Больше года прошло с того дня, когда в сети Интернет в тестовом режиме был запущен Единый портал интерактивных государственных услуг. И вот уже второй год он предоставляет населению услуги в режиме «одно окно».
Я помню появление этой услуги, состоящей из малого количества модулей, сложным доступом и множеством недоработок. Сейчас тоже есть недоработки, но с каждым разом их становится все меньше. И многие исходят не от разработчиков, а от чиновников, которым приходится сотрудничать с порталом.
Хороший знакомый, работающий в этой системе, рассказал о том, сколько возможностей она дает и сколько благ еще могла бы принести, если бы чиновники не боялись с ее полным внедрением потерять свои кровные левые доходы. Знакомый, являющийся работником Узинфоком, немало рассказал и даже показал то, что касается этой новой для нас услуги . Итак…
«Услуги в новом формате» — так звучит слоган Единого портала, что означает предоставление этих услуг через единую точку доступа в режиме реального времени. Например «Прием, регистрация и рассмотрения заявок на получение справки органов государственной налоговой службы об отсутствии задолженности по налогам», «Прием заявлений на получение лицензий в сфере телекоммуникаций» и другие.
Для предпринимателей отдельно созданы услуги по отправке заявлений на получение соответствующих лицензий в различных сферах. Для этого вы заходите на Единый портал, вбиваете свои данные, отправляете запрос и получаете оперативную информацию от специалиста на предмет того, какие документы необходимо собрать. Затем отправляете этот пакет документов через портал в нужную инстанцию, и остается только ждать ответ в установленные сроки. Сроки зависят от формирования пакета в том или ином госоргане.
Основное внимание на Едином портале уделяется рассмотрению обращений и жалоб граждан. Сегодня это самые популярные услуги, которые рассматриваются в течение месяца. Сам портал в этом случае устанавливает некий контроль над соблюдением сроков. И это не сказки. Сама попробовала и убедилась, что прием моей жалобы состоялся. Осталось лишь только ждать результата.
Необходимо также отметить, что среди имеющихся на данный момент интерактивных государственных услуг можно найти также услуги информационно-справочного характера — «вопрос — ответ».
Есть еще интересный модуль «Статистика», который предоставляет актуальную информацию о состоянии рассмотрения и итоговых результатов по заявкам и обращениям пользователей, тем самым обеспечивая прозрачность и открытость деятельности государственных органов, что в дальнейшем может повысить эффективность взаимодействия между государственными органами и рядовыми гражданами.
На мой вопрос, каким образом строится самооценка сотрудников портала, мой собеседник ответил, что на портале модуля «оценка» можно найти всю необходимую информацию. Ее дают сами посетители данного портала. Таким образом, пользователь портала имеет возможность самостоятельно делать выводы и давать комментарии о качестве работы и даже ставить оценку той или иной услуги.
В целом Единый портал создан для предоставления доступа к интерактивным государственным услугам, в том числе на платной основе. И его основная задача — это прямая передача обращений в государственные органы, без проволочек со стороны чиновников, что как-никак повышает эффективность такого взаимодействия.
По логике можно сказать, что с помощью Единого портала сокращаются и даже устраняются бюрократические преграды и барьеры. Единственное, что усложняет задачу, — это то, что люди с трудом привыкают к новшеству и не все доверяют этой необычной на сегодняшний день услуге. Многие считают, что жаловаться — это плохо. Кто-то боится, что жалобы создадут новые проблемы, а кто-то считает, что жалобы подавать в таком ракурсе бесполезно. Мол, только время и свое самолюбие тешить.
Необходимо отметить, что на портале имеется и архивная услуга. Благодаря ей пользователь портала имеет некую страховку от чиновников. Ведь бывают случаи, когда те же чиновники нередко требуют информацию многолетней давности. А обратившись через портал в архивы, можно получить сведения о прежних местах проживания, о людях, которые давно переехали на новые места, и даже сделать попытку восстановить свое генеалогическое древо.
А главное удобство заключается в том, что не надо выстаивать очереди и обивать пороги десятков кабинетов. Нажал кнопку, и готово! Также предусмотрен и тот вариант, что некоторые жители республики не имеют доступ к Интернету. Тогда они могут обратиться по телефону 200-18-18, который время от времени мелькает на экране телевидения в социальных роликах на государственном, так и на русском языках.
Мой знакомый уверяет, что даже сегодня тот же пенсионер уже может позвонить и сообщить свои данные и оставить запрос. Далее работники центра все сделают за него и сообщат о результатах на сайт http://my.gov.uz
Также каждый гражданин Узбекистана имеет возможность одновременно обратиться не менее чем в пять организаций. А с 1 октября будет запущен кабинет предпринимателя, дающий возможность сдавать отчеты и балансы во все официальные инстанции, не выстаивая все тех же пресловутых очередей и не тратя ни единой минуты зря. Здесь будут все услуги вплоть до возобновления лицензии или закрытия таковой.
При этом он добавляет, что его руководитель искренне верит, что договоры будут пересмотрены, необходимые коррективы внесены. И в ближайшем будущем каждый гражданин Узбекистана сможет обратиться на Единый государственный портал для четкого и оперативного решения не отдельно взятых, а всех возникающих вопросов.
Дениза АЛЕКСАНДРОВА-ИЛЬИНА.