— Правительственный портал (ПП) — один из первых проектов Центра, расскажите об истории его создания.
— Правительственный портал РУз в сети Интернет является одной из ключевых составляющих электронного правительства страны и создан для улучшения условий доступа граждан, бизнес структур и государственных органов к информации о Правительстве и государственных органов.
Первая версия Правительственного портала была разработана и размещена в сети Интернет в сентябре 2003 г. по адресу www.gov.uz, в которой основное внимание было уделено взаимодействию правительства с органами государственного управления и власти (G2G).
В 2008 году при Центре UZINFOCOM была создана Группа информационного обеспечения и развития Правительственного портала РУз в сети Интернет, одной из основных задач которой является техническое и информационное сопровождение Правительственного портала.
На сегодняшний день Правительственный портал является одним из важнейших интернет-ресурсов республики. В среднем за месяц Правительственный портал посещают более 30 тысяч пользователей, а количество переходов по ссылкам Портала на другие ресурсы составляет более 130 тысяч переходов в месяц. На веб-сайте каждого органа государственной власти и управления размещена ссылка на Правительственный портал.
С целью дальнейшего развития и модернизации Правительственного портала в октябре 2009 г. была разработана его новая версия на новой платформе, которая оснащена дополнительными модулями (G2Bи G2C) и размещена в сети Интернет.
— В чем состоит основная цель ПП? Какие задачи призван решать ПП? Какими технологическими решениями решаются эти задачи?
— Основными целями Портала являются:
— создание специализированной информационной системы, предназначенной для формирования и развития государственных информационных ресурсов, оказания интерактивных государственных услуг, предоставляемых юридическим и физическим лицам организациями;
— содействие в повышении эффективности взаимодействия организаций с физическими и юридическими лицами;
— информирование населения о возможностях и процедурах их взаимодействия с соответствующими организациями;
— содействие в повышении качества и эффективности деятельности организаций за счет роста уровня оперативности обмена и распространения информации, уровня информированности организаций;
— унификация межведомственного электронного обмена информацией.
Для достижения поставленных целей нами используются самые современные технологические решения и методы в сфере ИКТ. В частности, при разработке новой версии Правительственного портала, который, как было выше отмечено, был запущен в октябре 2009 г., нами были проанализированы опыт и практика разработки аналогичных информационных ресурсов более 50 стран мира, и на основе многостороннего анализа и изучения мы отобрали самое современное на тот момент решение и подходы.
Текущая версия Портала представляет собой совокупность более десяти собственных сервисов и шлюзов к другим порталам, сайтам государственных органов и учреждений других ветвей власти (Президент, Прокуратура, Парламент, Верховный суд и др.), а также выполняет роль координатора и интегратора национальных информационных систем.
Между информационными базами и порталами осуществляется информационный обмен на базе программного обеспечения X-Road.
Основная классификация услуг — тематический многоуровневый каталог.
Учитывая возрастающий спрос населения к информационным ресурсам, предоставления им широкого доступа к ИГУ, широкого информирования пользователей Правительственного портала о деятельности Правительства и государственных органов Группой информационного обеспечения и развития Правительственного портала в 2010 году разработана мобильная версия Правительственного портала и размещена в сети Интернет по адресу www.m.gov.uz
— Портал предназначен только для исполнительной власти? У Олий Мажлиса и Сената свои сайты? Нет ли пересечений функций? Нет ли неохваченных интернетом фрагментов правительства?
— Согласно Правительственным решениям, Правительственный портал является официальным государственным информационным ресурсом Правительства Республики Узбекистан в сети Интернет. Поэтому основной акцент в данном ресурсе сделан на информацию о Правительстве и государственных органов. Но на Правительственном портале предусмотрен переход на информационные ресурсы других ветвей власти, в частности на сайты Законодательной палаты Олий Мажлиса (http://parliament.gov.uz/) и Сената РУз (www.senat.uz). Такое решение использовано для создания удобств пользователям, чтобы они могли через единую точку доступа быстро и без хлопот перейти на другие информационные ресурсы.
