Потери узбекистанцев в Великой Отечественной войне сегодня воспринимаются совершенно невероятными. Из 1,5 млн. жителей республики, ушедших на фронт, домой не вернулись более 500 тыс. человек. Из них 130 тыс. пропали без вести.
Глава государства, выступая несколько лет назад на торжественном мероприятии в честь 9 Мая, подчеркивал:
«Смерть молодых людей, полных жизненных сил, страдания изувеченных на войне до сих пор наполняют сердца горечью и болью. В связи с этим возникает справедливый вопрос: кем были люди, пропавшие без вести? Они были чьими-то сыновьями, отцами, дедами, любимыми. Безвестная судьба этих людей, отдавших свою жизнь ради мира, заставляет нас задуматься. Мы должны продолжить розыски сведений о них…»
Эти слова стали для ученых, представителей интеллигенции и различных общественных организаций нашей страны руководством к действию. Поисковая, исследовательская деятельность в этом направлении тогда приобрела дополнительный импульс. Имена еще нескольких тысяч наших соотечественников, считавшихся пропавшими без вести в Великой Отечественной войне, были установлены. И при непосредственном участии Фонда «Нуроний» вышел еще один дополнительный том Книги Памяти с именами 3 725 узбекистанцев – тех, кто пропал без вести.
Трудно читать этот томик без пронзительной боли в сердце. Имя, фамилия, год рождения и эта запись, вызывающая столько вопросов, — «пропал без вести». Боже, что испытывали родственники, получив казенное извещение с такими словами! Ведь наряду с пониманием того, что пришла беда, оставалась надежда, которая, по всей видимости, не умирала годами.
Вот, например, Содык Ахмедов — он пропал без вести в августе 1941 года, в самом начале войны. Возможно, первый бой двадцатилетнего андижанского паренька оказался последним, а его тело осталось на земле, надолго занятой врагом…
А Виктор Егоров из Янгиюля пропал без вести в мае 1945-го! Сколько дней или даже часов оставалось до праздничного салюта! И где нашел смерть этот 22-летний воин из Узбекистана? Может, у стен рейхстага, в шаге от Великой Победы…
Неумолимая война не щадила никого. В этом убеждаешься, встречая в этом скорбном томике женские имена. Аристан Ахмедова из Ташкентской области пропала без вести в ноябре 1942 года. Может, она тащила с поля боя раненого бойца, когда безжалостный фашистский снайпер взял ее на мушку своей винтовки…
Пропал без вести… Сколько в этих словах трагедии! И скорбной тайны о конкретном человеке!
В этот список включали красноармейцев, чье место гибели не было установлено. Как правило, это случалось, если территория после боевых действий оставалась под контролем врага. Но чаще всего в число пропавших без вести попадали те, кто оказался в плену у фашистов. Таких только в первые месяцы после начала войны было несколько миллионов.
Конечно же, отношение официальной власти к пленным и пропавшим без вести было, мягко говоря, негативным – их зачастую считали предателями. Что, конечно же, было неправильно, так как и в плену многие советские люди показывали чудеса героизма и стойкости.
Но как их ждали родные и близкие! Как надеялись на встречу с ними, как молили об этом Бога! И ушли из жизни, так и не дождавшись…
Впрочем и сейчас в 21-м веке, спустя десятилетия после завершения этой страшной войны, вдруг вздрогнет Интернет от пронзительной СМС-ки: помогите найти дедушку – он пропал без вести в 1942-м…
Тайна и трагедия! Но поиск продолжается!
Чулпон ХАМАТОВ.
Ахмедов Камолиддин 1941 года рождения пропал в 1991году уроженец из Узбекистана город Наманган