back to top
9.9 C
Узбекистан
Воскресенье, 24 ноября, 2024

«Пирожки», «порошки» и прочие «экспромтъ»ы

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

"Пирожки", "порошки" и прочие "экспромтъ"ыИтак, подарок. От Олеси Цай. Известного в Ташкенте автора пирожков и порошков – сетевых четверостиший, напоминающих строгостью правил традиционные восточные жанры хокку, рубаи, но отличные от них своими канонами. Олеся широко признана в сетевой поэзии, и Ташкент может гордиться, что не отстает от современных поэтических веяний, имея своего автора с мировой, можно сказать, славой.

Олесю Цай впервые увидела и услышала летом 2014 на поэтическом вечере в «Антикафе» и полюбила ее сразу за кристальность, которой она высвечена вся как есть. От кончиков ресниц до кончика ее поэтического пера. Увлечение сетевой поэзией и встречи с интересующимися этим жанром ташкентцами сподвигли ее открыть интернет-группу «Пироголики» для новичков в сетевой поэзии. Сама же Олеся давно прописана в интернет-сообществах пирожковцев на других ресурсах Интернета, где ее первые четверостишия разлетелись еще горяченькими и живут самостоятельной жизнью, порою даже вопреки воле автора. А страница Цай ВКонтакте – одна из весьма посещаемых.

Альманах, полученный в подарок, — библиографическая редкость. В Ташкенте этих книг всего пять. Одну Олеся преподнесла мне. Вторая подарена библиотеке «Антикафе». Цай в числе авторов издания. И хотя в книге не указано ни место, ни время выпуска и нет никаких выходных данных, альманах «Пирожки» — поистине раритетный. И по содержанию, и по оформлению: все в нем сделано со вкусом и умом. «Песочный альманах» — проступает надпись по нижнему краю обложки. Но зыбучие пески времени вряд ли поглотят этот сборник. Процесс сетевой фольклоризации начат, идет и не грозит остановкой. «Пирожки», как понимаю, на сегодня явление в русской словесности не такое уж и новое. Сама я, как и многие из моих друзей, знакомых, узнала о нем недавно благодаря Олесе Цай. Существует же направление более десятилетия. И право развиваться успело утвердить.

Почему бы и нет? Начало века в русской словесности традиционно знаменуется всплеском новых направлений. Столетие назад появились будетляне, кубофутуристы, акмеисты… Не буду перечислять далее — каждое из направлений имело определенные условия для поэтического творчества и оставило свой след в истории литературы и культуры – имена любимых поэтов, сборники стихов. И вот — начало нового века. На смену звучным литературным течениям Серебряного века или экзотическим восточным, которые вне времени и из моды вообще не выходят, на заре XXI века пришли русские бытовые – пирожки и порошки. Не буду сравнивать и сопоставлять поэзию Серебряного века с новыми направлениями. Время иное – и поэзия иная. Если говорить о поэзии высокой… Но речь — о сетевой.

На пирожках мы для начала и остановимся.

По форме это четверостишия, написанные четырехстопным ямбом. Выглядят они непривычно для глаза приверженцев нормативного письма и поэтической строфы. Только строчные буквы, никаких знаков препинания, отсутствие рифмы. Мне, филологу, трудно было с этим примириться, хотя поэты-верлибристы так давно пишут. Примеры заразительны — я и сама отказалась от знаков препинания в верлибрах, которыми иногда грешу.
Обратимся к «пирожкам» из нового альманаха. Читаю на первой же странице. Автор – Arhistratig.

уходит он с ночным циклоном
нам оставляя до зимы
два уголька ведро морковку
метлу и мокрые следы

Каждому автору выделен разворот, где размещается шесть пирожков. Нашла четверостишия Цай.

олег с оксаной жили вместе
сто долгих и счастливых лет
в прекрасном домике у моря
что у оксаны в голове

Не правда ли, сразу и не сообразишь, о чем это вы, поэты? Но читая все новые и новые четверостишия, вдруг чувствуешь какое-то ностальгическое послевкусие… И берешься лепить свой пирожок. Делишься в сети, а там тебе в ответ что-то еще выпекается.

