В Ташкенте прошел концерт Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» имени Людмилы Зыкиной, посвященный 70-летию Великой Победы.
Организованный Представительством Россотрудничества в Республике Узбекистан при поддержке Посольства России в Узбекистане, концерт, состоявшийся 9 апреля в Органном зале Государственной консерватории Узбекистана, собрал ветеранов, представителей дипломатических миссий, аккредитованных в Республике Узбекистан, военного атташата Посольства России в Узбекистане, Ташкентской и Узбекистанской епархии, руководителей культурных центров Ташкента, соотечественников, проживающих в республике, общественность, молодежь — людей разных поколений и национальности, но с общей историей, общими жизненными ценностями. К приглашенным обратили слова приветствия Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Узбекистан Владимир Тюрденев и руководитель Российского центра науки и культуры в Ташкенте, советник Посольства России в Узбекистане Виктор Шулика.
Георгиевские ленточки на груди у зрителей как символ уважения памяти о героическом подвиге русских солдат в Великой Отечественной войне вручили гостям волонтеры Российского центра науки и культуры. Задушевная народная музыка, раздолье русских песен, чистота и красота звучания инструментов — все покорило слушателей в концерте, который вел художественный руководитель и главный дирижер ансамбля Дмитрий Дмитриенко, виртуозно владеющий баяном. Порадовали своим искусством и другие артисты — лауреат всероссийских и международных конкурсов Олег Пискунов – истинный «паганини» балалайки, а также Сергей Чучупалов (балалайка контрабас), Алексей Моисеев (ударные инструменты). И, конечно же, народная артистка России Надежда Крыгина — настоящая русская красавица по стати, чей сильный и звонкий голос, заполнил зал.
Ах, как соскучилась публика по живому исполнению всеми любимых народных песен и мелодий! Звуки балалайки, баян, звучная русская речь… В программе прозвучали «Катюша», «Синий платочек», «Волга», «Валенки», шуточные песни. Зал подпевал, и у многих от проникновенной музыки и слов слезы наворачивались на глаза…
Аплодисменты — долгие, искренние — выразили признательность публики и артистам, и устроителям концерта. Долго не расходились слушатели. Подходили к ветеранам, фотографировались с ними. А Олег Пискунов, с уже зачехленной балалайкой, смущаясь, приблизился к двум скромным, хрупким пожилым женщинам и вручил им букет, который ему преподнесли на сцене.
— Это вам… Спасибо вам…
— Да что вы! Это вам спасибо, — заулыбались они, — такую радость нам доставили, так на душе хорошо – мы словно в России побывали!
Артист откланялся, а женщины продолжали делиться впечатлениями друг с другом. Подошла к ним, попросила представиться.
— Тамара Михайловна Соколова, — назвала себя хрупкая, как ребенок, женщина в белом. – В этом году отмечаю 80-летие, так что концерт — подарок к юбилею.
— А я Комарова Мария Сергеевна, — улыбнулась ее подруга, чуть повыше росточком, но тоже стройная и легкая в движениях. – Вы, наверное, удивляетесь, что мы такие невысокие и худенькие. Мы родились в Ленинграде — Тамара Михайловна в 1936, а я в 1938 году. Почти всю блокаду провели в осажденном городе, остались крохами без родителей, и в 1942 году, зимой, нас вывезли по Ладожскому озеру. Тамарочке было 6 лет, ее отправили в ташкентский распределитель. Мне исполнилось всего 4 года, и я попала в Алтайский край. Мы рассказывали об этом в фильме режиссера Джасура Исхакова «Дети войны».
Я окончила школу на Алтае, потом педагогическое училище в родном Ленинграде. В 1957 году приехала в Узбекистан. Три года проработала в колхозе имени Свердлова, затем вышла замуж за ташкентского парня и переехала в Ташкент. Нас воспитали, подняли, выкормили, дали образование. Здесь мы нашли и работу, и квартиры, и мужей – все прекрасно у нас сейчас. Я преподавала в начальной школе, воспитала сотни учеников, дочь, внука. Теперь вот правнуку радуюсь. Счастлива невероятно, хотя всякое было – пережила утрату мужа… Но возраст жизни не помеха – я занимаюсь гимнастикой, бегом, хожу в танцевальную группу.
Там встретила вторую любовь и поняла, что самое большое счастье только начинается.
— Я же воспитывалась в ташкентском детском доме, в 1954 году закончила семилетку, — продолжила беседу Тамара Михайловна. – Получила специальность бухгалтера в учетно-кредитном техникуме, окончив его в 1957 году, но работы по этому профилю не нашла и пошла учеником токаря на «Таштекстильмаш». Чтобы достать до станка, приходилось вставать на высокое подмостье, но токарное дело я освоила хорошо и 15 с лишним лет вытачивала мелкие детали для текстильных машин. Затем перешла в ОКБРУ – опытное конструкторское бюро, где работала инженером по инструментам. Завод выделил мне в 1964 году квартиру — однокомнатную секцию — прямо под Новый год. В ней и сейчас живу, теперь за правнуком присматриваю. В 2014 году Посольство России пригласило меня на Парад Победы в Санкт-Петербург. С волнением я приехала в город, где родилась и пережила блокаду. Нас поселили в прекрасной гостинице, каждому выделив отдельный комфортабельный номер, кормили, как говорится, «на убой». Во время парада мы сидели на трибуне. Три дня, проведенные в городе на Неве, встречи, экскурсии, концерты незабываемы.
Мои собеседницы наперебой продолжали рассказывать о своей жизни.
— Мой брат живет в Риге, сестра – ей 93 года – во Львове. Представляете? – страдальчески сказала Мария Сергеевна. — А я здесь просто царствую. Я в восторге, что узбекская земля меня приняла как родную. Я здесь счастлива.
— Да, — в унисон отозвалась Тамара Михайловна. И бережно неся огромный букет, все так же оживленно обсуждая концертную программу, подруги, которых объединили два их родных города – блокадный Ленинград и солнечный Ташкент, – простившись со мной, бодро направились к метро, да так, что и молодым не поспеть. Я смотрела им вслед… О чувствах, которые вызвал во мне и в остальных зрителях концерт ансамбля «Россия», лучше всего говорят строки из стихотворения «Невыразимое» замечательного русского поэта Василия Жуковского, которые давно люблю.
……………………………………………
Сие шепнувшее душе воспоминанье
О милом радостном и скорбном старины,
Сия сходящая святыня с вышины,
Сие присутствие создателя в созданье —
Какой для них язык?.. Горе́ душа летит,
Все необъятное в единый вздох теснится,
И лишь молчание понятно говорит.
Тамара САНАЕВА.
Фото автора.
Можно теперь и видео приложить.
https://www.youtube.com/watch?v=7suvq1AtFX0&feature=youtu.be