В передаче показывают, как из фронтовой зоны тысячи заводов «переезжали» в безопасные места, чтобы возобновить производство самолетов, танков, паровозов и другой техники.
В основном, шла речь о Куйбышеве, куда перебазировались многие министерства и предприятия страны, посольства зарубежных государств, Но рассказали также о Новосибирске, Челябинске, Казани, Омске и других городах, например, об Алмаате.
Телепроект очень интересный, можно узнать много нового. Чего стоит, например, впервые показанный уникальный бункер Сталина в Куйбышеве, возведенный в кратчайшие сроки на 37-метровой глубине в обстановке полной секретности.
Но я смотрел на «голубой экран» и думал: неужели не покажут Ташкент, удивительный город военной поры, продемонстрировавший в те годы чудеса трудового героизма, гостеприимства, душевной теплоты. Не показали! То ли по недоразумению, то ли оставили «на потом».
Нашей столицей, вклад которой в Победу стал уже легендой, просто нельзя не гордиться. Ташкент не бомбили вражеские стервятники, он не отражал танковых атак, не держал смертельной блокады. Но его, безо всяких преувеличений, также можно назвать городом-героем .
Отсюда на фронт отправились полтора миллиона сынов и дочерей Узбекистана, чтобы на полях сражений отстоять свободу Отчизны.
Оставались женщины, старики и дети. Их трудовой героизм, их самоотверженность сродни ратному подвигу. Дрожа от лютого холода или сгорая под палящими лучами солнца, отказывая себе во всем, терпя просто немыслимые лишения, работая по две смены, они отправляли на фронт самолеты и орудия, продовольствие и одежду. Девиз «Все для фронта, все для победы!» выполнялся ценой беспримерного мужества и самопожертвования, когда люди буквально падали у станков.
В Узбекистан было эвакуировано более 100 крупных промышленных предприятий. Так, в далеком и грозовом декабре 1941 года из подмосковного города Химки в солнечный Ташкент был перебазирован авиационный завод. 17 железнодорожных эшелонов с оборудованием и людьми сквозь бомбежки фашистских стервятников в течение нескольких недель добирались до столицы Узбекистана. Добрались далеко не все. Но уже в январе 1942 года завод возобновил работу на новом месте.
За короткое время в невероятном аврале была выполнена поистине грандиозная работа. Прибывающее оборудование размещалось на открытых площадках, а уже потом строилось само здание цеха. Сборка самолетов была начата сразу по прибытии первых эшелонов из поступающих деталей, узлов и агрегатов в ангаре на аэродроме. Заготовительные и механические цеха начинали работать под открытым небом. Работа шла круглосуточно. Официально был установлен 12 часовой рабочий день, но большинство заводчан работали сутками и спали прямо в цехах. Кроме нормы хлеба есть было нечего, люди голодали, но не роптали. Главным и постоянным блюдом был суп из макарон, которых в тарелке можно было пересчитать по пальцам. От постоянного чувства голода отвлекала только работа.
Такое мужество, героизм, самоотверженный труд голодных, неустроенных с жильем людей, работающих до полной потери сил и ни на что не жалующихся, заслуживает уважения и памяти последующих поколений.
В 1942–1945 годах в столице Узбекистана произвели 2 258 новых самолетов Ли-2, созданных на основе американского «Дугласа». Так что вклад ташкентских самолетостроителей в победу над немецкими захватчиками огромен.
В нашу столицу непрерывно пребывали эшелоны с ранеными бойцами, которых возвращали к жизни в нескольких десятках военных госпиталях. К сожалению, не всех – в столичном мемориальном комплексе «Братские могилы» можно без учебников изучать географию одной шестой части земли.
Наш родной город, как и вся республика, стал пристанищем для великих деятелей культуры и искусства. В суровое военное лихолетье у нас нашли приют и тепло Алексей Толстой, Корней Чуковский, Аркадий Райкин, Марк Бернес, Анна Ахматова и многие, многие другие. Здесь создавались великие фильмы, стихи и песни, которые «шли» в бой, ведь музы тоже сражаются.
Анна Ахматова в 1942 году из ташкентской квартиры написала: «Наверно вспомню на лету, как засыпал Ташкент в цвету, весь белым пламенем объят, горяч, пахуч, замысловат». Даже сейчас удивляешься этим оптимистичным, полным цвета и запаха строчкам. Весь мир истекал тогда кровью, исход войны совсем не был ясен, а наша столица дарила людям самое дефицитное в ту пору – надежду.
Город высоких тополей, бирюзового неба и ослепительно яркого солнца, город удивительных и добрых жителей, готовых поделиться последней лепешкой – так воспринималась наша красивая столица в те грозовые годы.
Борис САВЕЛЬЕВ.