Покопавшись в сети, узнала имя отца-прародителя нового жанра. Точнее, не имя – ник. Это блогер alcogol. Он первым в 2003 году запустил четверостишия на сетевую орбиту в своем «Живом журнале». Затем обустроил для них отдельный сайт. И пошло-полетело по миру пирожково-порошковое поветрие. Стали создаваться «пирожковые» паблики, набиравшие до 20–30 тысяч подписчиков. Поначалу четверостишия гуляли в сети безымянными, но постепенно были «узаконены» стандарты авторских подписей, стали проводиться тематические конкурсы, они чуть ли не каждую неделю устраиваются в «учебных» группах для пирожковцев. В традицию многих компаний и брендов, радиоэфира вошли конкурсы типа «сочини о нас пирожок и выиграй приз». Ее Величество Коммерция рулит и здесь. Но творчество остается творчеством. И в нем всегда найдется место и таланту, и не блещущему оным.

В 2013 году в Питере состоялась презентация первого блокбастера порошковой поэзии, на которую были приглашены соавторы. В том числе и Олеся Цай из Ташкента, около двух десятков ее пирожков украсили первую книгу сетевого поэтического творчества. В 2014 году вышло второе издание книги. А Олеся Цай, как я уже отмечала, в признанных авторах жанра и помогает, как и другие пирожковцы со стажем, начинающим авторам.

Количество заходов на «пирожковые» сайты достигает нескольких миллионов в месяц. Интерес к ним не уменьшается. Выпекание пирожков происходит способом индивидуальным или коллективным – кому как с руки. К пирожковцам подтянулись и художники, создавая иллюстрации к четверостишиям. Сложились вкусы и стандарты качества, подразумевающие в пирожках «разрыв шаблона», «инсайт» или «дзен». Теоретики и практики сетевой поэзии объяснить, что это такое, пока не могут. Говорят, понимание приходит со временем. Основное же правило — стихотворный размер ямб, четыре стопы с последовательностью слогов в строках 9–8–9–8.

«Нарушителей» шаблона хватает, особенно среди тех, кто пишет «пирожки» ради развлечения, но «классики жанра» его свято блюдут. И уверены, что такое времяпрепровождение помогает «проговорить проблему», учит здоровой самоиронии, юмору, сатире, адекватной оценке обстоятельств и жизненных ситуаций, преодолению жизненных трудностей, оказывая, таким образом, своеобразный психотерапевтический эффект на авторов и читателей. Пирожки потребляют всем миром: отбор осуществляется на основе откликов внутри пишущего сообщества. Мелькает в их строках иногда и обсценная лексика, но она не самоцель и не поощряется.

Авторы пирожков считают их поэзией. Читатели – далеко не всегда. За полгода, что знакома с жанром, успела пережить приливы и отливы интереса к ним – и чтению, и попыткам сочинения. Но не могла не заметить интереса умных и веселых людей к написанию пирожков. Задумалась, что же они находят в обмене четверостишиями? Присмотрелась – авторы умудряются выразить мысли, эмоции или рассказать какую-либо историю на основе жизненного опыта, приписывая его «пирожковому» герою, чаще всего с ямбическим именем Олег, Зухра или Оксана.

Ушли в прошлое оды, элегии, стансы и поэмы. Поэзия, какой мы ее знали, меняет свой строй. Пушкинская гениальная простота и прозрачность не в чести. Благо хоть сам поэт остается на недосягаемой и ныне высоте. Конечно, стихи пишут. И авторов – не море, а океаны. Масса ресурсов и возможность публикации авторских стихов, к сожалению, нередко очень далеко отстоящих от истинной поэзии. Рождаются, как видим, и совершенно новые жанры. Социальные проблемы и быт стали темами «пирожков», которые взяли на себя функции поэтического отображения состояний и настроений общества.