Пересечений в этом случае нет, Портал используется как единая точка перехода на сайты других органов власти, в т.ч. законодательной, а основная информация и соответствующие услуги предоставляются непосредственно на их сайтах.
В настоящее время в результате реализации правительственных решений и программ по развитию и внедрению ИКТ в государственное управление фактически все государственные органы разработали и разместили свои официальные веб-сайты в сети Интернет. С каждым годом совершенствуется нормативно-правовая база по информационным ресурсам, в частности утвержден перечень базовых интерактивных услуг, предоставляемых гражданам и субъектам предпринимательства через веб-сайты государственных органов в различных сферах и отраслях (налогообложение, таможенное оформление, визовая поддержка, подача заявлений и обращений и др.). Многие государственные услуги переводятся в электронный вид.
Фактически всю информацию о деятельности Правительства и государственных органов сейчас можно получить в сети Интернет, а количество интерактивных услуг, предоставляемых государственными органами, составляет более пятисот, включая информационные услуги, услуги по одностороннему и двухстороннему взаимодействию.
Можно с уверенностью сказать, что в настоящее время неохваченных Интернетом фрагментов Правительства фактически не осталось или по крайней мере ее доля очень низка.
— Можете ли Вы сказать, какая именно информация ПП самая востребованная, какие страницы самые посещаемые и что чаше всего ищут посетители?
— По результатам анализа посещаемости Правительственного портала можно сделать вывод, что наиболее посещаемые страницы Портала — это информация о государственных органах, в частности функций и задачах государственных органов, деятельность Правительства, а также услуги, такие, как формы и бланки, реестр базовых интерактивных государственных услуг, а также форма обратной связи. Кстати, по форме обратной связи Правительственного портала ежедневно от пользователей поступают более 10 вопросов, обращений и жалоб. Мы по мере возможности и компетенции стараемся не оставлять без внимания ни одно обращение и вопрос, отвечаем на них, даем рекомендации и комментарии.
Пользователи чаше ищут информацию о государственном устройстве республики, контактных данных государственных органов, часов и дней приема граждан руководителями государственных органов, те или иные государственные услуги, формы и бланки для скачивания, информацию о системе образования, налогообложения и таможенного оформления.
— Все интерактивные услуги ушли в ЕПИГУ или на ПП тоже есть или планируются интерактивные услуги?
— Да, правильно, в настоящее время практически все интерактивные государственные услуги внедрены на Единый портал. Но стоит отметить, что Единый портал является неотъемлемой частью Правительственного портала и он создан при Правительственном портале. Так что оба этих ресурса дополняют друг друга. Для удобства пользователей на Правительственном портале размещена ссылка на Единый портал, так что воспользоваться интерактивными услугами можно и через Правительственный портал.
Но в текущей версии Правительственного портала все же сохранились интерактивные услуги, но количество их очень мало. В основном через портал предоставляются информационные услуги. К услугам самого портала можно направить обращение, задать вопрос, подписаться на RSS-ленту, отправить ссылку другу и т.д.
В настоящее время разрабатывается новая версия Портала, в которой планируется расширить перечень интерактивных государственных услуг за счет добавления новых разделов, тематик и сфер касательно деятельности Правительства. В частности, можно будет участвовать в обсуждениях правительственных решений, выслать заявку на получение того или иного правительственного документа, задать вопроса членам Правительства и др. Пока все это в планах, но в любом случае на Портале в его новой версии будет целый ряд новых интерактивных услуг, актуальных и востребованных пользователями. Возможно, мы разместим на Портале опросник для определения наиболее востребованных услуг Правительства, как это уже реализовано в Едином портале в разделе «предложить услугу».
— Не кажется ли Вам, что раздел «Пресс-центр» не отвечает недавним требованиям об открытости госорганов — не аккумулирует новости от всех госорганов и даже не имеет RSS-ленты?
— Как известно, 5 мая 2014 годы Олий Мажлисом РУз был принят Закон «Об обеспечении открытости деятельности органов государственной власти и управления». С принятием данного законодательного акта возрастет требование как к содержанию, актуальности и качеству публикуемой информации, так и информационным службам и пресс-центрам. С этой точки зрения пресс-службы или информационные службы государственных органов должны как можно быстрее привести свою деятельность в соответствие с требованиями данного Закона.
