Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Узбекистан: «До» и «После». Другой стране уже 3 года

Узбекистан: «До» и «После». Другой стране уже 3 года

Узбекистан: «До» и «После». Другой стране уже 3 года

Как бы это кому-то не нравилось – мы все равно будем сравнивать. Так уж устроен человек. Но эпоха кухонных разговоров уже позади. Настало время открытых дискуссий.

«До» и «После». Время разделилось на эти две категории. Таков публичный дискурс в оценке событий последних лет, хотим мы этого или не хотим, те, кто будет писать историю Узбекистана, эпохальный водораздел станут отождествлять с датой, практически совпадающей с празднованием Дня независимости нашей республики. Но отсылы будут уже не только к 1991, а еще и к 2016 году. Ибо то, что мы уже 3 года живем в другой стране – ежу понятно. Другой - не по названию, другой – по содержанию.

3 года. По историческим меркам – это даже меньше, чем мгновенье. Вспоминается в этой связи ответ Чжоу Эн Лая на вопрос о последствиях Великой французской революции (1789г.) для судеб человечества. Китайский политик тогда сказал, что для таких оценок «прошло еще слишком мало времени» («всего-то» полтора столетия на тот момент).

Прошло еще слишком мало времени и для того, чтобы и нашему недавнему прошлому была вынесена окончательная оценка. Осмысливаться и переосмысливаться оно будет еще очень долго. Споря и полемизируя, мы и наши потомки (большое видится на расстоянии) будем, и многие годы спустя обращаться к тому периоду отечественной истории, который предшествовал смене руководителя республики. Но то, что эпоха «До» разительно контрастирует с эпохой «После», более чем очевидно уже сейчас. Как и то, что нынешнему главе государства досталось весьманепростое наследие в виде обширного букета структурных и институциональных проблем в экономике, социальной сфере, во внешних связях и т.д. Практически ситуация была такой, что, куда ни глянь – реформы назрели.

И если бы страна процветала, 3 года назад никто бы не говорил о необходимости столь кардинальных перемен. Никто бы за них и не взялся. Все продолжало бы плыть по течению, поскольку в этом попросту не было бы нужды. А досужие разговоры о преемственности курса суть только рассуждения в контексте древней мудрости "Demortuisautbeneautnihil". «….autbeneautnihil» - или ничего, или только хорошее.

К числу того, что было достигнуто «До», несомненно, относится демонтаж старой советской системы, декоммунизация страны, хотя и осуществлялась она (чего греха таить?), иногда и абсолютно большевистскими методами. Тем не менее…. Первый Президент Узбекистана непримиримо относился к любым действиям и любой символике, напоминающим о советском периоде истории, рассматривая ее тиражирование в качестве признака ностальгии по СССР, в определенной степени, идеологической угрозы основным принципам государственного суверенитета. Ислам Каримов считал, что возврата к имперскому прошлому быть не должно! Ни в каком виде, ни в какой форме! Ни даже намеком! Десоветизация Узбекистана – это одна из его главных исторических заслуг. Только вот демонтировать-то мы демонтировали…. А возвели - то ли не совсем то, что хотели, то ли совсем не то, что следовало….

И гражданское общество, и демократические институты, и рыночная экономика, и прозрачное администрирование в Узбекистане долгое время оставались на уровне деклараций и декораций. За экономическую стагнацию, повсеместную коррупцию, изоляционизм, ситуацию с гражданскими правами и свободами нас не критиковал только ленивый. Ни в одном из международных рейтингов, классифицирующих те или иные параметры развития страны или качества жизни ее населения, мы не занимали позиций, достойных Узбекистана. Разве не так?

Нынешний глава государства развернул страну лицом к накопившимся проблемам, предложив совершенно новую повестку дня, в целом отвечавшую сформировавшимся на тот период запросам общества и, отличавшуюся невиданным для Узбекистана уровнем открытости и откровенности. Начал выстраиваться диалог между властью и населением. «Верхи» стали прислушиваться к голосам, доносившимся с самых «низов». «Лентяи и тунеядцы», трудившиеся за рубежом, вновь превратились в наших полноправных соотечественников, а соседние республики – в братские и партнерские государства.

Ликвидирован детский принудительный труд, запрещено привлечение к непрофильной работе сотрудников бюджетных организаций. Раскрепощается пресса, поощряется предпринимательство, привлекаются инвестиции, на новом уровне сфера туризма, которой отводится роль своеобразного «локомотива» отечественной экономики. Всего и не перечислишь. 5 лет назад мы ночевали у банковских дверей ради обмена валюты, преодолевая подчас унизительные процедуры во имя заветных 500 долларов для оплаты учебы или лечения за рубежом (Вы не забыли?). Сейчас, когда мы заходим в банк и нас встречают словами «Хурматли мижоз!» («Уважаемый клиент») мы чувствуем себя другими людьми. Всё перестраивается и все перестраиваются. Разве это не другая страна? Она меняется, и мы вместе с ней… (пусть и не всех устраивают темпы)

3 года назад страна задалась вопросом: что будет дальше? Она застыла в ожидании перемен и пленилась новыми надеждами. Уже стартовые инициативы Шавката Мирзиёева (реформы в медицине, образовании, открытие границ, создание «народных приемных» и пр.) принесли ему небывалую поддержку населения и высочайший кредит доверия в обществе, которое, в свою очередь, прониклось новой мотивацией, мотивацией на обновление. Страна воспрянула духом! (острословы шутили: «Когда в стране сменилась власть – страна с дивана поднялась»)

Стратегия развития на 2017 – 2021 годы в концентрированном виде отразила новые тренды во внешней и внутренней политике Узбекистана, которые по мере их реализации формировали совершенно иной облик нашей страны, гораздо более привлекательный. Нам нравилось то, что мы начали удивлять мир, и мир начал наблюдать за инновациями в Узбекистане с повышенным интересом. Нам стали больше доверять, но и критикуют не меньше. Нередко бывает за что.