Как бы ни менялись времена и нравы, творческое начало в человеке не угасает. Да, оно видоизменилось. Говорить о высоких чувствах, о том, что занимает ум и душу человека, без самоиронии стало вроде бы даже как неприличным. Пафос – неприемлемым. И крошечные четверостишия, а то и двустишия, словно пазлы, выкроенные разными авторами, соединяясь друг с другом, складываются в единую картину, высвечивая жизнь множества людей.

В этой мозаике, помимо размеренных и порою даже лиричных или философических «пирожков», можно встретить и другие жанры. Это более резкие в звучании и настрое «порошки» — остроумные ямбические четверостишия с последовательностью слогов 9 – 8 – 9 — 2, в которых рифмуются четные строки, а последняя строка завершает стихотворение неожиданной развязкой. Примеры выловила в сети.

мой бог да это ж те же грабли
не разглядела в темноте
а ну ка наступлю еще раз
да те

Недавно появился жанр «ЭкспромЪты» — остроумные и лаконичные двустишия из семнадцати слогов.

ты присылаешь двадцать скобок
о как же я люблю твой смех

поскольку времени немного
я вкратце матом объясню

Не вышел пока из младенческого возраста еще один новый словесный жанр, правда, к поэзии он отношения не имеет, но упомянуть хочется – для расширения нашего с вами кругозора. Это не без остроумия переиначенные фразы, в которых порою заменена только буква, но фраза обретает неожиданный смысл. Название жанра — «интернет-каламбур» — своего рода интернет-мем с мрачноватым настроем, густо сдобренный самоиронией. Примеры? Пожалуйста: «Курение помогает упокоиться», «Не надо печалиться – вся жесть впереди», «Детский адик» — et cetera. Кто-то ведь соберет со временем и издаст. Или диссертацию напишет. Потому как явление нашей жизни.

Вот такими новыми жанрами пополнилась русская словесность с помощью сетевого общения. Жанрами, лучший мотиватор для которого — реальность. Какое место займет со временем направление, загадывать не буду. Время покажет. Но альманах «Порошки», еще не до конца прочитанный, сулит мне открытие новых имен в сетевой поэзии. И улыбок – то веселых, то печальных. Как и в реальной жизни.

Тамара САНАЕВА.

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Спасибо большое за обращение взгляда внутрь такого огромного и важного пласта — лапидарной поэзии.
    Я сейчас думаю над тем, как решить одну "почти глобальную проблему" и Вы мне очень помогли в этом. Мне бы не хотелось, чтобы в Ташкенте, или где либо еще, на лапидарную поэзю смотрели как на попытку "упразднить лирику", примитивизировать поэзию, и проч. и проч.
    Потому что я знаю, насколько яркой бывает именно лирическая тема в коротких форматах. А вот от чего "тошнит формат" — это размазывание, невнятность, и неискренность. То, что в обычных стихах может быть приукрашено щедро восклицательными знаками, многоточиями, витиеватыми конструкциями из слов, в лапидарной поэзии недопустимо. Ни один поэт, который поработал в лапидарном жанре, уже не простит себе размазни в стихах. Поэтому лапидарные жанры не противопоставляются обычной лирической поэзии а наоборот, помогают тем, кто в ней работать, сделать ее еще более яркой, искренней и уникальной.

  2. "Мне бы не хотелось, чтобы в Ташкенте, или где либо еще, на лапидарную поэзю смотрели как на попытку "упразднить лирику", примитивизировать поэзию, и проч. и проч. "
    Согласна, Олеся. Мне тоже не хотелось бы. Думаю, сосуществование жанров интереснее неприятия. Хотя размазывания и невнятности везде хватает. в том числе и в опытах лапидарного творчества. Краткость — не всегда сестра таланта. Но в лучших образцах "пирожки" трогают лиричностью, юмором или сарказмом, парадоксами умозаключений.

    я вижу мир лет через двести
    в нет нету алчности и слез
    в нем нет неравенства и злобы
    и нету никого в живых

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Недельный тур на остров Хайнань обойдется узбекистанцам в два раза дешевле, чем на Чарвак и Чимган

23 ноября, в Ташкент состоялся бизнес-форум с участием представителей туристического сектора Китайской Народной Республики. Данный форум был посвящен продвижению...

Больше похожих статей