех зданий – архитектурная достопримечательность города. К 50-летию музея в 2016 году, когда в новых зданиях разместятся экспозиция и фонды, ожидается их официальное открытие.
Юбилейные торжества в честь 100-летия со дня рождения Савицкого, которые поначалу планировалось провести в действующем первом блоке, перенесли накануне объявленной даты в здание Государственного музыкального театра имени Бердаха. В театральном фойе 4 сентября развернули небольшую выставку местных художников. Гостей встретили музыкой — в холле одновременно играл струнный квартет и выступал ансамбль девушек-дутаристок. Под этот звуковой микс проходили знакомство с выставкой и встречи в кулуарах, в то время как зрительный зал заполнялся учащимися колледжей и студентами вузов.
Молодежь и приглашенные гости — для последних отвели места в партере — терпеливо ждали прибытия президиума. Открытие торжества задерживалось, но молодежь в Нукусе оказалась на редкость воспитанной – девушки и юноши, одетые строго по-школьному (белый верх – черный низ), сидели в огромном зале тише, чем обычно сидят на лекциях, даже по мобильникам никто не говорил.
Вернувшись на отведенное место, неожиданно увидела в первом ряду Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Узбекистане В.Л. Тюрденева, руководителей представительства Россотрудничества В.Н. Шулику и Республиканского русского культурного центра А.В. Аристова, представителя Фонда «Русский мир» М. Моховикову, прибывшую из Москвы. Замечу, таких почетных гостей вроде и не ждали. Но не могли россияне не уважить память Савицкого — русского человека, который внес огромный вклад в культуру Узбекистана и Каракалпакстана. К тому же российская сторона ощутимо участвовала в подготовке ранее запланированных торжеств.
Посол России и сопровождавшие его лица приняли участие в собрании и открытии выставки, дали интервью представителям СМИ, осмотрели новый музейный комплекс, посетили кладбище, возложив цветы к могилам И.В. Савицкого и ветерана войны Н.А. Сараева, и в тот же день отбыли в Ташкент.
В президиуме с опозданием начавшегося торжественного собрания сидели Председатель Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан М. Ерниязов, зам. министра по делам культуры и спорта Узбекистана Ф. Джалалов и глава Представительства ЮНЕСКО в Узбекистане г-жа Криста Пикат. Она единственная из выступивших вольно чувствовала себя на трибуне, остальные, включая еще две персоны, которые, как считают, могут оказаться претендентами на директорское кресло в нукусском музее, с запинками прочитали свои речи, не отводя глаз от заготовленных текстов.
Сразу после официальной части (как ни странно, выйти на трибуну не предложили ни одному из почетных гостей, лично знавших Савицкого) начался праздничный концерт. Через полчаса публика почти забыла, по какому поводу «все мы здесь сегодня собрались». Порадовали подрастающие вокалисты – певцами, как и народными мастерами, край по праву гордится, да и танцевальные коллективы увлекли зрителей своим искусством. Народные костюмы артистов и музыкальные инструменты перекликались с экспонатами отдела прикладного искусства в музее, в остальном связи с темой дня не чувствовалось.
Торжество продолжил званый обед, во время которого гости вновь попытались добиться ответа от организаторов, когда и где состоится просмотр фильма «Страсть Игоря Савицкого». Признаться, впервые довелось наблюдать столь искусное «отфутболивание», когда, приложив руку к сердцу, дают обещание все выяснить, а спустя время сокрушаются, что руководители, способные решить вопрос, ушли с торжественного обеда… на обед.
Открытие выставки произведений И.В. Савицкого отвлекло от мыслей о бренном. Погрузившись в созерцание, гости переходили от рисунков к картинам, многие из которых извлекли на свет из запасников. Искусствоведам еще предстоит детально изучить художественное наследие Савицкого, великолепно владевшего композицией, рисунком, разнообразными техниками живописи и графики. Здесь и тонкие психологические портреты, и выразительные пейзажи — масло на холсте, наклеенном на картон, картины на картоне и даже фанере, акварели, рисунки карандашом или в смешанной технике, сочетающей карандаш, тушь и акварель… Художнику, нередко писавшему свои работы в экспедициях, приходилось, видимо, экономить холст и краски — картины невелики размерами, потому художник и реставратор Альвина Шпаде в шутку называет их «карандашами». Тронули небольшие изображения старинных крепостей – «Тешик-кала», «Кызыл-гыр», «Кават-кала» — и множества других исторических мест, по которым можно изучать историю Каракалпакстана.
Названия картин Савицкого напоминают пометки в записных книжках: «Муйнак. Консервный завод. 1962», «Утро. Только вспахали. 1957», «Осенний день в Дехканабаде. 1955». Много работ без указания даты их завершения, но всегда с точным названием места, времени года или каких-то деталей: «Розовые поля», «Закат с луной», «Окраина Хивы», «Новый аул на Кырк-Кыз». На выставке – 85 работ. Еще свыше 30 — в мемориальном зале. То есть существует целая галерея, созданная художником с начала 50-х до середины 60-х годов — всего за 15 лет, к тому же в перерывах между работой в экспедициях или в период работы в научных учреждениях. Открывшийся в 1966 году музей и вовсе не оставил времени на творчество. Оно, несомненно, могло бы успешно продолжиться.
Перед отъездом из Нукуса пришла попрощаться с работами Савицкого. В зале было несколько человек, среди них — молодые архитекторы из Чехии Зденек Каменик и Мартин Крумголз. Давно мечтая побывать в нукусском музее, они отправились к нему по маршруту Чехия – Кыргызстан – Узбекистан. Посетили Самарканд, а оттуда поездом прибыли в Нукус. Выставка чешским туристам очень понравилась, а сам музей, о котором они были немало наслышаны, впечатлил экспонатами.