Ибо было бы большим преувеличением утверждать, что принимаемые меры, иногда и достаточно спорные, всегда и во всем приносят ожидаемый эффект. Да, не все получается. Да, остаются проблемы (но мы ведь их открыто признаем и обсуждаем?!). Да, не обходится без ошибок, а как бы вы хотели? В условиях столь масштабного переформатирования страны, они неизбежны и некоторые решения приходится пересматривать. Но не ошибается, как известно, тот, кто ничего не делает. По этому поводу вспоминается еще одна байка, гуляющая в сети. Одного мудреца спросили: «Как долго ждать перемен?» Он ответил: «Если ждать, то долго».

Так вот, 3 года назад у нас уже не было времени ждать. Страна была на грани и раньше мы только шептались об этом. Теперь говорим об этом вслух. Это ли не шаг вперед?

При всем при этом мы не закрываем глаза на проблемы. Что, разве общество устраивает состояние судебной системы и избирательность правоприменительной практики, выражающаяся в безнаказанности некоторых представителей исполнительной ветви власти, дискредитирующих реформы своим пренебрежением к конституционным гарантиям граждан? Мы уже искоренили коррупцию? Повысили дееспособность парламента? Избавились от узковедомственного или кланового лоббизма в экономике, обеспечив равные конкурентные права всем участникам рынка во всех его сегментах? Ликвидировали безработицу? Подняли качество образования? Для решения этих и многих других вопросов 3 лет недостаточно, а значит, многое еще сделать предстоит. И страна в ожидании новых импульсов, мотивирующих общество на продвижение к декларируемым главой государства ориентирам.

Самое главное: ошибки, проблемы и критика недолжны снижать нашего общего настроя на перемены. Настроя на борьбу с клановостью и коррупцией, которые тормозят реформы. Настроя на изживание чиновничьего произвола, допускающего пренебрежение интересами людей и нарушение их конституционных прав. Настроя на интегрирование страны в цивилизованное глобальное социально-экономическое пространство после стольких лет обособленности. Ощущение того, что шаг за шагом и несмотря ни на что, мы все-таки движемся к этой цели, остается главной приметой эпохи «После».

И последнее: 3 года назад Шавкат Мирзиёев мог бы выбрать другой путь, сохраняя прежние принципы и механизмы управления государством. О том, к чему бы это нас привело, как-то даже и думать не хочется. Особенно теперь, когда мы уже 3 года живем в другой стране……

Что бы там ни говорили, и что бы ни думали, а гигантский шаг вперед наша республика за эти 3 года сделала и, чтобы отрицать это, надо быть слепым на оба глаза.

Рахимджан МАХКАМОВ
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Комментарии
Тимур
Все верно написано .!!! Идём по верному курсу перемен с каждым днём всё лучше и лучше это наша страна мы ее Граждани и мы гордимся этим мы великая страна Узбекистан..
Серж
Да хватит уже фигню городить.
Измннения есть и дай бог президенту выдержать дебилизм нашего народа привыкшего воровать и только воровать.
Времена становления политической стабильности начаты были именно каримовым . Продолжаются новым президентом . Он тоже в ступоре из которого пытается вылезти.
Пока есть уроды которые проявляют тупую самодеятельность всем будет трудно.
Удачи вам в нелегком и трудном начинании становлении страны господин президент.
Великолепно написано, полностью поддерживаю

Полностью согласен с автором, президент хочет и старается делать декларированные им изменения, но этому мешают казнокрады и любители "телефонного права" которые считают население быдлом и до сихпор придерживаются любимого им принципа "ты начальник я дурак, я начальник ты дурак". Но из-за нехватки грамотных кадров президент вынужден терпеть их. Ну что же поделаем, придется терпеть или самим брать в руки
Ибо то, что мы уже 3 года живем в другой стране – ежу понятно.
,,,,
Автор жжёт))))
Татьянакл
Одна демагогия, где реальные изменения, которые произошли за 3 года? Я живу за пределами РУ, хотелось бы о них узнать

Саша
А что плохого было в Советском союзе? По крайне мере Узбекистан появился благодаря советской власти,а именно товарищу ЛЕНИНУ , а где его памятник? Это вопрос по поводу нашей благодарности.Все что появилось в этой стране,грамотность, научные кадры, предприятия весь научный потенциал появился во время именно Советской власти,а не вопреки ей. Все современные центральные города Узбекистана были построены в тот период , в которых и сейчас мы живем. Так что Советской власти мы должны быть благодарны.
Павел
to Саша
Государственность в Узбекистане существует несколько тысяч лет. А благодаря товарищу ленину существующие государства Центральной Азии попали под гнет советской власти. Про научный потенциал - не забывайте сколько великих ученых, признанных во всем мире, родились, выросли и трудились здесь. Обеспечением грамотности всего населения уже занимались джадиды, еще до прихода большевиков.
Что плохого было в союзе? Тоталитаризм, дефицит всех товаров, репрессии, экономический застой, отсутствие законности и демократии, выбора (все под одну гребенку), свободы и так можно продолжать бесконечно.
Браво. Комментарии, которые показывают реальные вещи в стране не пропускают. О каких изменениях вы говорите автор?
Вопрос: Сколько пальцев у человека на одной руке? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

Он в одиночку уничтожил 52 миллиарда человек

Заплатите деньги, и таможня даст «добро»

Железнодорожная отрасль Узбекистана оказалась перед непростым выбором

«Сын сидел год ни за что»: дело Жасурбека Ибрагимова продолжается в гражданском суде

expo
Похожие статьи