На днях в автобусе достал из только полученной пачки с заработной платой купюру в тысячу сумов и не глядя подал кондуктору. В ответ услышал: «Поменяйте, такую не берем». Оказалось, прямо посреди купюры — прожженная дыра.
Вернувшись домой, пересмотрел всю пачку. Как минимум, половина из них либо порваны на сгибах, либо сильно потерты, либо расписаны. Причем здесь не только традиционные записи телефонов знакомых или их имена, но и банальная проба пера на наличие чернил.
Невольно возник вопрос: если бы это была купюра не в 1000 сумов, а стодолларовая? Вы когда-нибудь видели на 10 долларах США чей-нибудь номер, записанный на память? А кто держал в руках изжеванный, изорванный один доллар США? Те же вопросы относятся к евро и российским рублям. Почему же своя валюта должна иметь такой непрезентабельный вид?
И дело не в том, насколько она котируется за рубежом, а в том, что именно ее мы добываем потом и кровью, а затем месим, как гончар глину, и расписываем, как младенец стену.
Стало любопытно, а что такое наши сумы? И хорошо ли мы знаем их историю и изображения? Ведь каждая купюра имеет свое обозначение, как правило, с историческим подтекстом. И вот что выяснилось: на каждой купюре узбекского сума по сложившейся традиции изображена та или иная достопримечательность нашей страны. И выходит, что глядя на них, можно отправиться в небольшое виртуальное путешествие! Например:
Забытые купюры
1 сум — появился в 1994 году. На нем изображен Государственный академический Большой театр имени Алишера Навои, который был создан в 1939 году на базе узбекского музыкального театра. А уже в 1948 году театру было присвоено имя Алишера Навои.
3 сума — на этой купюре изображен один из известных памятников архитектуры Бухары — мавзолей Чашма-Аюб. По существующей легенде, именно здесь когда-то проходил пророк Аюб, которому стоило только ударить своим посохом, и тут же появился колодец. В наше время здесь находится музей воды.
5 сумов — здесь можно было увидеть памятник Алишеру Навои, который расположен в столичном Национальном парке им. А. Навои. Строительство этого парка в Ташкенте было закончено еще в 1937 году.
10 сумов — знаменитый архитектурный памятник Самарканда мавзолей Гур-Эмир. Этот мавзолей был построен по приказу самого Амира Темура в честь его любимого внука Мухаммед Султана, который покинул этот мир совсем молодым. В 1996 году к 660-летию Амира Темура в ходе реставрационных работ были восстановлены два минарета.
25 сумов — здесь мы видим еще одну достопримечательность Самарканда — комплекс Шахи-Зинда. Целых одиннадцать его мавзолеев сохранилось до наших дней. В 2001 году комплекс Шахи-Зинда был включен в список Мирового наследия ЮНЕСКО.
50 сумов — еще один замечательный и, пожалуй, самый узнаваемый архитектурный памятник Самарканда — Регистан. Знаменитая площадь включает в себя медресе Улугбека, Шер-Дор и Тилля-Кари. Раньше все дороги Самарканда вели именно на площадь Регистан, где всегда шла оживленная торговля.
Исчезающий, но еще не забытый
100 сумов — на этой купюре мы видим столичный концертный зал, который с 2008 года называется «Истиклол», а ранее это был Дворец «Дружбы народов». Само здание было построено в мае 1982 года.
И ныне действующие
200 сумов — появившись в 1997 году, эта купюра в течение полутора-двух лет была самой крупной в нашей стране. На ней изображен фрагмент с фасада медресе Шердор в Самарканде, придуманный мастером Мухаммадом Аббасом, в виде тигра в лучах восходящего солнца.
500 сумов — в 1999 году в обращение выходит купюра, достоинством в 500 сумов, на которой изображен памятник Амиру Темуру, который расположен в столичном сквере, также названном в его честь. Бронзовый памятник Амиру Темуру, работа скульптора И. Джаббарова, был установлен в 1994 году.
1000 сумов — эта купюра вышла в 2001 году, и на ней изображено здание Государственного музея истории Темуридов. Этот музей был открыт в нашей столице 18 октября 1996 года, к 660-летию самого Амира Темура.
5000 сумов — самая крупная купюра на сегодняшний день появилась в обращении в прошлом, 2013 году. На ней изображено здание Олий Мажлиса — Парламента Республики Узбекистан. Она вызывает наиболее серьезное уважение у наших граждан. Во всяком случае ни одной рваной или расписанной пока видеть не приходилось.
Вот такая мини-история о скромной узбекской валюте. И хотелось бы еще добавить: Граждане! Мы каждый день трясемся в ароматно-грязном общественном транспорте, перекусываем чертовски полусвежими пирожками и хот-догами в обеденный перерыв, трудимся, «вкалываем», «пашем», «горим на производстве», «крутимся», «вертимся», «ищем» и порой «находим»! И платят нам за это не доллары США и не евро — сумы. Давайте попробуем сделать их немного симпатичнее, чище, глаже. Не будем мять, не будем рвать, а сохранять и уважать. Может, тогда и они нас полюбят?
Леша ПРЖИВАЛЬСКИЙ.
Очень много валюты в тех же штатах исписаны и так же расписанны, не говоря уже по состоянии ( надорваны и т.д. ). У нас к ним относяться более бережно потому что и значимость 100$ купюры выше. И не все готовы брать их даже помятые слегка. Хотя в банках должны удаляться все порванные ( при покупке авто при мне 5000 купюры в кассе рвали попалам и списывали, хотя они на 90% были целыми, но такое не везде и всегда делают, вопрос почему только ). Чем меньше купюра тем больше она в обороте. Те же 200 сум проходят почти везде от попрашайки, базары, сдачи в автобусе и т.д. Конечно они из строя выходят быстро, нет смысла удивляться, другое дело что банки их не заменяют своевременно.