Столь же высокую оценку дали выставке и музею в целом глава российской дипмиссии, сотрудники представительства ЮНЕСКО в Узбекистане, члены «Клуба друзей музея», прибывшие на торжества деятели искусства и культуры из России. «Мы отмечаем 100-летие со дня рождения Игоря Витальевича Савицкого – человека, который внес неоценимый вклад в развитие культуры Каракалпакстана, Узбекистана и мировой культуры, — сказал у надгробия основателю музея на православном кладбище в Нукусе Посол России в Узбекистане В.Л. Тюрденев. – Благодаря ему в Нукусе имеется музей, известный всему миру. В этом музее собраны произведения искусства, которые могли погибнуть и не стали бы столь известны. Он дал путевку в жизнь многим художникам, которые сейчас знамениты и известны как представители русского или, как называют их в России, туркестанского авангарда. Игорь Витальевич был подвижником своего дела.
Будучи художником, он оставил работу над своими картинами, посвятив жизнь созданию музея. И это, наверное, главная его заслуга на поприще искусства. Вспомним о нем добрыми словами. Его дело подхвачено учениками — прежде всего Мариникой Бабаназаровой, которая долгие годы являлась директором нукусского музея. Многое в развитии музея — ее заслуга. Уверен, что нынешнее торжество в честь 100-летия со дня рождения Савицкого будет продолжено празднованием 50-летия музея в следующем году. И это даст новый импульс вниманию, которое уделяется музею, называемому «Лувром в песках».
Впечатлениями поделился и московский художник, лауреат Госпремии РФ Иван Дмитриевич Шаховской, выступивший на открытии выставки Савицкого: « Я давно мечтал попасть в Нукус и увидеть знаменитое собрание Музея имени И.В. Савицкого, — сказал он. — В юности мне довелось общаться с Игорем Витальевичем во время его приездов в Москву, когда он собирал коллекцию музея. Картины, скульптуры, папки перед отправкой в Каракалпакию свозились в наш дом — известный «Красный Дом художников» в Новогирееве, который становился при этом своеобразной базой-складом. В этом же доме Игорь Витальевич провел несколько последних месяцев жизни между пребываниями в больнице.
После его ухода я пользовался любой возможностью узнать побольше о коллекции, жизни музея и его дальнейшем развитии – из изданий и публикаций, фотографий и слайдов, общения с приезжавшими в Москву сотрудниками Музея имени Савицкого и московскими художниками, побывавшими в Нукусе. И вот, благодаря любезному приглашению, мне удалось приехать в Нукус для участия в праздновании 100-летнего юбилея основателя легендарного музея. Собрание вызывает восторг и качеством самих произведений, и последовательностью в их подборе. Очень органично совмещение главных частей коллекции: предметов хорезмской культуры, образцов каракалпакского народного искусства и живописи 1910-30-х годов. Поражает проделанная за прошедшие десятилетия работа по реставрации, систематизации и популяризации музейного собрания в стране и в мире, а также почти завершенный уникальный комплекс новых музейных зданий.
Несомненно, руководство Министерства культуры Узбекистана не только прекрасно понимает огромную мировую ценность коллекции нукусского музея, но и осознает уникальность истории, методики и принципов ее собирания. В силу мощного воспитывающего воздействия индивидуальных качеств самого Игоря Витальевича, главные их которых – абсолютное бескорыстие и самоотверженность в служении Культуре, – деятельность музея и после него строилась воспитанными им специалистами на тех же принципах. Сохранение этой преемственности так же важно для настоящей жизни Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, как и сохранность полноты его собрания».
Справедливость этих суждений, как мне кажется, не вызывает сомнений.
Тамара САНАЕВА.
Фото автора.
Уважаемaя Тамара Санаева, мы очень оценили вашу статью, подробный и искренний репортаж о событии, которoe потряслo нас, а также всех друзей музея Игоря Савицкого. Все эти дни в Нукусе, в течение которых мы должны были праздновать 100-летие Игоря Витальевича Савицкого без его ближайших соратников и преемников, директора музея Мариники Бабаназаровой, Альвины Шпады и Валентины Сычевoй, вернулся к нам ярко. Их вклад в развитие и поддержание этой уникальной коллекции является столь же существенным, как и вклад И.Савицкого. Мы не могли понять, как они могут быть вызваны из города в такой важный день. Мы глубоко обеспокоены их будущем, а также будущем коллекции и надеемся, что они вскоре смогут продолжить свою работу на сохранение красот, обнаруженных Игорeм Савицким, которые привлекают любителей искусства со всего мира.
Спасибо еще раз за вашу статью, и мы также надеемся что люди в Узбекистане смогут в ближайшее время увидеть очень интересный документальный фильм «Страсть Игоря Савицкого», снятого режиссером Али Хамраевым и президентом Фонда Марджани — продюсером Рустамом Сулеймановым, который не был показан на этом празднике.
Благодарю Вас, Инга, за отклик. В Ташкенте премьера фильма Али Хамраева "Страсть Игоря Савицкого" состоится в Российском центре науки и культуры 23 сентября 2015 года. Но первый показ, как вы знаете, все же состоялся, как и задумал режиссер, в Нукусе. Правда зрителей было мало: на первом просмотре человек 10, на втором около 15.
Спасибо Фонду Марджани и Рустаму Сулейманову и режиссеру Али Хамраеву за фильм — он удался.