Что касается раздела «Пресс-центр» Правительственного портала, то необходимо здесь отметить, что информационную составляющую всех разделов Портала составляют информационные материалы государственных органов. И если государственные органы задерживают информацию, публикуют некачественную и неактуальную информацию, это напрямую отражается на качестве работы Портала. Иными словами, авторитет и престиж Правительственного портала формируется главным образом самими государственными органами, их материалами и отношением к данному ресурсу.
Если остановиться на цифрах, то можно сказать, что всего с апреля 2009 г. по март 2014 г. для размещения на Правительственном портале РУз в сети Интернет государственными органами было предоставлено всего более 4 тыс.ед. материалов на узбекском, русском и английском языках. Но статистика показывает, что из года в год как количество материалов, так и количество организаций, предоставляющих материалы, снижается. Поэтому в этом плане необходимо усилить и активизировать работу информационных служб в части их взаимодействия с Группой информационного обеспечения и развития Правительственного портала РУз в сети Интернет при Центре UZINFOCOM, повышения кадрового потенциала и использования ИКТ в своей деятельности.
— Вы, наверное, анализировали зарубежный опыт и можете сказать, чем наш ПП отличается от разных зарубежных аналогов, в чем наша особенность?
— Функционирование текущей версии Портала организовано по модулям электронного правительства, таким, как G2C, G2B, G2F.
Каждый из модулей сегментирован по типам жизненных ситуаций (образование, трудоустройство, законодательство и др.), с которыми сталкивается пользователь в его повседневной жизни. Ссылки из подразделов ведут на различные сайты и порталы государственных органов и ведомств республики. Информация представляется государственными органами в онлайн режиме через систему управления контентом.
Основными отличительными свойствами Портала являются:
— предоставление пользователям максимально доступной информации о Правительстве и государственных органов;
— онлайн управление контентом;
— активное присутствие в социальных сетях;
— наличие RSS- ленты последних изменений на Портале;
— наличие расширенного поиска;
— во всех сайтах государственных органов имеется ссылка на Правительственный портал.
— Планируется ли модернизация ПП? Насколько она будет масштабной? Будет ли изменена структура Портала и подача информации? В чем именно заключается новизна?
— В настоящее время ведутся работы по разработке новой версии Правительственного портала в соответствии с требованиями действующего законодательства и учетом передового международного опыта и практики. В частности, разработана Концепция дальнейшего развития Правительственного портала на период до 2017 года.
В новой версии Правительственного портала предусмотрено:
— внедрить систему оценки качества предоставления государственными органами информации для размещения на Правительственном портале с дальнейшим размещением результатов оценки работы государственных органов (рейтинг) по предоставлению информации на Правительственном портале в режиме онлайн;
— внедрить систему оценки выполнения государственными органами поручений Правительства с дальнейшим размещением на Правительственном портале результатов качества работы государственных органов (рейтинг) с поручениями и задачами Кабинета Министров;
— размещение на Правительственном портале результатов оценки качества работы государственных органов (рейтинг) с обращениями граждан, направленных через Единый портал в режиме онлайн;
— разработать специальный модуль, обеспечивающий доступ для лиц с ограниченными возможностями (возможность навигации по сайту госоргана с выключенной функцией отображения графических элементов страниц в веб-обозревателе);
— интегрировать на Портал электронную цифровую подпись для идентификации пользователей и предоставления специфических услуг и сервисов для пользователей;
— предоставление возможности рассмотрения законопроектов и постановлений в режиме обсуждения с гражданами до их подписания;
— публикация результатов обратной связи с гражданами;
— публикация имеющихся открытых данных (opendata) на портале в удобном для анализа и обработки виде (XML, PDF, Excel, RSS и т.д.);
— регулярно проводить мониторинг предоставления государственными органами информации для размещения на Портале, модернизировать систему управления контентом, предусмотрев в ней возможность фильтрации, поиска и сортировки информации.
www.uzinfocom.uz